Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.
В отличие от спроса предложение отражает другую сторону рыночных отношений — поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Процесс купли-продажи или обмена товаров здесь рассматривается не с позиций покупателя, а с позиций продавца.
Под объемом предложения понимается максимальное количество товаров или услуг, которое согласен предложить продавец в единицу времени. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражается функцией предложения:
Qsx=f(PxJP/...Pi,K,C,...),
где Qsх -объем предложения товара х в единицу времени;
Рх, Ру,..., Рz – цены товаров х, y, z..
К — технология, используемая при производстве товаров;
С — налоги и дотации;
— другие возможные факторы.
Приняв все факторы, воздействующие на предложение, за исключением цены данного товара, за неизменные величины, перейдем от функции предложения к функции предложения от цены:
Qsх = f(Px)
Функция предложения от цены, равно как и функция спроса от цены, может быть задана в виде таблицы, уравнения или графика. Однако в отличие от спроса в области предложения не существует какого – то общего закона. Поэтому при графическом изображении данной функции линии спроса могут иметь различный наклон и конфигурацию. Тем не менее, наиболее часто встречающиеся линии предложения имеют положительный наклон, как это изображено на рисунке 2.
Рsх
S1
Р2
Е1
Р1
S
Qsх
Рис.2. Функция предложения
Примечание. Источник: [11, с.48]
Следовательно, объем предложения увеличивается, если растет цена, и наоборот сокращается при снижении цены. Например, при росте цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличится с Q1 до Q2.
Если все факторы, определяющие объем предложения данного товара за исключением его цены, считать неизменными, то изменение объема спроса будет происходить вдоль линии спроса. На рисунке 2, например, из точки Е1 в точку Е2.
Если меняются прочие факторы, определяющие предложение, а цена данного товара остается прежней, то происходит сдвиг линии предложения. Так, внедрение новой технологии может привести к сдвигу кривой предложения из положения S в положение S1.
Любая точка на линии предложения показывает какова должна быть цена единицы товара, чтобы данное количество этого товара было произведено и предложено на рынке для продажи. Другими словами, линия предложения позволяет представить объем выпуска какого-либо товара за определенный промежуток времени, которому будут соответствовать различные цены.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара.
Рассмотрев спрос и предложение в отдельности, можно перейти к анализу их взаимодействия. Для этого совместим на одном графике линии спроса и предложения (рис. 3).
Рх
Р2 Sх
Р Е
Р1
0 Q2D Q1s Q Q2D Q2s
Примечание. Источник: [11 , с. 49]
Точка их пересечения Е даст нам статическое рыночное равновесие, которое характеризуется равновесной ценой Р и равновесным объемом Q.
«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой», — писал А.Маршалл [8, с. 101].
Следовательно, в состоянии равновесия спрос равен предложению: QDx = QSx.
При этом ни покупатели ни продавцы не заинтересованы в изменении условий купли-продажи данного товара, в части его объемов и цен.
Алгебраически состояние равновесия можно определить следующим образом:
если QDx = a-bPx, QSx = c + dPx.
где а, b, с, d — константы, то
Qх =а-Bр =c + Dpх.
Отсюда следует, что
Рх = ( а —с): (b +d)
Qх = (ad +bc) : (b+d)
Важной характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность. На рис. 3 показано стабильное рыночное равновесие. Действительно, при любой цене, отличной от равновесной, и продавцы, и покупатели будут заинтересованы в изменении сложившейся ситуации. Если фактическая цена рынка будет выше равновесной (Р2 > Р), то избыток предложения (Q2S - Q2D) будет оказывать понижающее воздействие на цену Р2. В случае же P1<P возникает дефицит в размере Q1 D – Q1s, который заставит цену Р1 расти. Колебания спроса и предложения в конце концов приведут к состоянию равновесия, при котором спрос будет равен предложению. Маршрут этих колебаний, будучи представлен графически, имеет вид паутины, а отображающая ее модель носит название паутинообразной. В нашем примере, когда наклон Dx больше наклона Sx, паутина неизбежно приведет к равновесной цене и равновесному объему.
Если наклон линий спроса и предложения будет иметь противоположный характер по сравнению с рассмотренным, то цены и объемы сделок будут разбегаться со все увеличивающейся амплитудой. Другими словами, возникает тенденция к удалению от равновесного состояния.
Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому рыночное равновесие может быть не только устойчивым, но и нестабильным или полустабильным. Равновесная цена может иметь не единственное и строго определенное значение, а взаимодействие спроса и предложения не всегда приводить к равновесной цене.
В микроэкономике для рассмотрения реальных рыночных ситуаций широко используется метод сравнительной статики. Суть этого метода заключается в сопоставлении различных рыночных равновесных состояний. При этом сам процесс перехода от одного равновесия к другому не принимается во внимание. Следовательно, этот метод учитывает фактор времени не прямо, а косвенно. Для косвенного учета фактора времени А. Маршаллом было введено понятие «период» как характеристика скорости приспособления предложения к изменившемуся спросу. Различают мгновенный, короткий и длительный периоды.
Период, в котором все факторы производства являются постоянными величинами, принято называть мгновенным.
В длительном периоде все факторы выступают как переменные величины.
В коротком же периоде одни факторы являются постоянными (основные фонды), а другие (количество, состав работников) переменными величинами. Введение понятия «период» позволяет дополнить сопоставление различных равновесных состояний анализом перехода от одного состояния к другому.
Предположим, что на каком-то товарном рынке произошло увеличение спроса на данный товар, что выразилось в сдвиге линии спроса D1; в положение D2 (рис.4).
Рх
S1
D2 Ss
E1
Р1 SL
Рs D1 Es
PL
P EL
E
Рис.4. Сдвиг равновесия
Примечание. Источник: [11, с. 52]
Поскольку предложение всегда реагирует на изменение спроса с известным отставанием во времени, рассмотрим процесс приспособления предложения к изменившемуся спросу в мгновенном, коротком и длительном периодах.
В мгновенном периоде производство не успевает реагировать на увеличение спроса на товар х.
Поэтому линия предложения в мгновенном периоде будет параллельна оси ординат. В результате при практически прежнем объеме предложения товара х цена на него возрастет и составит Р.
В коротком периоде объемы производства пользующегося спросом товара будут несколько увеличены. Поэтому линия предложения (Ss) отклонится вправо от вертикального положения и будет иметь положительный наклон, цена в коротком периоде (Ps) несколько снизится, а объемы продаж (Qs) увечатся.
В длительном периоде, когда производители будут иметь все возможности для наращивания объемов производства вплоть до полного насыщения потребности, линия предложения SL будет иметь еще более пологий характер по сравнению с коротким периодом. Пределом ее наклона может быть положение прямой, параллельной оси абсцисс. Цена товара (PL) приблизится к первоначальной цене {Р), а объемы предложения {QL) — к полному удовлетворению спроса на данный товар. Таким образом, переход от мгновенного периода к короткому, а затем к длительному сопровождается снижением равновесных цен и увеличением равновесных объемов –предложения.
В смешанной экономике
Регулирование рынка может преследовать самые различные цели: борьбу с инфляцией, предотвращение нежелательной дифференциации доходов, сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение безработицы и т. д.
Государственное воздействие на рынок может проводиться в жизнь как путем использования финансовых рычагов, так и посредством прямого контроля за уровнем цен и объемами производства.
Рассмотрим наиболее репрезентативные методы государственного регулирования. К их числу следует отнести , прежде всего, введение потоварного налога. Масштабы и роль налогов в нашей стране существенно выше, чем в развитых рыночных системах.
Допустим, что исходное рыночное равновесие до введения налога характеризовалось ценой Р и объемом Q (см. рис. 5.).
Рх
Dх Sх
Е1
Р1 t
Р
Р2
Е2
0
Q1 Q2
Рис.5. Потоварный налог и рыночное равновесие
Примечание. Источник: [11, с. 53]
Государство вводит налог, который должен уплачивать производитель в сумме t с каждой единицы товара. Понятно, что для производителя это означает удорожание производимого товара. Линия предложения Sx сдвинется на величину t и займет положение S1x. Рыночное равновесие сместится из точки Е в точку Е1. Оно будет характеризоваться объемом производства Q1, который будет меньше первоначального объема на величину Q1Q, и ценами Р1 и Р2. Цена Р1, которую будет платить покупатель, окажется выше первоначальной равновесной цены Р, а цена Р2, которую фактически получит продавец, после уплаты налога, будет ниже Р. При этом цена P1 будет несколько меньше, чем P+t, поскольку на рост цены покупатели ответят сокращением спроса. Потери в цене производителя составят Р-Р2, что подтолкнет его к совершенствованию технологии, улучшению организации производства товаров.
Потоварный налог может уплачивать не продавец, а покупатель. Однако ситуация от этого не претерпит принципиальных изменений. В любом случае налоговое время будет ложиться и на продавца и на покупателя. А вот распределение его между продавцом и покупателем будет зависеть от наклона линий спроса и предложения.
Другим распространенным финансовым рычагом государственного воздействия на соотношение спроса и предложения являются дотации в рыночной экономике правительство использует безвозмездную финансовую помощь для того, чтобы стимулировать производство новых товаров, развитие новых отраслей, предотвратить безработицу, обеспечить независимость страны от поставок продукции из-за рубежа.