Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:11, курсовая работа
В первой главе определены общие понятия монопольной власти, общественные издержки монопольной власти. Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с понятием и условием формирования монопсонии. В третьей главе определены основные проблемы монополизации российского рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Условия возникновения монопольной власти 5
1.2 Показатели и издержки монопольной власти 6
2.РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ МОНОПСОНИИ 10
2.1 Понятие и условия формирования монопсонии 10
2.2 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью 11
3. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА 14
3.1 Особенности монополизма в России 14
3.2 Антимонопольная политика в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5
ГЛАВА
1 ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т.е. в отличие от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Конечной причиной
6
монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы.
Рассмотрим условия, определяющие монопольную власть.
Эластичность рыночного спроса
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Число фирм на рынке
Вторым определяющим условием кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Взаимодействие между фирмами
Конкурентная
стратегия фирмы является решающим
условием монопольной власти. Монопольная
власть фирмы часто меняется по времени,
как и условия ее деятельности (рыночный
спрос и издержки). Это приводит к изменениям
в поведении самой фирмы и ее конкурентов.
Более того, реальная или потенциальная
монопольная власть в краткосрочном периоде
усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном
этапе.
1.2Показатели
и издержки монопольной власти
Вспомним важное различие
7
предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
Данный коэффициент
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене.
Следующее ключевое понятие
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
8
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна
фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии,
то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли
100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм.
Рис.1
Рис.1 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться
9
предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.
Могут возникнуть и дополнительные общественные
издержки монопольной власти, которые
превышают полные чистые убытки в треугольниках
В и С. Фирма может затратить огромные
средства с общественных позиций непродуктивно,
чтобы получить, удержать и использовать
монопольную власть.
10
ГЛАВА
2 РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ МОНОПСОНИИ
2.1 Понятие
и условия формирования монопсонии
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Статус монопсониста на факторном рынке
может совмещаться со статусом и совершенно
конкурентного предприятия на рынке благ,
и предприятия, обладающего в той или иной
мере монопольной властью на этом рынке.
В определенном смысле монопсония является
зеркальным отражением монополии. Если
монополист не имеет функции предложения
своей продукции на рынке благ, то монопсонист
не имеет функции спроса на потребляемые
им факторы производства. Если у монополиста
кривая предельной выручки имеет отрицательный
и более крутой наклон, чем кривая спроса,
то у монопсониста кривая предельных факторных
затрат имеет положительный и более крутой
наклон, чем кривая предложения фактора.
Эти особенности сказываются на параметрах
оптимального положения монопсониста.
Монопсония возникает при следующих условиях:
11
2.2 Власть
монопсонии, сочетающаяся с монопольной
властью
Рыночную власть на рынке благ называют обычно монополистической властью. В предельном случае обладание ею приводит к вырождению строения рынка в чистую монополию, а в случаях ее разделения возникают рынки однородной или дифференцированной олигополии Монополистической конкуренции. Симметрично рыночную власть на рынке факторов производства называют монопсонистской. В предельном случае, если вся эта власть сконцентрирована у одного предприятия, рынок фактора приобретает характер монопсонии, а в случаях ее разделения между несколькими предприятиями – олигопсонии. Наиболее типичным примером монопсонии является населенный пункт с единственным градообразующим предприятием Монопсонистская власть особенно велика, если в таких населенных пунктах действует режим прописки и/или междугородный пассажирский транспорт слабо развит или вовсе отсутствует. В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства. Если у монополиста кривая предельной выручки имеет отрицательный и более крутой наклон, чем кривая спроса, то у монопсониста кривая предельных факторных затрат имеет положительный и более крутой наклон, чем кривая предложения
12
фактора. Эти особенности сказываются на параметрах оптимального положения монопсониста.
На рынках ресурсов возможностей для появления монопсонии гораздо больше. Достаточно, чтобы какой-то ресурс потреблялся только одной отраслью и в этой отрасли по тем или иным причинам существовала всего одна фирма. Причиной существования одной фирмы в отрасли и, как следствие, монопсонии на некоторый ресурс может быть естественная монополия в этой отрасли. Например, единственная в хозяйстве железнодорожная компания будет монопсонистом на рынке локомотивов, железнодорожных вагонов, рельсов и шпал (при условии невозможности экспорта этих товаров в другие страны).
Как видно, в вышеуказанном случае, монопсония фирмы на рынке ресурса сочетается с монопольным положением этой фирмы на рынке ее продукта. Подобная ситуация может наблюдаться не всегда. Если фирма, конкурирующая с множеством других фирм на рынке своего продукта, приобретает некоторую власть над своими поставщиками, она будет являться в некоторой степени монопсонистом.
Монополист сам устанавливает цену на свою продукцию, и у него нет конкурентов, которые могли бы предложить этот же продукт по более низкой цене. Монополист не может повышать цену сколь угодно высоко - покупатели уйдут с рынка. Но из всевозможных ее значений он выбирает такое, которое при заданных функциях спроса и затрат принесет ему наибольшую прибыль.