Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:01, реферат
Рыночная власть -- это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить:
доля фирмы в отраслевом предложении;
эластичность рыночного спроса;
степень взаимозаменяемости продукта;
характер взаимодействия фирм.
Рыночная власть
-- это способность производителя
или потребителя оказывать
доля фирмы в отраслевом предложении;
эластичность рыночного спроса;
степень взаимозаменяемости продукта;
характер взаимодействия фирм.
Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменениям ею объема выпуска, а ее влияние на рыночную цену сильнее. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей. Отсутствие товаров заменителей также способствует укреплению рыночной власти фирмы. Рыночная власть может стать и результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора.
Наличие у фирмы
рыночной власти отнюдь не означает, что
она может произвольно
Рыночная власть производителя -- это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения
В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной выручки будет зависеть от изменения цены и количества.
Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы а) меньше рыночной цены, так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене. Максимизирующая прибыль фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену, которая превышает предельные издержки производства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.
5.3 Степень рыночной власти
Степень рыночной власти фирмы определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы. и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до для монополии.
Можно заметить, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса), и наоборот. Отсюда следует вывод, что при снижении эластичности спроса рыночная власть растет, а при увеличении эластичности спроса -- снижается, исчезая, то есть становясь равной нулю, при абсолютной эластичности.
Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности.
Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею сверхприбыли, прямой зависимости между ними нет, так как прибыль зависит от уровня средних издержек и объема реализации. Так фирма обладающая незначительной рыночной властью может получать большую экономическую прибыль нежели фирма обладающая значительно большей рыночной властью, но имеющая меньшую прибыль В этом смысле получаемая фирмой экономическая прибыль будет свидетельствовать о мере реализации рыночной власти, которой обладает фирма. В то же время из приведенного примера не следует, что имеющая более эластичный спрос фирма всегда получает большую прибыль. Напротив, будучи в большей степени подверженной влиянию конкуренции, обладающая незначительной рыночной властью фирма на практике может рассчитывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая сильной рыночной властью.
5.4 Типы рыночных структур