Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:40, курсовая работа
Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Введение
Глава 1. Монополии в рыночной экономике
1. Определение монополии
2. Спрос на продукт монополии
3. Максимизация прибыли монополией
4. Причины существования монополий
Глава 2. Естественные монополии и их регулирование
Глава 3. Антимонопольная политика в России и за рубежом
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ
ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»
Кафедра экономической теории и мировой экономики
на тему:
«Монополии
в рыночной экономике»
Выполнил:
студент: Ромашова
Г.Н.
Проверил: д.э.н. профессор
Шишкин
А.Ф.
Воронеж 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Монополии в рыночной экономике
1. Определение монополии
2. Спрос на продукт монополии
3. Максимизация прибыли
4. Причины существования
Глава 2. Естественные монополии и их регулирование
Глава 3. Антимонопольная политика в России и за рубежом
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
монополии и конкуренции
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
С
начала 90-х годов эти проблемы
остро встают перед Россией: без
принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
Основное
внимание уделено исследованию естественных
монополий, которые существуют преимущественно
в отраслях коммунального обслуживания.
В большинстве стран эти
В
работе представлены способы и методы
регулирования естественной монополии,
а так же рассмотрены проблемы
взаимоотношений между
C применением экономической графики на примере фирмы, показаны условия существования монополии, ее проблемы и пути их решения.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Регулированию
монополий уделяется большое
внимание в разных странах в рамках
антимонопольного законодательства. Рассмотрены
примеры регулирования
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому
на данном этапе огромное значение
имеет создание и усовершенствование
законодательной базы по поводу регулирования
монополистических процессов и
конкуренции, понимание населением
необходимости экономических
В
данной курсовой работе также рассмотрены
основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики; действующее
антимонопольное
Глава 1. МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ
Монополии1 – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают.
Если
обратить внимание на монополистические
образования в промышленном производстве,
то это отдельные крупные
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Во
многих отраслях ведущие фирмы знают,
что они представляют собой настолько
большую часть рынка, что они
могут посредством своих
которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Монополия характеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
В реальной жизни
монополия- это всегда вопрос меры власти
над рынком. Можно было утверждать,
что каждый бакалейный магазин является
монополистом, поскольку не существует
даже двух магазинов с абсолютно
одинаковым ассортиментом. Однако такой
подход к рассмотрению бакалейного
бизнеса, оказывается непригодным,
так как цены, назначенные одним
продавцом, влияют на спрос, с которым
сталкиваются другие расположенные поблизости.
1.2.СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИИ
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Таким образом, сокращая продаваемое количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения объёма выпуска своего продукта.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами заключается в мере их власти над рынком.
В качестве примера предлагаю рассмотреть некую фирму. У фирмы имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный. Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .
Предельный доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
Для
совершенно конкурентной фирмы предельный
доход всегда равен цене, потому
что такая фирма может
В первых двух столбцах
Спрос, совокупный доход и предельный доход. Таблица 1
Объём
спроса,
единиц в неделю |
Цена
(в $ за единицу) |
Совокупный
доход,
Кол-во х цену ($ в неделю) |
Предельный
доход,
($ в неделю) |
0 | 16 | 0 | |
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | -2 |
6 | 4 | 24 | -6 |
7 | 2 | 14 | -10 |
8 | 0 | 0 | -14 |
Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данные показаны в графическом рисунке 1.1А
Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.1б., а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объём сп2роса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должна
возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц.