Рыночная власть монополии и монопсонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В первой главе определены общие понятия монопольной власти, общественные издержки монопольной власти. Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с понятием и условием формирования монопсонии. В третьей главе определены основные проблемы монополизации российского рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Условия возникновения монопольной власти 5
1.2 Показатели и издержки монопольной власти 6
2.РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ МОНОПСОНИИ 10
2.1 Понятие и условия формирования монопсонии 10
2.2 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью 11
3. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА 14
3.1 Особенности монополизма в России 14
3.2 Антимонопольная политика в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

для инета.docx

— 84.19 Кб (Скачать)

      Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические 

21

злоупотребления становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда  в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих случаях  оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления  она фактически уничтожила целые  отрасли промышленности.

      Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

      Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

      Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

      В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит

22

высокомонополизированный  характер. Тем большее значение в  этих условиях приобретает текущее  регулирование деятельности монополий.

      Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в  первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку3 нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

      Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

      Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

23

      Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

      Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если

бы не были подкреплены практическими  действиями – с гарантией привели  бы их за тюремную решетку по обвинению  в попытке создания картеля.

      Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

    

24

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Монополия - это ситуация на рынке, которая  характеризуется множеством покупателей  и лишь одним продавцом. В целом  предложение у монополиста будет  меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано  с определенными издержками для  общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому  антитрестовские законы запрещают  фирмам монополизацию большинства  рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать  общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

      Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным  с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У  таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную  власть, критерии ее измерения и  ее воздействие на ценообразование.

      Власть  монополий  - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность  продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой  рыночной властью (фактически на большинстве  мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния  на фирмы и потребителей.

       Симметрично рыночную власть на рынке факторов производства называют монопсонистской. В предельном случае, если вся эта власть сконцентрирована у одного предприятия, рынок фактора приобретает характер монопсонии. В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства. Эти особенности сказываются на параметрах оптимального положения монопсониста.

            Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического  списка. В первой главе определены общие понятия монопольной власти, общественные издержки монопольной власти. Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с понятием и условием формирования монопсонии. В третьей главе определены основные проблемы монополизации российского рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В процессе данной работы нам удалось определить то, что:

    • Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
    • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
    • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
    • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
    • Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
    • В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
    • Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ  МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ                                               5                                                                

1.1 Условия  возникновения монопольной власти                                          5

1.2  Показатели и издержки монопольной власти                                          6

2.РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ  МОНОПСОНИИ                                                         10

2.1 Понятие и условия формирования монопсонии                                           10

2.2  Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью                    11                                                                                  

3. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ  РОССИЙСКОГО РЫНКА                   14

3.1 Особенности монополизма в  России                                                            14

3.2 Антимонопольная политика в России                                                           19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ           
 
 

  1. «Государственная  антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных  Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2000г.
  2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.
  3. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.
  4. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
  5. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000г.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999г.
  7. Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 1997г.
  8. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.
  9. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2000г.
  10. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х томах. СП б.: Экономическая школа. 2000г.

Информация о работе Рыночная власть монополии и монопсонии