Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса страны СНГ вынуждены искать пути по привлечению прямых иностранных инвестиций для активизации процессов интеграции этих стран в мировое хозяйство. На данный момент экономика стран СНГ переживает мировой финансово-экономический кризис, что сказывается на всех сферах жизни и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно.

Работа содержит 1 файл

Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства.doc

— 892.00 Кб (Скачать)

     - иные стимулы - государственные  расходы на создание инвестиционной  инфраструктуры, создание зон со  специальным экономическим статусом и другие.

     Несмотря  на достаточно критическое отношение  международных организаций к  использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, использование  стимулирующих мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой – на фискальные меры.

     Для коренного изменения сложившейся  в странах СНГ ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных  инвестиций. Кардинальные сдвиги в  политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов  в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

     Стратегической  целью политики в сфере привлечения  ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ, принцип национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам. Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:

     - четкая последовательная стратегия,  отражающая серьезность и долговременность  намерений государства в привлечении  ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;

     - согласованность основных положений  политики привлечения ПИИ во  всех ветвях власти на региональном  и федеральном уровне, а также  в предпринимательских кругах;

     - соответствие деклараций и реальных  действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата.

     Приоритеты  политики привлечения ПИИ в страны СНГ должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

     - поощрение отдельных, важных для экономики видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

     - отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность), отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике и отрасли, обусловливающие развитие экспорта – Машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;

     - приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

     - приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

     - страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.

     В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов  может стать создание специфических  стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем. Льготы должны предоставляться исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок и не менялись в течение этого времени. Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. Проблемы привлечения иностранных инвестиций рассмотрим на примере России. Осуществление грандиозных проектов реконструкции и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций.

     Важнейшей проблемой привлечения иностранных  капиталовложений в РФ, на мой взгляд, являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Как  бы не относился иностранный предприниматель  к России, вкладывать денежные средства в ее экономику, он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства. Из чего следует, что целью любого предпринимателя является прибыль. Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название "глобализация экономики". Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др. Из выше написанного можно сделать вывод, что привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек.

     Для этого потребуется:

     - намного увеличить расходы госбюджета  на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;

     - ввести жесткие ограничения на  вывоз валюты. Одно лишь отсутствие  государственных границ и визового  режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

     По  мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в  России относятся:

     - высокая стоимость коммерческого  кредита; 

     - недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;

     - отсутствие эффективных механизмов  трансформации сбережений населения  в инвестиции;

     - высокий уровень финансовых (в  том числе инвестиционных) рисков  из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.

     Необходимо  ужесточить финансовый и административный контроль над целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления  инвестиционных программ. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран. Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.

 

      ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ  ПРОСТРАНСТВЕ 

     3.1 Проблемы и перспективы  интеграционных процессов  в СНГ 

     Объективными предпосылками развития интеграционных процессов являются: некогда единая экономическая инфраструктура, схожий уровень конкурентоспособности производимой продукции, проведение во всех странах СНГ социально-экономических рыночных реформ. В то же время превалирование национального фактора, разноскоростной ход экономических реформ препятствует активному развитию интеграционных процессов. В настоящее время происходит переосмысление процессов интеграции в рамках СНГ с учетом изменившихся реалий. Во главу угла выдвигаются принципы экономической целесообразности, обеспечения разумного баланса между защитой национальных интересов и открытостью для сотрудничества, соблюдения суверенитета, многоступенчатость и постепенность. В данном контексте, с учетом сложившейся в экономическом развитии стран СНГ тенденции магистральным путем продвижения экономического сотрудничества, углубления интегрированности государств является дальнейшее развитие технологических и кооперационных производственных связей, инвестиционного сотрудничества, либерализация торговли. Главный приоритет в дальнейшем развитии интеграционного сообщества должен быть отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в экономическом сотрудничестве. Активизировать интеграционные процессы в настоящее время возможно путем развития транснациональных корпораций.

     С целью углубления интеграционных процессов  в рамках Содружества Независимых  Государств главам государств-участников СНГ при формировании концепции  развития Содружества Независимых Государств рекомендует учитывать следующие основополагающие моменты:

  • считать целесообразным сосредоточить главные усилия государств Содружества на формировании единого экономического пространства;
  • завершить юридическое оформление многосторонней зоны свободной торговли, способствовать созданию условия для образования перспективных, развитых форм интеграции, в том числе таможенного союза;
  • способствовать подключению государств Содружества к деятельности ЕврАзЭС;
  • учитывая особую важность межгосударственного взаимодействия в вопросах энергетической политики, в целях укрепления безопасности и зашиты интересов стран Содружества активно способствовать формированию скоординированных подходов и проведению общей линии стран в области топливно-энергетического комплекса;
  • развивать транспортную инфраструктуру, современные конкурентоспособные международные трансконтинентальные коридоры с максимальным использованием выгод географического положения стран СНГ для бесперебойного межгосударственного сообщения;
  • активизировать работу по созданию международных финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, совместных предприятий и других форм экономического взаимодействия, особенно в сферах использования наукоемких технологий;
  • создать при поддержке государственных структур стран СНГ разветвленную систему лизинга для сложной продукции машиностроения и приборостроения (мировой опыт показывает, что наличие такой системы позволит активизировать спрос на продукцию этих отраслей);
  • способствовать формированию и реализации на взаимовыгодных условиях совместных инвестиционных программ в конкретных сферах экономики, финансируемых за счет собственных средств предприятий;
  • завершить переход на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";
  • осуществлять подготовку макроструктурных прогнозов развития экономики и проведения исследований конъюнктуры рынков стран СНГ;
  • обобщить и распространить позитивный опыт внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • содействовать формированию межрегиональных, товарных и финансовых рынков, включая организацию и проведение совместных форумов и ярмарок;
  • завершить внутригосударственные процедуры, обеспечивающие гармонизацию налогового, таможенного, валютного, внешнеторгового, банковского и страхового законодательства. В качестве основного инструмента законодательного обеспечения межгосударственной интеграции может выступить разработка Межпарламентской Ассамблеей модельных законов с их последующей ратификацией парламентами государств-участников СНГ;
  • повысить роль Экономического суда СНГ в вопросах выполнения взаимных обязательств, защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов стран СНГ;
  • согласовать действия стран СНГ при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), имея в виду обеспечение соответствия подготавливаемых в рамках СНГ проектов межгосударственных договоров, соглашений и других решений действующим в ВТО правилам и нормам в сфере торговли;
  • обеспечить свободную конвертацию национальных валют через интегрированную биржевую систему государств-участников СНГ для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов;
  • стремиться к осуществлению перехода к обслуживанию расчетов по потребительским сделкам на базе единой для всех стран пластиковой карточки СНГ.

Информация о работе Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства