Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса страны СНГ вынуждены искать пути по привлечению прямых иностранных инвестиций для активизации процессов интеграции этих стран в мировое хозяйство. На данный момент экономика стран СНГ переживает мировой финансово-экономический кризис, что сказывается на всех сферах жизни и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно.

Работа содержит 1 файл

Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства.doc

— 892.00 Кб (Скачать)

     Государство использует как административные, так  и экономические методы воздействия  на инвестиционную деятельность в стране. Административные (прямые) методы регулирования  предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

     К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти стран СНГ и органами государственной власти субъектов. Законом об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

     1) Создание благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности путём:

  • совершенствования системы налогов, механизма начисления
  • амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга;
  • проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

     2) Прямое участие государства в  инвестиционной деятельности путём: 

     - разработки, утверждения и финансирования  инвестиционных проектов, осуществляемых  в РФ совместно с иностранными  государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
  • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
  • размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
  • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

     Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной
  • деятельности;
  • гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
  • защиту капитальных вложений.

     Законом предусмотрено, что капитальные  вложения могут быть национализированы  только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам  инвестиционной деятельности. Они могут  быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

     Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в  соответствии с законодательством  РФ.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

     Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. 

Регулирование финансовых инвестиций   Регулирование условий инвестирования средств  за пределы государства   Налоговое регулирование  инвестиционной деятельности
     
Регулирование сфер и объектов инвестирования Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности   Регулирование участия инвесторов в приватизации
         
Экспертиза  инвестиционных проектов   Проведение  эффективной амортизационной политики   Льготное кредитование     Предоставление  финансовой помощи

     Рис. 1.2 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности 

     Государство для выполнения своих функций  регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так  и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания  и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

     1. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     2. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

     - контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

     - экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и  иной целесообразности инвестиций  в данный проект, отрасль или  инвестиционную программу. 

     Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

     - установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

     - защиты интересов инвесторов;

     - предоставления субъектам инвестиционной  деятельности не противоречащих  законодательству Российской Федерации  льготных условий пользования  землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

     - расширения использования средств  населения и иных внебюджетных  источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного  назначения;

     - прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

     - разработки, утверждения и финансирования  инвестиционных проектов, осуществляемых  муниципальными образованиями;

     - размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

     - выпуска муниципальных займов  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     - вовлечения в инвестиционный  процесс временно приостановленных  и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

     - предоставлением финансовой помощи  в виде дотаций, субсидий, субвенций,  бюджетных ссуд на развитие  отдельных территорий, отраслей, производств. 

     - проведением финансовой и кредитной  политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

     Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия  государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     Функции государственного регулирования инвестиционных процессов. Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

     1) установочную (целеполагающую);

     2) мобилизующую;

     3) стимулирующую;

     4) контролирующую.

     Установочная  функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

     Мобилизующая  функция государства заключается  в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня. В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Информация о работе Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства