Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса страны СНГ вынуждены искать пути по привлечению прямых иностранных инвестиций для активизации процессов интеграции этих стран в мировое хозяйство. На данный момент экономика стран СНГ переживает мировой финансово-экономический кризис, что сказывается на всех сферах жизни и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно.
Источник.
Росстат.
То есть международное сообщество достаточно быстро и абсолютно точно установило основную болевую точку: нынешний кризис – это кризис доверия. Потому национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Хотя в России кризис не оценивается как кризис доверия. Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали заметно снижаться. Это в большей степени коснулось и российского рынка.
В
результате российские регуляторы были
вынуждены принять ряд мер
по расширению ликвидности на рынке (снижение
ФОР, возможность использовать бюджетные
средства на покупку ряда акций, снижение
экспортных пошлин на нефть и др.; см. табл.
1.5)21.
Таблица 1.5Использование бюджетных средств
Банк России | Минфин |
• Предоставление
субординированного кредита Сбербанку
(500 млрд. руб.)
• Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.) • Компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента • Расширение инструментов рефинансирования • Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5) • Выдача необеспеченных кредитов • Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ • Участие в торгах на фондовом рынке |
• Размещение беззалоговых
кредитов из временно свободных средств
федерального бюджета
• Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам • Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК • Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд. руб.) • Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.) • Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд. руб.) • Увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс. руб.) |
В принятом Госдумой во втором и третьем чтениях пакете антикризисных поправок в закон о федеральном бюджете на 2008-2010 годы указаны средства, направленные на поддержку финансового рынка и различных отраслей российской экономики, которые будут выделены за счет экономии и перераспределения бюджетных расходов. В частности, депутаты предлагают увеличить взнос правительства РФ в уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК – Агентства ипотечного жилищного кредитования) в размере 60 миллиардов рублей.22
Предполагается, что АИЖК будет выдавать средства банкам, кредитовавшим покупателей квартир и застройщиков. Госкорпорация также предложит выкупить у строителей жилье, которое они не в состоянии достроить сами. АСВ (Агентство по страхованию вкладов) же будет заниматься поиском инвесторов для приобретения "проблемных" банков и выдачей кредитов покупателям на их финансовое оздоровление. Ранее предполагалось, что 75 миллиардов рублей, выданных ВЭБ (Внешэкономбанк), будут использованы именно для скупки проблемных банков. 175 миллиардов рублей пойдут на выкуп с бирж ценных бумаг российских компаний, которые подешевели из-за резкого падения российского фондового рынка, вызванного мировым финансовым кризисом и оттоком средств из РФ. Распорядителем этих средств также будет ВЭБ. Позже акции будут вновь проданы на рынок. Чтобы минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний Банк России с ноября 2008 г. рекомендовал коммерческим банкам поддерживать среднемесячный остаток иностранной валюты не выше уровня, сложившегося за период с 1 августа по 2 октября. Так же был разработан «список доверия» Центрального банка России, состоящий из 50 банков, которые будут иметь доступ к беззалоговым кредитам ЦБ. А в «Сбербанке» было дано письменное распоряжение за подписью президента Германа Грефа о приостановке выдачи розничных кредитов в валюте, объясняя такое решение возросшими валютными рисками.23 Для увеличения поддержки субъектов Федерации в размере 200-400 млрд. руб. могут быть задействованы средства, накопленные в Резервном фонде (составной части Международных резервов), в котором сейчас накоплено 134,6 млрд. долл., так заявил министр финансов Алексей Кудрин 19 ноября на «парламентском часе» в Госдуме, выступая с отчетом об управлении Международными резервами России: «Всего же из Резервного фонда в 2009 г. правительство может зачерпнуть 500 млрд. руб.»24. Было также объявлено о возможном использовании части средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений для вложений в российские акции с целью поддержки рынка. Для снижения налогового бремени в условиях финансового кризиса, когда любое послабление для бизнеса как нельзя кстати, внесены поправки и в Налоговый кодекс. Налог на прибыль снизится на 4% за счет федеральной части налога. Фактически «федеральная» часть налога уменьшится до 2,5%.25 Кроме этого, с 1 января 2009 г. будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%, напомнил премьер-министр. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. С января нефтяные компании начнут получать льготы по НДПИ за счет роста необлагаемой базы с $9 до $15, что позволит сэкономить $1,32 с каждого барреля добытой нефти или порядка 4,7 млрд. долл. для отрасли в целом; государство продолжит регулировать экспортные пошлины в ручном режиме; функция государства как основного кредитора также сохранится.26 На совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности, которое провел глава кабинета министров Владимир Путин, было принято решение о дополнительном выделении 12,5 млрд. руб. на госзакупки автомобилей. «Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 млрд. руб. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны ЦБ», – сказал Премьер-министр.27
Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила список компаний, которым окажут господдержку. В перечень системообразующих организаций, обнародованный 25 ноября, вошли в общей сложности 295 компаний из таких отраслей как транспорт, угольная промышленность, связь, энергетика, нефть и газ, СМИ, металлургическая промышленность, химия и нефтехимия, жилищное строительство, агропромышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс и др.28
На заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что, несмотря на мировой финансовый кризис, работа по национальным проектам в России будет продолжена в 2009 г., финансирование этих программ полностью сохранится.29 Так же президент РФ заявил о том, что в условиях мирового финансового кризиса нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов: «…И, наконец, начать переход к расчетам в рублях – который мы, к сожалению, затянули – конечно, прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов – сделать рубль одной из региональных валют».30
Для
поддержания занятости
Важное значение имеет вопрос контроля за выполнением антикризисных мероприятий и расходования выделения ресурсов. Ведь созданный в октябре 2008г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации является совещательным органом. А в последнее время появилась информация о том, что расходование выделенных средств банками должно контролироваться Банком России в лице специально уполномоченных на это лиц. Вывод, который можно сделать, анализируя данные статистики, заключается в том, что потенциал развития торговли внутри Содружества используется далеко не в полной мере. Динамично развивающийся регион стран СНГ резко снизил темпы экономического роста, что отразилось на уровне промышленного производства, занятости населения, обновлении основных фондов, резкому оттоку ПИИ и возникновению задолженности крупных субъектов экономики стран СНГ. России удалось за последние десять лет сформировать крупные финансовые резервы, которые были направлены на поддержание экономической стабилизации банковской системы и крупных промышленных предприятий. Однако собственных финансовых резервов недостаточно для прежних условий темпов экономики развития. Поэтому условие привлечения иностранного капитала является одной из приоритетных задач государственной политики стран СНГ в условиях финансово-экономического кризиса.
Как сказал Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию России: «Экономический кризис – не нужно обольщаться – еще далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека. Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной Концепции четырех «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплен и в подготовленной Правительством Концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объеме. Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды».33 Принятая правительством программа действий по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики, уже действует, и главное – необходимо реализовать эти меры полностью, промедление не допустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике финансовые тромбы, так, чтобы выделенные средства дошли до конечных получателей.
Масштабы антикризисных мер, принимаемых в российской экономике в настоящее время, соизмеримы с реализуемыми в других странах. И есть надежда, что меры оперативной антикризисной поддержки в сочетании с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, выведут нашу страну из кризиса с наименьшими потерями.
Сейчас
появляется уникальная (по историческим
меркам) возможность сформировать качественно
иные подходы и механизмы, которые
могут обеспечить устойчивое развитие
России в условиях затяжной глобальной
нестабильности, усиливая ее международные
позиции и превращая ее в один из важных
центров экономического и политического
влияния в мире. Эту возможность необходимо
использовать.
Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; или обозначаются также реальные активы, например, машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Инвестиция - это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и/или принести положительную величину дохода. Свободные денежные средства - не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Анализ инвестиционных процессов показывает, что увеличение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВНП. Иначе говоря, инвестируемые деньги - это деньги «повышенной мощности». К аналогичному эффекту приводит и увеличение государственных расходов. Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, в особенности в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Полная экономическая стабилизация и уж тем более переход от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста. Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса. По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.
По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций.
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями.
Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты, помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).
Даваемый
в законодательных актах и
в международных договорах
Информация о работе Роль ПИИ для экономики стран постсоветского пространства