Предусмотреть
создание институциональных механизмов
контроля институтами СНГ за соблюдением
принятых государствами-членами международных
обязательств, установив меры их ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До
мирового финансово-экономического кризиса
динамично развивающийся регион
стран СНГ резко снизил темпы
экономического роста, что отразилось
на уровне промышленного производства,
занятости населении, обновлении основных
фондов, резкому оттоку ПИИ и возникновения
внешней задолженности крупных субъектов
экономик стран СНГ. В настоящее время
в СНГ сложились неблагоприятные условия
для иностранных инвестиций. Это обусловлено
плохим инвестиционным климатом в целом.
По мнению МВФ основными препятствиями
на пути ПИИ в СНГ являются коррупция и
бюрократизм, а так же преступность и политическая
нестабильность, высокие налоги и слабость
инфраструктуры, а инфляция не упоминалась
вовсе. Следует отметить, что коррупция
заметно снижает качество приходящих
в страну ПИИ, поскольку фирмы, обладающие
наиболее ценными технологиями и знаниями,
пользующимися повышенным спросом во
всем мире, с меньшей вероятностью будут
вкладывать капитал в страны, где есть проблемы
с государственным управлением и защитой
прав собственности.
Привлечение
в широких масштабах иностранных
инвестиций в экономику постсоветского
пространства преследует долговременные
стратегические цели для активизации
процессов интеграции этих стран
в мировое хозяйство. Иностранный
капитал может привнести в
СНГ достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение стран Содружества
в мировое хозяйство и привлечение иностранного
капитала - необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются
бессистемно и только умножают государственные
долги. Приток инвестиций как иностранных,
так и национальных, жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей - выхода
из современного финансово-экономического
кризиса, преодоление спада производства
и ухудшения качества жизни. При этом необходимо
иметь в виду, что интересы российского
общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала, проведении
анти-импортной политики, в привнесении
в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для
получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической
беспечности. Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный
капитал, и, не лишая его собственных стимулов,
направлять его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей.
Привлекая
иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных
инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют российские,
занятые в той же сфере деятельности. Как
показал опыт, такая мера практически
не влияет на инвестиционную активность
иностранного капитала, но приводит к
возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным
иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Азербайджанской
Республики "Об иностранных инвестициях",
от 15 января 1992 г.
- Закон Республики
Армения «Об иностранных инвестициях»
от 31 июля 1994 г.
- Закон Республики
Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II "Об
инвестициях" (с внесенными изменениями
и дополнениями Законом РК от 04.05.05 г. №
48-III, от 31.01.06 г. № 125-III, от 19.02.07 г. № 230-III)
- Закон Республики
Киргизия "Об иностранных инвестициях",
от 28 июня 1991 г.
- Закон Республики
Молдова "Об иностранных инвестициях",
от 1 Апреля 1992 г с изменениями и дополнениями
от 11 мая и от 27 июля 1994 г.
- Закон Республики
Таджикистан "Об иностранных инвестициях",от
10 марта 1992 г.
- Закон Республики
Узбекистан 30 апреля 1998 г. № 611-I О гарантиях
и мерах защиты прав иностранных инвесторов
- Закон Туркменистана
"Об иностранных инвестициях", от
19 мая 1992 г.
- Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь 2001 г. (в редакции
от 18 июля 2006 г.)
- Указ Президента
Республики Узбекистан от 30 ноября 1996
года № УП-1652
- Федеральный
закон Российской Федерации «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»
от 9 июля 1999 года (в редакции от 26 июня
2007 г.)
- Федеральный
Закон РФ "Об инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений"
от 25.02.99 г. №. 2.
- А. Жуков
«Зальем ли нефтедолларами пожар экономики?
Россия опять пошла своим путем»// «Экономика
и жизнь», № 47 (9261) за 21.11.2008 г.
- А.Иванова:
Мировой финансово-экономический кризис
и страны СНГ - масштабы влияния и преодоление,
2009 г.
- А.С. Нешитой
Инвестиции, Учебник Изд.пятое дополненное
и исправленное, Москва 2007 г.
- Бункина
М.К., Семёнов А.М., Семёнов В.А Макроэкономика:
Учебник 3-е издание переработанное и дополненное,
2000 г
- д.э.н. И.А.
Николаев, Т.Е. Марченко, М.В. Титова: Аналитический
доклад. Страны СНГ и мировой кризис: общие
проблемы и разные подходы; Москва, июнь
2009 г.
- И. В. Кокушкина,
М. Н. Мисакян Прямые иностранные инвестиции
в странах СНГ: Современные проблемы Вестник
СПбГУ. Сер.5 2006 г. Вып.4
- Инвестиционная
деятельность в России: условия, факторы,
тенденции. – М.: Росстат, 2008 г.
- Информация
Торгпредства РФ в Республике Украина
за период 16 февраля - 2 марта 2009 г.
- Л.С.
Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И.
Леусский, Макроэкономика.
Учебник для вузов Москва: Высшее образование,
2005, cерия «Университеты России»
- М.Ершов «Мировой
финансовый кризис: причины и последствия»
// «Вопросы экономики», № 12, 2008 г.
- С.В. Чернышева
"Торгово-экономическое сотрудничество
Российской Федерации со странами СНГ",
Федеральный справочник, № I-VI (январь-июнь)
2009 г.
- Сбербанк
прекращает сорить долларами // Газета
«Коммерсантъ» № 236(4053) от 25.12.2008 г.
- Урок ошибок
и кризисов: пора действовать! Из послания
Федеральному Собранию Российской Федерации
Президента РФ Дмитрия Медведева// «Экономика
и жизнь», № 45 (9259) за 07.11.2008 г.
- Федулова
Н. Россия – СНГ: время собирать камни
// Мировая экономика и международные отношения.
2006 г.. № 1. С.104.
- Финансы:
Учебник, Издательство: Проспект, 2008 г.
- Борис Львов,
Архитектура мирового энергетического
рынка, http://www.kapital.kz
- Влад Гринкевич,
экономический обозреватель РИА Новости
«2008 год: начался с инфляции, завершился
кризисом» //http://www.rian.ru//, от 25/12/2008 г.
- «Госдума
одобрила пакет антикризисных мер» // портал
lenta.ru // http://lenta.ru/news/2008/10/23/agree
- И. Коломейская,
«Квартира за счет государства» // РИА
Новости от 15/12/2008 // http://www.rian.ru//
- Н. Зубкова
«Налоговые инициативы Путина: приподняли
бремя на год» //РИА Новости от 20/11/2008// http://www.rian.ru/crisis_review
- О. Митяев
«Мировой кризис: точка преодоления для
России» //РИА Новости от 21.11.2008// http://www.rian.ru/crisis_review
- «Правительство
поддержит автопроизводителей» / / «Экономика
и жизнь», № 51 (9265) за 19.12.2008 г.
- РИА Новости
от 16.12.08 // http://www.rian.ru/crisis_news
- Российские
компании, которые получат господдержку.
Полный список //РИА Новости от 25/12/2008// http://www.rian.ru/crisis_news
- Таджикистан
экспорт импорт внешней торговли международная
торговля экспорта импортеры, http://ru.alumnieeni.com
- Туркменистан
экспорт импорт внешней торговли международная
торговля экспорта импортеры, http://ru.alumnieeni.com
- Тяжелое
время для нефтяных компаний. // Вопросы
экономики // http://www.vopreco.ru/
- Финансирование
нацпроектов в России в 2009 г сохранится
в запланированных объемах – Д.Медведев
// «ПРАЙМ-ТАСС» от 24.12.08г. //www.prime-tass.ru/news/
- Экономика
Армении, http://www.worcount.com
ГЛОССАРИЙ
- АИЖК - Агентство
ипотечного жилищного кредитования.
Социально-экономическое значение
деятельности Агентства заключается
в формировании платежеспособного
спроса населения на жилье, популяризации
при поддержке государства общефедеральной
системы ипотечного жилищного кредитования
в национальном масштабе
- АСВ - Агентство
по страхованию вкладов. В целях обеспечения
функционирования системы страхования
вкладов Агентство осуществляет выплату
вкладчикам возмещений по вкладам при
наступлении страхового случая; ведет
реестр банков-участников системы страхования
вкладов; контролирует формирование фонда
страхования вкладов, в том числе за счет
взносов банков; управляет средствами
фонда страхования вкладов.
- ВВП - Валовой
внутренний продукт рыночная стоимость
всех конечных товаров и услуг (то есть
предназначенных для непосредственного
употребления), произведённых за год во
всех отраслях экономики на территории
государства для потребления, экспорта
и накопления, вне зависимости от национальной
принадлежности использованных факторов производства.
- ВНП - Валовой
национальный продукт совокупная стоимость
всего объёма конечного производства
товаров и услуг в текущих ценах (номинальный
ВНП) или ценах базисного года (реальный
ВНП), произведённых на территории данной
страны и за её пределами, с использованием
факторов производства, принадлежащих
данной стране.
- ВТО – Всемирная
торговая организация. Международная
организация,
созданная в 1995
году с целью
либерализации международной торговли
и регулирования торгово-политических
отношений государств-членов. ВТО
- ВЭБ – Банк
развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк).
- ГЭС – Гидроэлектростанция
- электростанция, в качестве источника
энергии использующая энергию
водного потока.
- ЕврАзЭС -
Евразийское экономическое сообщество
- международная экономическая организация,
наделенная функциями, связанными с формированием
общих внешних таможенных границ входящих
в нее государств (Беларусь, Казахстан,
Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан),
выработкой единой внешнеэкономической
политики, тарифов, цен и другими составляющими
функционирования общего рынка.
- ЕС - Европейский
союз — экономическое и политическое
объединение 27 европейских государств, подписавших
Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — международное
образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он
не является ни тем, ни другим. Союз является
субъектом международного
публичного права,
имеет полномочия на участие в международных
отношениях и играет в них большую роль.
- МВФ - Международный
валютный фонд. МВФ предоставляет кратко-
и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного
баланса государства. Предоставление
кредитов обычно сопровождается набором
условий и рекомендаций, направленных
на улучшение ситуации.
- МЦУИС - Международный
центр по урегулированию инвестиционных
споров. Целью МЦУИС является обеспечение
правовых возможностей для примирения
сторон и для арбитражных процедур в международных
инвестиционных спорах.
- НДПИ - Налог
на добычу полезных ископаемых - прямой налог, взимаемый с недропользователей.
Правила исчисления налога установлены
главой 26 Налогового кодекса. Плательщиками
НДПИ признаются пользователи недр —
организации (российские и иностранные)
и индивидуальные предприниматели.
- НИОКР - Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы. Комплекс
мероприятий, включающий в себя как научные
исследования, так и производство опытных
и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий
запуску нового продукта или системы в
промышленное производство. Расходы на
НИОКР являются важным показателем инновационной
деятельности компании.
- ПИИ - Прямые
Иностранные Инвестиции (FDI) в классической
форме - это процесс, когда компания из
одной страны осуществляет материальные
инвестиции, чтобы построить предприятие
в другой стране.
- СНГ - Содружество
Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное
объединение (договор о сотрудничестве
между независимыми странами) большинства
бывших союзных республик СССР. На данный момент в
СНГ состоят 11 стран: Азербайджан, Армения,
Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова,
Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан
и Украина.
- ТЭК – Топливно-энергетический
комплекс объединяет в себе добычу, переработку
и транспортировку энергоресурсов.
- ЦБ - Центральный
банк Российской Федерации.
- ЦЕФТА - Центральноевропейское
соглашение о свободной торговле, которое
вступившее в силу 1 марта 1993 г.
- ШОС - Шанхайская
организация сотрудничества - региональная
международная организация, основанная
в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.