Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:

изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого

бизнеса в Российской Федерации

1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….

1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………

2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...

Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..

Глоссарий……………………………………………………………………..

Список сокращений…………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………….....

Приложение

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РФ.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, поддержка МСП предоставит новые рабочие места, увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Также немаловажным является то, что развитие МСП ускорит диверсификацию экономики, будет служить толчком инновациям, формированию среднего класса в стране, который обеспечит стабильность в социальной сфере, что особенно важно в кризисных условиях. А как следствие, повысится спрос на внутреннем рынке страны, что позволит выйти из кризиса с новой, более совершенной, развитой и устойчивой экономикой.

     Нормативно - правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса координируют- деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими мероприятий федеральных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время единственным законодательным актом, определяющим статус субъекта малого бизнеса, является Федеральный закон от 14.06.95 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации».

     Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

     Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса, региональными программами развития субъектов малого среднего бизнеса и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса.

     Проведенный анализ сравнительной характеристики малого и среднего предпринимательства показал, что Республика Хакасия по средней численности работников микропредприятий занимает одно из последних мест, уступая лишь Республике Тыва (0,07%). Вливание инвестиций в основной капитал средних, малых и микро предприятий находится на достаточно низком уровне. Темпы производства скота и птицы на убой в крестьянских (фермерских) хозяйствах по субъектам Российской Федерации, удалось повысить за счет определенных регионов, но к сожалению Республика Хакасия в этот перечень регионов СФО не входит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Глоссарий 
 

№ п/п Новые понятия Содержание
1 2 3
1. Деловая репутация организации разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов. Положительную  деловую репутацию рассматривают как отдельный инвентарный объект и амортизируют в течение 20 лет линейным способом. Отрицательную - в полной сумме относят финансовый результат периода в составе прочих доходов.
2. Инвестиции  в основной капитал совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств
3. Инвестиции  в здания и сооружения расходы на строительство зданий и сооружений, которые складываются из выполненных строительных работ и приходящихся на них прочих капитальн6ых затрат
4. Инновационный бизнес новые наукоемкие технологии, которые определяют будущее технологического процесса.
5. Индивидуальные  предприниматели физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
6. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан связанных родством и (или) свойством, имеющих в осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии
     5

7.

Морозовский проект широкомасштабная программа развития предпринимательской активности путем подготовки и  переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам; отбора наиболее перспективных из них и поиска потенциальных инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки и предпринимателей и инвесторов и др.
1 2 3
     68. Малое и среднее предпринимательство (МСП) это база для развития предпринимательской активности и основа для формирования среднего класса. Кроме того, МСП - это один из факторов инновационного обновления, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста и ответственности.
     69. Нематериальные активы это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.
     810. Некоммерческая организация организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
     911. Основные средства это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
     112. Остаточная стоимость основных средств разница между их первоначальной стоимостью г суммой начисленной за период эксплуатации амортизации. Данное положение распространяется па основные средства, введенные в эксплуатацию как до, так и после вступления в силу главы 25 НК РФ. Для бухгалтерских целей при определении остаточной стоимости учитываются результаты переоценки основных средств, которая не влияет на данные налогового учета.
     113. Организация деятельности малых предприятий фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования.
     114. Парадигма (от греч. Paradeigma - пример, образец)

1) ключевая идея, лежащая в основе построения 
концепции;

2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке 
проблем, их объяснении и решении;

3) пример из истории, взятый для доказательства, 
сравнения.

     115. Практика менеджмента переход от парадигмы управления персоналом к управлению развитием человеческого капитала 
1 2 3
     116. Предпринимательство общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, т.е. способный действовать. Могут выступать в качестве российских предпринимателей граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие собственное, или другое приобретенное на законном основании имущество
17. Приоритетное развитие малого предприятия не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
     118. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренными федеральными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса, региональными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса.
     119. Субъекты малого

и среднего бизнеса

хозяйствующие субъекты (юридические  лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
     220. Среднесписочная численность работников Рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату и включает работников, работавших по трудовому договору и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу один день и более.
     121. Стратегия система приоритетов - определяет цели развития компании и представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и программных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем.
1 2 3
     122. Стратегическое управление ориентированный в будущее и на конкуренцию стиль управления, а также процесс, охватывающий информацию, коммуникацию, принятие решений и планирование, в котором высшее руководство, штабной аппарат и линейный вместе устанавливают конкретные бизнес цели
     223. Федеральные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
     224. Число малых предприятий Число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников которых от 16 до 100 человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета НДС составляют не более 400 млн. рублей.
     225. Число микропредприятий Число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников которых от 1 до 15 человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета НДС составляют не более 60 млн. рублей.
     226. Число средних предприятий число действующих на конец отчетного года хозяйствующих субъектов среднего предпринимательства – юридических лиц, средняя численность которых от 101 до 250 человек, предельные значения выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета НДС составляют не более 1000 млн. рублей.
 

     Список сокращений 

     гл. - глава

     ст. - статья

     с/х - сельское хозяйство

     г. - год

     в. - век

     тыс. - тысяч

     млрд. - миллиард

     млн. - миллион

     руб. - рублей

     ИП - индивидуальный предприниматель

     МП - малое предприятие

     ФНС - федеральная налоговая служба

     УФНС - управление федеральной налоговой службой

     ФТС - федеральная таможенная служба

     РФ - Российская Федерация

     СФО - Сибирский федеральный округ

     МСП - малое и среднее предпринимательство

     СМСП - субъекты малого и среднего предпринимательства

     ВВП - валовой внутренний продукт

     ВНП - валовой национальный продукт

     АКБ - активная клиентская база 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников 

     Нормативные правовые акты 

     
  1. Российская Федерация. Конституция (1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. Конституция Российской Федерации [Текст]: СЗ РФ, 26.01.2009, № 4, ст.445.
  2. Федеральный закон Российской федерации от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон Российской федерации от 17.07.2009 № 149-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты.
  4. Закон Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. № 88-ЗРХ «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Хакасия «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия на 2009-2011 годы».
  5. Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.09.2008 № 308 «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия на 2009 год».
  6. Решение Абаканского городского Совета депутатов Республики Хакасия от 25 февраля 2009 № 117»О внесении изменений в Положение «О субсидировании субъектам малого и среднего бизнеса части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды».
 
 
 

     Научная литература 

     
  1. Артемьев, Ю.К. // Аргументы и факты, 2010, №14, стр. 2. Статистический сборник. М.: Прогресс, 2006.- 64 с. - ISSN 1680-2721.
  2. Адамов, Н.А. Упрощенная система налогообложения: правовая база в 2009 г./Н.Л. Адамов, А.В. Смирнова. //Аудиторские ведомости, №12. 2009. – С.37-42.- ISSN 1680-2722.
  3. Алимова, Т.А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса. // Вопросы статистики. - №7.-2009. - С. 44-49.- ISSN 1680-3374.
  4. Андреев, И.М. О некоторых особенностях применения упрощенной системы налогообложения./ И.М. Андреев. //Бухгалтерский учет. Официальные материалы. - №10.-2010. - С. 13-25.- ISSN 1683-2833.
  5. Андреева, И.А. О критериях выделения малого и среднего бизнеса. // Общество и экономика.- №7.-2009.- С. 62-80.- ISSN 1690-2540.
  6. Астахова, К.Г. Идентификация субъектов малого бизнеса в целях применения 11БУ 18/02. //Бухгалтерский учет.- №21.-2009. - С. 43-48. - ISSN 1683-2843.
  7. Базарова, А.А. Отчетность субъектов малого бизнеса. //Аудит и налогообложение.- № 1. -2009. - С. 7-11. - 1SSN 1 648-2740.
  8. Бабаева, В.А. Менеджмент малого бизнеса: Малое предпринимательство в отечественной практике. Обобщения, методы и рекомендации. М.: Экзамен, 2006. - С. 131-142. - ISBN 5-230-10656-6.
  9. Буев, В.В. Проблемы адаптации малых и средних предприятий и органов контроля (надзора) к реформируемой законодательной системе государственного регулирования предпринимательской деятельности (на примере анализа арбитражных решений и опросов в российских регионах) Национальный институт системных исследований проблем бизнеса. www.nisse.ru.
  10. Дадашев, А.В. и др. Эффективность поддержки малого бизнеса // Вопросы экономики. - № 7.-2008. - С. 84-95.- ISSN 1732-1684.
  11. Дауранов, И.В. Рудецких А.С. Сегодня и завтра малого и среднего бизнеса // Континент.-№6.-2009.- С. 45-57.- ISSN 1957-4027.
  12. Игнатов, В.Г., Бородина О.К. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М.: Ось, 2010.- С. 125-140. - ISBN 5-288-03800-5.
  13. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. Интервью с А.Г. Аксаковым // Банковское кредитование. - №1 .-2008.- С. 34-36. - ISBN 5-468-35628-5.
  14. Крапивин, О.М. Особенности правового положения малого предприятия: Ответы на вопросы. М.: Академия, 2009.- С. 65-68.- ISBN 5-302-18349-0.
  15. Кусич, С. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух бизнеса / Кусич С., Свиянович В., Вайсбах А. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика.- N4.-2008.- С. 46-48.- ISSN 5-89635-013-1.
  16. Куштынова, И. Совершенствование действующего законодательства как фактор ускорения развития малого бизнеса. // Человек и труд,- №10. -2010 - С. 56-59.- ISSN 1760-3842.
  17. Лапуста, М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 576 с.- ISBN 5-300-02707-5.
  18. Леонов, С.Н. Типология проблемных регионов на основе оценки межрегиональных социально-экономических и финансовых различий //Известия РАН. Сер. Географ. 2007. - № 2. - С.68-76. - ISBN 5-286-03653-5.
  19. Макинтайр, Р. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - № 3.-2008.- 56 с.- ISSN 1685-9580.
  20. Матвеев, А.В. Малый бизнес: специальное обозрение. //Эксперт.- №41.-2009.- С. 109-112. - ISSN 1680-2320.
  21. Меркулова, Ю. О региональной и межрегиональной монополизации российской экономики //Общество и экономика. 2009. - № 6. - С. 110-131. - ISSN 1690-7237.
  22. Метелев, А.В. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. Аналитический обзор, Российское агентство исследования проблем бизнеса, 2009.- 45 с.- ISBN 5-230-10656-6.
  23. Микин, О.Ю. Минфин о спецрежимах. //Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение.- №16.-2009.- С. 12-15. - ISSN 1759-3956.
  24. Мордвинкин, А. Кредитование малого бизнеса: мифы и реальность/ А.И. Мордвинкпн. //Банковское дело. - № 2.-2010.- С. 84-87. ISSN 1682-1880.
  25. Опыт кредитования малого бизнеса в России./Под ред. Т.Д. Засухина. М.: Владос, 2009.- 218 с.- ISBN 5-300-02823-5.
  26. Орлов А. Предпринимательство в России //Вопросы экономики.- № 12. -2007.- С. 68-79.- ISSN 1730-2196.
  27. Пиньковецкая, Ю. Малый бизнес в регионах Российской Федерации: производственная функция/Юлия Пиньковецкая. //Проблемы теории и практики управления. 2010.- С. 100-106. - ISBN 5-203-14553-0.
  28. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России //Эксперт. 2008. - № 47. – 35 с. - ISSN 1683-2833.
  29. Романов, О.А., Лаврикова Ю.Г. Потенциал кластерного развития экономики региона //Проблемы прогнозирования. 2008. - № 4. - С. 56-70. - ISSN 1690-2540.
  30. Рыбина, М.Ю. Основные этапы малого бизнеса в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом -№2.- 2008.- С. 67-82.- ISSN 1745-2930.
  31. Ульянов, И.С. Малое и среднее предпринимательство в России., Стат.сб. М.: Росстат, 2010. – 65-70 с. ISSN 978-5-89476-282-1.
  32. Уткин, Э.А. Кочеткова, А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: Акалис, 2009. – 412 с. - ISBN 5-89030-017-1.
  33. Цыганов, А. «Монополии на свободном рынке». Закон 2008г., Декабрь - М.
  34. Цыганова, А.Г. Доклад на Международной конференции «Опыт финансовой поддержки малого бизнеса».М.: МЦИ,2009.- С.76.- ISBN 5-286-03653-5.
  35. Шулус, А. Субъекты малого бизнеса и система его государственной поддержки// Российский экономический журнал.- №5-6.- 2009.- С. 56-64.- ISSN 169. 
    Приложение А
 

Средняя численность работников предприятий по субъектам

Российской Федерации в 2010 году16

     тысяч человек

 
        Средние предприятия
средняя

численность

работников

всего

        в том числе
средняя

численность

работников

(без внешних

совместите-

лей)

средняя

численность

внешних

совместите-лей

средняя

числен-

ность

работников,

выполняв-

ших работы

по

договорам гражданско -правового характера

Российская Федерация 2269,7 2176.4 41,3 52,1
Сибирский (федеральный округ 322,8 312,7 3,6 6,5
Республика Алтай 1,9 1,9 0,0 0,0
Республика Бурятия 5,4 5,3 0,1 0,1
Республика Тыва 1,3 1,3 0,0 0,0
Республика Хакасия 8,0 7,8 0,1 0,2
Алтайский край 79,0 76,7 1,0 1,3
Забайкальский край 14,3 13,8 0,1 0,5
Красноярский край 34,3 33,1 0,5 0,8
Иркутская область 34,6 33,4 0,3 0,9
Кемеровская область 41,9 40,2 0,6 1,2
Новосибирская область 57,0 55,7 0.6 0,8
Омская область 27,7 27,0 0,3 0,4
Томская область 17,4 16,6 0,3 0,5

Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики