Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:
изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;
Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого
бизнеса в Российской Федерации
1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….
1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………
2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...
Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………..
Список сокращений…………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………….....
Приложение
В настоящее время перед малым бизнесом в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, и другие. Но зная причины возникновения, все их можно решить.
Для развития бизнеса в России нужна специальная программа, которая должна включать:
построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования которое сделало бы невыгодным обман партнеров.
Подводя итог данного пункта квалификационной работы, было выявлено, что, значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Получение прибыли, составляющее главную цель малого и среднего бизнеса, также не может служить его отличительным признаком. В настоящее время перед малым бизнесом в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, и другие. Но зная причины возникновения, все их можно решить. Для решения всех существующих проблем необходимо сформулировать четкую стратегию развития малого и среднего бизнеса, так как в настоящее время в России таковая отсутствует.
Таким образом, поддержка МСП предоставит новые рабочие места, увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Также немаловажным является и то, что развитие МСП ускорит диверсификацию экономики, будет служить толчком инновациям, формированию среднего класса в стране, который обеспечит стабильность в социальной сфере, что особенно важно в кризисных условиях. А как следствие, повысится спрос на внутреннем рынке страны, что позволит выйти из кризиса с новой, более совершенной, развитой и устойчивой экономикой.
Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных.5
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего бизнеса в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.6
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными федеральными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.7
Оказание
информационной поддержки субъектам малого
и среднего бизнеса и организациям, образующим
инфраструктуру поддержки субъектов малого
и среднего бизнеса, осуществляется органами
государственной власти и органами местного
самоуправления в виде создания федеральных,
региональных и муниципальных информационных
систем и информационно-
Информационные
системы и информационно-
В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности.
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
2) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом статьи 25, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации создало Федеральный фонд поддержки малого бизнеса.
Фонды имеют право па предоставление субъектам малого бизнеса, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.8
Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого бизнеса, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями - это некоммерческие организации (союзы, ассоциации и тому подобное).
Сегодня поддержку малому предпринимательству в России стремится оказывать ряд предпринимательских ассоциаций и объединений (в том числе путем представления интересов российского бизнеса в органах государственной власти).
Среди отечественных негосударственных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса, наиболее известны Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Морозовский проект, ассоциация «Технопарк» и Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Нельзя не упомянуть о различных международных программах поддержки российского бизнеса. В роли «доноров» выступают правительства зарубежных стран и международные финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития). Поддержка оказывается в виде консультаций, а также различных форм финансирования.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.9
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.10
Поддержка СМСБ осуществляется посредством реализации комплексных мероприятий республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия 2010-2012 годы» с общим объемом финансирования на 2010 год - 28,4 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 9,2 млн. рублей, из федерального бюджета - 19,2 млн. рублей.
В рамках программных мероприятий с целью создания благоприятных социально-экономических условий для развития бизнеса в 2010 году проводилась работа в направлениях нормативно-правового обеспечения, информационной, консультационной, финансовой, имущественной поддержки, поддержки в области кадровой политики, развития и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки бизнеса.11
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:
1. Приоритетное
развитие малого бизнеса - не самоцель,
а одно из основных
условий экономического и социального
возрождения России.
Итак, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики