Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:
изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;
Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого
бизнеса в Российской Федерации
1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….
1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………
2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...
Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………..
Список сокращений…………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………….....
Приложение
Наименьшие показатели по объему выручки от продажи товаров, услуг зарегистрированы в следующих регионах: Республика Алтай (0,6%), Республика Тыва (0,5%). По результатам исследования Республика Хакасия занимает одно и последних мест среди регионов Сибирского федерального округа.
Оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей по Республике Хакасия в 2010 г. (в соответствии с таблицей 4) составил 6425 млн. руб. что составило 26,3% от общего оборота розничной торговли по Сибирскому Федеральному округу и 0,18% от общего оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей в РФ.
Итак, наилучшие результаты по обороту розничной торговли индивидуальных предпринимателей по субъектам РФ за 2010 г. выявлены в следующих регионах: Красноярский край 123620 млн.руб. (3,52%), Кемеровская область 116525 млн. руб. (3,32%), Омская область 84824 (2,42%), Иркутская область 64822 (1,85%).
2.2
Направления совершенствования подсистемы
обеспечения поддержки малого бизнеса
в Республике Хакасия
На развитие малого бизнеса оказал влияние экономический кризис. Дефицит финансовых ресурсов, сокращение спроса на продукцию, услуги, рост задолженностей со стороны покупателей, повышение тарифов на электроэнергию, привело к уменьшению общего числа малых предприятий, и как следствие сокращение среднесписочной численности работающих на малых предприятиях.
Рост производства на малых предприятиях зависит от потребности в их товарах и услугах на рынке. Факторами, сдерживающими рост, являются: недостаточный спрос на внутреннем рынке, неплатежеспособность заказчиков, изношенность или отсутствие оборудования, недостаточность финансовых средств, сложность в получении кредита. Проблемы развития бизнеса, пути их решения рассматриваются па заседаниях Координационного Совета по развитию малого и среднего бизнеса Республики Хакасия не реже одного раза в полугодие. Помимо этого, посредством реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 25.09.2009 «О внедрении схемы взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Хакасия, общественных объединений предпринимателей и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти».
На территории республики в 12 из 13 муниципальных образований реализуются муниципальные программы развития бизнеса. В рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы» предусмотрено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субсидий бюджетам муниципальных образований по принятию соответствующих программ на муниципальном уровне. Если в 2010 году на конкурс подали заявки 8 муниципальных образований, то в 2011 году - 12.
Ранее программные мероприятия в большей степени были направлены на информационные и консультационные услуги, проведение конкурсов профессионального мастерства, лучших товаров и услуг, организацию обучающих семинаров, то есть обеспечивающих массовое восприятие. В настоящее время наблюдается переориентация ассигнований на непосредственное их вложение в конкретный СМСП, а не вокруг него, то есть возмещение затрат, связанных с организацией и ведением бизнеса (субсидирование, грантовая поддержка начинающих предпринимателей). Кроме того, важное значение придается формированию инфраструктуры поддержки бизнеса. Одним из направлений является создание и обеспечение деятельности соответствующих организаций.
На региональном уровне Государственным комитетом по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия (далее Госкомитет) предоставляется государственная услуга по оказанию консультационно-информационной и организационной помощи субъектам малого и среднего бизнеса. За 2010 год в Госкомитете зарегистрировано 344 устных сообщений. Консультационно-информационная и организационная поддержка, оказывается, посредством устных и письменных разъяснений, а также через средства массовой информации, в том числе - сеть Интернет.
Ведется работа по созданию регионального центра развития бизнеса, где будет организован гарантийный фонд.
В целях содействия развитию сферы бизнеса в 2011 году заключены Соглашения со Сберегательным банком Российской Федерации, АКБ «Хакасские республиканский банк - Банк Хакасии», ОАО «Промсвязьбанк» о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на реализацию финансовой и информационной поддержки СМСП, зарегистрированных на территории Республики Хакасия. Во исполнение данных соглашений банками осуществляется информирование СМСП о видах и условиях получения государственной поддержки на территории республики, а Госкомитетом - о видах кредитных продуктов.
Продолжается работа по развитию на базе Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия регионального Евро - Инфо Корреспондентского Центра, созданного при поддержке Правительства Республики Хакасия, оказывающее содействие бизнесу в реализации экспортного потенциала и успешного развития внешнеэкономической деятельности. В рамках международного сотрудничества с момента организации Центра обработано более 180 запросов предприятий стран ЕС и третьих стран, на каждый запрос подготовлен список потенциальных партнеров -представителей малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия.
В результате проведенного конкурсного отбора проектов по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса Республики Хакасия в 2010 году Госкомитетом заключен договор с ГОУ ВПО ХГУ им. И. Ф. Катанова и обеспечено финансирование на реализацию проекта «Развитие деятельности бизнес - центра по поддержке малого бизнеса Хакасского государственного университета». Целью деятельности бизнес - центра является обеспечение доступа субъектов малого бизнеса республики к получению профессиональных услуг по следующим направлениям: консультационные. организационные, информационные, образовательные услуги, научная, методическая и юридическая поддержка субъектов малого бизнеса, стимулирование и интеграция научной, инновационной и предпринимательской деятельности, обучение работы с программными продуктами по ведению бухгалтерского учета, составлению бизнес - планов, дистанционное обучение и консультирование с использованием сети Интернет, проведение выездных мероприятий в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
В целях обеспечения полной и качественной информационной поддержкой СМСП Республики Хакасия по вопросам организации и ведения бизнеса необходимые материалы размещаются на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия. В целях упрощения доступа информации для субъектов бизнеса создан специализированный сайт, который обеспечивает - полной и качественной информационной поддержкой. Услуги для субъектов бизнеса по выходу в Интернет оказываются в Интернет - салонах, почтовых отделениях, библиотеках.
В настоящее время в республике достаточно динамично развивается пищевая промышленность, строительная отрасль, становится привлекательным рынок ЖКХ, ожидается активный рост в области здравоохранения и сельского хозяйства и как следствие, появляется спрос на поставку нового оборудования. Ускорить процесс обновления устаревшего оборудования, возможно используя современные инвестиционные инструменты, одним из которых является лизинг. В Хакасии действует 2 лизинговые компании.
Положительный имидж в республике имеет ООО «Консультационная служба «Налоги. Бизнес. Право». Данная организация осуществляет полный спектр консультационных услуг как непосредственно в городе Абакане, так и через представительства в районах.
Предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях обеспечения развития малого и среднего бизнеса и повышение устойчивости их социально-экономического развития является:
1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства. В целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов;
2.
Снижение налогового бремени, упрощение
процедур налогообложения и
представления отчетности, создание благоприятных
условий для легализации
(введения в правовое поле) и развития
малого предпринимательства являются
необходимыми условиями улучшения налогового
климата у субъектов малого
предпринимательства;
3. Развитие
системы финансово-кредитной поддержки
малого
предпринимательства;
7. Совершенствование
деятельности органов государственной
поддержки
малого предпринимательства.
Если
хотя бы часть из приведенного выше будет
реализована, то можно с уверенностью
сказать, что в значительной степени будет
решена задача роста российского малого
бизнеса как экономической составляющей.
Заключение
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии Получение прибыли, составляющее главной цели малого и среднего бизнеса, также не может служить его отличительным признаком. В настоящее время перед малым бизнесом в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, и другие. Но зная причины возникновения, все их можно решить. Для решения всех существующих проблем необходимо сформулировать четкую стратегию развития малого и среднего бизнеса, так как в настоящее время в России таковая отсутствует.
В условиях рыночных отношений России, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России и укрепление ее государственности.
В процессе решения задачи ускорения экономического роста возникает важный вопрос о показателях, позволяющих адекватно измерять результаты экономического развития как для отдельно взятого города, так и в региональном сравнении. Последнее необходимо для сопоставления качественных характеристик экономики - конкурентоспособности, технологического уровня и тому подобное - с лучшими достижениями и для выявления связанных с этим резервов роста. Наиболее общий показатель функционирования экономики - валовой внутренний продукт - как всякий интегральный показатель, имеет определенные недостатки. В частности, из-за его агрегатной природы одному и тому же значению: могут соответствовать разные качественные состояния экономики.
Рост качества продукции по существу эквивалентен ускорению темпов экономического роста. При опережающей динамике качества один и тот же физический объем выпускаемой продукции будет иметь более высокую денежную оценку, а это, в свою очередь, определяет и более быстрый рост BBП.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная па расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики