Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:

изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого

бизнеса в Российской Федерации

1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….

1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………

2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...

Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..

Глоссарий……………………………………………………………………..

Список сокращений…………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………….....

Приложение

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РФ.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

     Введение 

     1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого

бизнеса в Российской Федерации 

     1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….

     1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………

     2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...

    1. Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
    2. Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....

     Заключение…………………………………………………………………..

     Глоссарий……………………………………………………………………..

     Список сокращений…………………………………………………………..

     Список использованных источников…………………………………….....

     Приложение А …………………………………………………………….....

     Приложение Б………………………………………………………………...

     Приложение В………………………………………………………………...

     Приложение Г………………………………………………………………...

     Приложение Д………………………………………………………………...

     Приложение Е………………………………………………………………...

3 

6 

6 

16 

30 

30 

43

48

52

56

57

62

63

64

65

66

67

 

      Введение 
 

     Существует объективная необходимость в разработке новой концепции развития малого бизнеса и совершенствования функционирования системы его государственной поддержки. Анализ специфики, выявление социально-экономических факторов и условий противоречивого развития малого бизнеса, определение обстоятельств и направлений развития предпринимательской деятельности - исследование данного круга вопросов также является необходимым условием для принятия адекватных решений по экономической стабилизации.

     Мировой опыт убедительно показал, что ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель. В развитых странах малый бизнес производит 50-70 % общего объема товаров и услуг, а следовательно в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта. Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран. В целях развития в республике института малого бизнеса государство осуществляет поддержку данного вида инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого бизнеса, а также на основании отраслевых региональных программ.

     Осуществляемые в настоящее время попытки перевода российской экономики и общества на модель устойчивого развития, формирования параметров будущего не могут быть успешными без осмысления феномена бизнеса и, в первую очередь, бизнеса малого. Важно, что под воздействием социально-экономических, технических и технологических факторов меняются и характер производства, и социальная структура общества. Малое предпринимательство - это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. В настоящее время наибольший интерес представляют вопросы социально-экономической проблематики развития бизнеса.1

     Учитывая все вышеизложенное, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.

     Малое предпринимательство в России - феномен последних пятнадцати лет. Десятки книг и множество статей посвящены относительно новому для нас явлению. Немало трудов посвящено практическому аспекту становления малого бизнеса.

     В то же время вопросы феномена малого бизнеса, его состояния и перспектив развития, региональных особенностей в экономической литературе разработаны явно недостаточно, исследования такого рода носят в большей степени фрагментарный характер. Все это не позволяет в полной мере оценить место и роль современного малого бизнеса в экономической и социальной структуре российского общества, в частности, в Республике Хакасия, использовать его развивающий потенциал.

     Предмет исследования - явление малого бизнеса, состояние и динамика его развития.

     Объектом исследования являются предпринимательские структуры Республики Хакасия различных организационно-правовых форм собственности и видов хозяйственной деятельности и различные информационные материалы по исследуемой проблеме.

     Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.

     Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:

  • изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
  • рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
  • определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

     исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;

  • проанализировать текущее состояние и выявить тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия;
  • установить направление совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия.

     Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и другое. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Поэтому при написании работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

     Социологический подход в исследовании проблемы бизнеса заложен в трудах М. Вебера, В. Зомбарта, Т. Веблена, П. Сорокина. В частности, М. Вебер определил предпринимательство как порождение культуры протестантского тина. Большой вклад в изучение бизнеса внесли К. Маркс. И. Шумпетер, Ф. Хайек, Ф. Бродель, П. Верхарн. Так, И. Шумпетер рассматривал его как новаторство, как особый экономический фактор, в добавление к капиталу, труду и земле.

     Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений. 
 

 

      1 Теоретическая сущность и законодательная база развития малого бизнеса в Российской Федерации 
 

     1.1 Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики  
 

     Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

     Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВВП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.2

     На настоящем этапе Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность.

     Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).

     Каковы основные признаки бизнеса, отличающие его от других форм экономической деятельности?

     Получение прибыли, главная цель малого и среднего бизнеса, также не может служить его отличительным признаком. На получение прибыли ориентированы все предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете, функционирующие в условиях самоокупаемости.

     В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской, бизнесом.3

     Чаще всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых форм, таким, как малые предприятия с численностью работников от нескольких до ста человек.

     В условиях экономического кризиса каждый предприниматель сам по себе является экономической ценностью, потому что организует свое дело без привлечения бюджетных средств, создает рабочие места и является источником налогов в бюджеты всех уровней, поэтому сама жизнь диктует необходимость активнее заниматься проблемами бизнеса.4

     По сравнению с развитыми странами, где МСП производит до 80% ВВП страны, МСП в России развито достаточно слабо, не более 17%. Можно выделить следующие барьеры его развития:

  1. регистрация и начало предпринимательской деятельности характеризуются затянутостью сроков рассмотрения соответствующих заявок;
  2. большое количество контролирующих органов – (45);
  3. нестабильность, сложность и запутанность в системе налогообложения;
  4. высокая стоимость недвижимости и арендной платы, отсутствие долгосрочных договоров;
  5. сложность в получении кредитов, отсутствие долгосрочных кредитов, большинство кредитов выдается не более чем на три года, неразвитость микрофинансирования.

     Для решения всех существующих проблем необходимо сформулировать четкую стратегию развития малого и среднего бизнеса, так как в настоящее время в России таковая отсутствует. Она должна включать:

  1. Постановку цели для разработки стратегической программы - это развитие малого и среднего бизнеса, которое жизненно необходимо для создания стабильной экономики в любой развитой стране, особенно в условиях кризиса. В настоящее время правительство поставило задачу к 2015 году добиться доли МСП в ВВП страны не менее 50%.
  2. Принятие законодательных актов по решению проблем, связанных с налогообложением, недвижимостью, финансированием, органами, контролирующими деятельность малых и средних предприятий и самим началом дела, его регистрацией.
  3. Любая эффективная стратегия должна иметь координированный центр, который будет контролировать реализацию: как вариант, создание отдела при правительстве Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса, который будет предоставлять ежеквартальный отчет о проделанной работе.
  4. Возможность перехода с одной системы налогообложения на другую при несоответствии требований.
  5. В настоящее время практически отсутствует долгосрочное кредитование, наиболее частыми являются кредиты до 3 лет, также редко встречаются кредиты более 300 тысяч рублей.

Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики