Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:
изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;
Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого
бизнеса в Российской Федерации
1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….
1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………
2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...
Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………..
Список сокращений…………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………….....
Приложение
Содержание
Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого бизнеса в Российской Федерации 1.1.Теоретические
основы и значение малого бизнеса в системе
рыночной экономики……………………………………………………… 1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса……… 2. Экономико-
Заключение……………………………………… Глоссарий………………………………………… Список
сокращений…………………………………………………… Список использованных источников……………………………………..... Приложение А ……………………………………………………………..... Приложение Б………………………………………………………………... Приложение В………………………………………………………………... Приложение Г………………………………………………………………... Приложение Д………………………………………………………………... Приложение Е………………………………………………………………... |
3 6 6 16 30 30 43 48 52 56 57 62 63 64 65 66 67 |
Введение
Существует объективная необходимость в разработке новой концепции развития малого бизнеса и совершенствования функционирования системы его государственной поддержки. Анализ специфики, выявление социально-экономических факторов и условий противоречивого развития малого бизнеса, определение обстоятельств и направлений развития предпринимательской деятельности - исследование данного круга вопросов также является необходимым условием для принятия адекватных решений по экономической стабилизации.
Мировой опыт убедительно показал, что ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель. В развитых странах малый бизнес производит 50-70 % общего объема товаров и услуг, а следовательно в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта. Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран. В целях развития в республике института малого бизнеса государство осуществляет поддержку данного вида инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого бизнеса, а также на основании отраслевых региональных программ.
Осуществляемые в настоящее время попытки перевода российской экономики и общества на модель устойчивого развития, формирования параметров будущего не могут быть успешными без осмысления феномена бизнеса и, в первую очередь, бизнеса малого. Важно, что под воздействием социально-экономических, технических и технологических факторов меняются и характер производства, и социальная структура общества. Малое предпринимательство - это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. В настоящее время наибольший интерес представляют вопросы социально-экономической проблематики развития бизнеса.1
Учитывая все вышеизложенное, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Малое предпринимательство в России - феномен последних пятнадцати лет. Десятки книг и множество статей посвящены относительно новому для нас явлению. Немало трудов посвящено практическому аспекту становления малого бизнеса.
В то же время вопросы феномена малого бизнеса, его состояния и перспектив развития, региональных особенностей в экономической литературе разработаны явно недостаточно, исследования такого рода носят в большей степени фрагментарный характер. Все это не позволяет в полной мере оценить место и роль современного малого бизнеса в экономической и социальной структуре российского общества, в частности, в Республике Хакасия, использовать его развивающий потенциал.
Предмет исследования - явление малого бизнеса, состояние и динамика его развития.
Объектом исследования являются предпринимательские структуры Республики Хакасия различных организационно-правовых форм собственности и видов хозяйственной деятельности и различные информационные материалы по исследуемой проблеме.
Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и другое. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Поэтому при написании работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.
Социологический подход в исследовании проблемы бизнеса заложен в трудах М. Вебера, В. Зомбарта, Т. Веблена, П. Сорокина. В частности, М. Вебер определил предпринимательство как порождение культуры протестантского тина. Большой вклад в изучение бизнеса внесли К. Маркс. И. Шумпетер, Ф. Хайек, Ф. Бродель, П. Верхарн. Так, И. Шумпетер рассматривал его как новаторство, как особый экономический фактор, в добавление к капиталу, труду и земле.
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
каждая из которых поделена на параграфы,
заключения, глоссария, списка использованных
источников, приложений.
1 Теоретическая сущность и законодательная
база развития малого бизнеса в Российской
Федерации
1.1
Теоретические основы и значение малого
бизнеса в системе рыночной экономики
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВВП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.2
На настоящем этапе Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).
Каковы основные признаки бизнеса, отличающие его от других форм экономической деятельности?
Получение прибыли, главная цель малого и среднего бизнеса, также не может служить его отличительным признаком. На получение прибыли ориентированы все предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете, функционирующие в условиях самоокупаемости.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской, бизнесом.3
Чаще всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых форм, таким, как малые предприятия с численностью работников от нескольких до ста человек.
В условиях экономического кризиса каждый предприниматель сам по себе является экономической ценностью, потому что организует свое дело без привлечения бюджетных средств, создает рабочие места и является источником налогов в бюджеты всех уровней, поэтому сама жизнь диктует необходимость активнее заниматься проблемами бизнеса.4
По сравнению с развитыми странами, где МСП производит до 80% ВВП страны, МСП в России развито достаточно слабо, не более 17%. Можно выделить следующие барьеры его развития:
Для решения всех существующих проблем необходимо сформулировать четкую стратегию развития малого и среднего бизнеса, так как в настоящее время в России таковая отсутствует. Она должна включать:
Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики