Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли малого бизнеса в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задач:

изучить теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
определить формы и методы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
исследовать состояние и проблемы федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретическая сущность и законодательная база развития малого

бизнеса в Российской Федерации

1.1.Теоретические основы и значение малого бизнеса в системе рыночной экономики……………………………………………………………….

1.2.Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса………

2. Экономико-статистический анализ развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………………………………………...

Анализ текущего состояния и тенденции развития малого бизнеса в Республике Хакасия………………………………….……………………………..
Направления совершенствования подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса в Республике Хакасия…………………………….....
Заключение…………………………………………………………………..

Глоссарий……………………………………………………………………..

Список сокращений…………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………….....

Приложение

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РФ.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

     Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса, региональными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса. 
 
 
 
 
 

     1.2 Нормативно-правовое регулирование и полномочия органов государственной власти по вопросам развития малого и среднего бизнеса 
 

     Нормативно правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.13

     В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться различные меры. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего бизнеса относится:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса;
  2. разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
  3. содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего бизнеса, и структурных подразделений указанных организаций;
  4. финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего бизнеса за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  5. содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего бизнеса;
  6. пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств субъектов Российской Федерации;
  7. поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса;
  8. прочие.14

     Попытка возрождения частного бизнеса была предпринята в эпоху перестройки. Она осуществлялась через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы. Важнейшую роль в развитии арендных отношений сыграл Закон СССР «О госпредприятии (объединении)»  
(1987 год).

     В мае 1987 года вступил в действие Закон ССР  «Об индивидуальной трудовой деятельности».

     Далее серьезное содействие развитию бизнеса оказал Закон «О кооперации в СССР» (1988 год).

     Провозглашение в конце 1991 года курса на реальные рыночные преобразования открыл новый этап предпринимательской деятельности.

     На  третьем этапе развернулся процесс формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

     С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2008 года «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».

     О внимании к вопросам поддержки и развития малого бизнеса на уровне государства свидетельствуют принятые в 2008-2009 годах ряд важных для малого бизнеса законодательных актов, конкретные меры, необходимые, в первую очередь, для решения существующих проблем развития бизнеса, а  также поддержки в сложных финансово-экономических условиях. Важным документом, положившим начало значительным изменениям в законодательстве в пользу бизнеса, стал подписанный 15 мая 2009 года Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который обозначил законодателям основные направления работы. И на сегодняшний день мы уже имеем реальные результаты - меры, которые позволят решить ряд вопросов.

     В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок принят Федеральный закон от 26.12 2009 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

     Также 26.12.2009 года был подписан Федеральный закон №293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции». Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Приняты документы, направленные, в том числе, на ослабление налогового бремени (Федеральный закон от 26.11.2009 года №224-ФЗ): с 01.01.2009 года снижена ставка налога на прибыль компаний - с 24% до 20% - за счет ее федеральной части, предусмотрена возможность снижения ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5%.

     Очень важным стал документ, направленный на принятие мер по упрощению и удешевлению процедуры технологического присоединения к электросетям. Наиболее острые проблемы малого бизнеса - это высокая стоимость подключения и отсутствие технических возможностей присоединения. Нововведения, предусмотренные Постановлением Правительства России №334 от 21 апреля 2009 года, вступили в силу в силу с 5 мая 2009 года. Теперь отказы в присоединении потребителей к мощностям до 100 кВт недопустимы, срок присоединения сокращен в 2 раза - до полугода.

     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса преследует цели развития и поддержки малого бизнеса в Российской Федерации; снижения налогового бремени для данной категории налогоплательщиков; упрощения ведения бухгалтерского учета. Данная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает добровольный порядок перехода на ее применение субъектами малого бизнеса вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.15

     В настоящее время единственным законодательным актом, определяющим статус субъекта малого бизнеса, является Федеральный закон от 14.06.95 года  
№88-ФЗ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации», который не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

     Кроме того, действующая норма об отнесении всех физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, к субъектам малого бизнеса без каких-либо ограничений по численности наемных работников в настоящее время приводит к массовой перерегистрации юридических лиц как индивидуальных предпринимателей и следовательно, к потерям бюджетов всех уровней.

     Подводя итог, можно отметить, что действующая упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса несовершенна и требует серьезной доработки.

     Рассматривая нормативно-правовые документы по вопросам малого и среднего бизнеса по Российской Федерации нельзя не остановиться на правовой базе Республики Хакасия. Основными из которых можно отметить:

     а) Закон Республики Хакасия от 2 октября 2009 года № 88-ЗРХ «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Хакасия «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия на 2009-201 1 годы».

     Цель Программы - создание благоприятных правовых и иных условий для сферы бизнеса, укрепление социального статуса субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, практическое содействие повышению престижа и безопасности ведения бизнеса.

     б) Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 02.08.2009 года № 217-ФЗ.

     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего бизнеса, определяет понятия субъектов малого и среднего бизнеса, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, виды и формы такой поддержки.

     в) Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого 
имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской 
Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого 
и среднего бизнеса, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 
17.07.2009 года № 149-ФЗ.

     Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего бизнеса в приватизации арендуемого имущества.

     г) Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.09.2008 года №308 «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия» на 2009 год».

     Целями Программы являются обеспечение условий устойчивого развития малого и среднего бизнеса, в первую очередь, производственного, как неотъемлемой части экономики республики, источника создания новых рабочих мест; привлечение дополнительных инвестиций; увеличение налоговых поступлений в бюджет.

     д)  Решение Абаканского городского Совета депутатов Республики Хакасия от 25 февраля 2009 года № 117 «О внесении изменений в Положение «О субсидировании субъектам малого и среднего бизнеса части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды».

     Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации осуществляются согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2008 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего бизнеса на основе представительной (репрезентативной) выборки.

     Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса проводятся 1 раз в пять лет. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года №201-р сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса по итогам за 2010 год поручено провести органам государственной статистики во II квартале 2011 года.

     Выборочные статистические наблюдения деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий проводятся на основе ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. В отношении микропредприятий выборочные статистические наблюдения проводятся с периодичностью 1 раз в год.

     Проблемы статнаблюдений за субъектами малого и среднего бизнеса:

     1. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные положения, возлагающие на конкретное ведомство ответственность по установлению организациям статуса субъекта малого или среднего бизнеса. Устанавливаемая органами государственной статистики категория юридических лиц используется только для статистических целей и не имеет правовых последствий для хозяйствующих субъектов. Перечни индивидуальных предпринимателей не содержат сведений об отнесении их к конкретной категории, в связи с отсутствием по большинству из них сведений по статистической отчетности.

     В результате информация территориальных органов Росстата о деятельности субъектов малого бизнеса, формируемая на выборочной основе, существенно разнится с показателями территориальных органов Федеральной налоговой службы, формируемые на основе сплошного массива информации.

Информация о работе Роль малого бизнеса в условиях рыночной экономики