Макроэкономическая политика и роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.

Работа содержит 1 файл

Всё(ИСПРАВЛЕНО).doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     - проанализировать социально-экономическое  развитие Республики Беларусь  за 2010 год;

     - проанализировать экономику Республики  Беларусь, как объект регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономические функции государства  в либеральной  модели экономики
 
     
    1. Экономические принципы либерализма
 

     Экономический или классический либерализм выступает  за индивидуальные права на собственность  и свободу контракта. Девизом  этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.

     Либерализм, в основе которого лежат частная  собственность на  средства производства и продукты труда, демократические  свободы  и  примат  личности над государством, - сравнительно молодая  форма  социально-экономического  и философско-идеологического миропорядка.

     Не  уклоняясь  в  сторону   теоретической  экономики,  особенно  формализованной   ее   части,   можно   сформулировать несколько основных, фундаментальных принципов,  которые  только  и  отличают экономический либерализм  от  вмешательства  в деятельность людей с самыми благими намерениями.

     Эти принципы можно использовать как пробный камень для оценки тех  или иных предлагаемых нам экономических или  политических  решений,  программ  и лозунгов.

     Принцип  1.  Частная   собственность:   люди   усерднее   трудятся   и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной.       Ни  одно  правительство не может отбирать  частную собственность, частично  или  полностью,  основываясь  на  своем   праве   отчуждения   или регулирования, равно как и на любом  другом,  за  исключением  тех  случаев, когда  это  делается  для  общественных  нужд  через  установленную  законом процедуру  и  после  компенсации   владельцу   полной   рыночной   стоимости отчуждаемой собственности.

     Принцип  2.  Свобода обменов:  любые меры,  препятствующие  законным обменам, сдерживают экономический рост.

     Право людей открыто торговать легальными товарами и  оказывать  услуги на взаимовыгодных условиях не может подвергаться ограничению федеральными  и местными властями. Контроль за  ценами,  ограничения  на  занятие  определенными  видами деятельности, законы, административные постановления и  другие   предписания, ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.

     Важно  провести  различие  между  лицензированием   и   сертификацией. Лицензионные требования запрещают какую-либо  профессиональную   деятельность без разрешения государства. Они  являются  явным  ограничением  торговли.  В   противоположность   этому,   сертификация   просто   требует   от   человека предоставления  клиенту  определенной  информации (например,   о   сданных квалификационных экзаменах или достигнутом образовательном уровне, качестве и характеристиках  товара).  До  тех  пор,  пока  сертификация  носит  лишь информативный характер, она имеет право на существование. Но если с  помощью сертификации  проводится  линия  на  ограничение   того   или   иного   вида деятельности - это злоупотребление властью в ущерб обществу.       Принцип 3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать  ресурсы и является   постоянным   источником   прогрессивных нововведений.

     Принцип  4.  Рынок  капитала:  чтобы  рационально  использовать   свои ресурсы, страна должна иметь механизм  направления  капитала  в   эффективные производства и разумные правила ведения бизнеса.       Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство  капиталов, повальное   воровство   порождаются   самим   обществом - существованием запредельных налогов, тарифов,  квот,   государственного регулирования заработной платы и ценового контроля.

     Принцип 5. Финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику.

     Выпуск  необеспеченных денег -  это  налоги  на  бедных.  За  чей  счет сегодня  правительство "поправило" дела  проворовавшихся  банкиров?  За  счет самых бедных: бюджетников и  пенсионеров,  чей уровень жизни за  несколько месяцев рухнул, снизившись в среднем в два - три раза.

     Торговля  мелких собственников практически  разорена  и  десятки  тысяч  деятельных и  полезных  государству  граждан  неожиданно  оказались   нищими.

     Принцип 6. Низкие налоги: Чем больше средств остается  в  распоряжении  людей,  тем  больше  они сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.

     Принцип 7. Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел.       Без этого немыслимо добиться успеха любого хозяйства. 

    1. Антимонопольное регулирование
 

     К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы.

     Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. 

     1.3 Макроэкономическая стабилизация 

     Другое  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

     Равновесие  в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

     Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

     Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. 

    1. Перераспределение доходов
 

     Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 

    1. Классический  и кейнсианский подходы  к анализу экономики
 

   Модель «совокупный спрос –  совокупное предложение» дает  возможность сравнить подходы  к анализу макроэкономических  процессов двух крупнейших макроэкономических  школ 

   Принципиальные теоретические разногласия  между  представителями этих  школ имеют последствия, далеко выходящие за рамки научных споров, так как служат основой для выработки рекомендаций в области макроэкономической политики.

   Из курса микроэкономики известно, что рыночная система (чистый  капитализм) обеспечивает эффективную  аллокацию ресурсов. Однако остается открытым вопрос: способна ли рыночная система обеспечить полную занятость ресурсов, то есть создать условия для достижения экономикой потенциального уровня реального ВВП?

   Экономисты-классики (А.Смит, Д. Рикардо,  Дж. С. Милль и др.), а также их последователи (неоклассики, позднее монетаристы, новые классики и др.) отвечают на этот вопрос положительно:

   полная занятость в экономике  - это норма, которая автоматически  обеспечивается действием рыночных  сил, следовательно, государство не должно вмешиваться в решение этой проблемы;

   Дж. М. Кейнс (а затем и его  последователи – кейнсианцы) придерживаются  противоположной позиции: 

   для чистого капитализма характерна  потеря ресурсов (безработица), обусловленная  недостаточным совокупным спросом, следовательно, чтобы обеспечить функционирование экономики в условиях полной занятости, необходима активная государственная политика.

В основе классического подхода лежит закон Сэя (Ж.Б Сэй – французский экономист XIX в.). В соответствии с этим законом, предложение рождает свой собственный спрос: производя товары и услуги, люди в то же самое время производят доход, достаточный для того, чтобы их выкупить. Исходя из этого, классики делали вывод о том, что совокупное предложение создает свой собственный совокупный спрос.

   Однако, во-первых, на потребление  направляется лишь часть дохода, другая его часть «утекает»  в сбережения, что сокращает совокупный  спрос. Классики разъясняли, что  сбережения служат источником  инвестиций для предпринимателей (в сбережения уходит часть дохода, которую потребители не могут истратить, так как часть реального ВВП представлена инвестиционными товарами. Чем больше сбережения, тем больше объем инвестиций.

Инвестиции  – это спрос на заёмные средства. Реальная процентная ставка– цена заимствований. Чем выше процентная ставка, тем меньше объем инвестиций – кривая спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон. Кривая сбережений – это кривая предложения заемных средств: чем выше процентная ставка, тем больше объем предлагаемых средств, – кривая S имеет положительный наклон. Равновесная ставка процента  уравновешивает сбережения и инвестиции.

Если  сбережения увеличатся, то равновесная  ставка процента упадет, что приведет к росту объема инвестиций. Процентная ставка, таким образом, представляет собой автоматический регулятор рынка сбережений и инвестиций. Следовательно, рост сбережений не может привести к сокращению совокупного спроса, меняется лишь его структура.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства