Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:22, реферат
- проанализировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2010 год;
- проанализировать экономику Республики Беларусь, как объект регулирования.
-
проанализировать социально-
-
проанализировать экономику
Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.
Либерализм, в основе которого лежат частная собственность на средства производства и продукты труда, демократические свободы и примат личности над государством, - сравнительно молодая форма социально-экономического и философско-идеологического миропорядка.
Не уклоняясь в сторону теоретической экономики, особенно формализованной ее части, можно сформулировать несколько основных, фундаментальных принципов, которые только и отличают экономический либерализм от вмешательства в деятельность людей с самыми благими намерениями.
Эти принципы можно использовать как пробный камень для оценки тех или иных предлагаемых нам экономических или политических решений, программ и лозунгов.
Принцип 1. Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной. Ни одно правительство не может отбирать частную собственность, частично или полностью, основываясь на своем праве отчуждения или регулирования, равно как и на любом другом, за исключением тех случаев, когда это делается для общественных нужд через установленную законом процедуру и после компенсации владельцу полной рыночной стоимости отчуждаемой собственности.
Принцип 2. Свобода обменов: любые меры, препятствующие законным обменам, сдерживают экономический рост.
Право
людей открыто торговать
Важно провести различие между лицензированием и сертификацией. Лицензионные требования запрещают какую-либо профессиональную деятельность без разрешения государства. Они являются явным ограничением торговли. В противоположность этому, сертификация просто требует от человека предоставления клиенту определенной информации (например, о сданных квалификационных экзаменах или достигнутом образовательном уровне, качестве и характеристиках товара). До тех пор, пока сертификация носит лишь информативный характер, она имеет право на существование. Но если с помощью сертификации проводится линия на ограничение того или иного вида деятельности - это злоупотребление властью в ущерб обществу. Принцип 3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений.
Принцип 4. Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства и разумные правила ведения бизнеса. Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство капиталов, повальное воровство порождаются самим обществом - существованием запредельных налогов, тарифов, квот, государственного регулирования заработной платы и ценового контроля.
Принцип 5. Финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику.
Выпуск необеспеченных денег - это налоги на бедных. За чей счет сегодня правительство "поправило" дела проворовавшихся банкиров? За счет самых бедных: бюджетников и пенсионеров, чей уровень жизни за несколько месяцев рухнул, снизившись в среднем в два - три раза.
Торговля мелких собственников практически разорена и десятки тысяч деятельных и полезных государству граждан неожиданно оказались нищими.
Принцип 6. Низкие налоги: Чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.
Принцип
7. Постоянные, эффективные и жесткие
правила ведения дел.
Без этого немыслимо добиться успеха любого
хозяйства.
К
важнейшим законодательным
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
Современное
антимонопольное законодательство имеет
два принципиальных направления: контроль
за ценами и контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство в первую
очередь запрещает соглашение по ценам.
Незаконным является сговор между фирмами
в целях установления цен. Законом преследуется
демпинговая практика продаж, когда фирма
умышленно устанавливает более низкие
цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли
конкурентов.
1.3
Макроэкономическая
стабилизация
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.
Согласно
общим рекомендациям, для проведения
политики стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и
Не
менее важной является и функция,
связанная с перераспределением
доходов. Распределение, которое обеспечивает
конкурентный механизм, приводит к
социальному расслоению и бедности
в силу обстоятельств, находящихся
вне контроля человека, неподвластных
ему. Общество берет на себя заботу о неимущих
гражданах через налоговое перераспределение
доходов, принятие программ социальной
защиты. Например, выплаты по социальному
страхованию, медицинской помощи, пособий
по безработице и т.д. Государством финансируются
программы, обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости
от доходов семьи, субсидий на поддержание
цен на ряд сельскохозяйственных продуктов
и т.д.
Модель «совокупный спрос –
совокупное предложение» дает
возможность сравнить подходы
к анализу макроэкономических
процессов двух крупнейших
Принципиальные теоретические
Из курса микроэкономики
Экономисты-классики (А.Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль и др.), а также их последователи (неоклассики, позднее монетаристы, новые классики и др.) отвечают на этот вопрос положительно:
полная занятость в экономике
- это норма, которая
Дж. М. Кейнс (а затем и его последователи – кейнсианцы) придерживаются противоположной позиции:
для чистого капитализма
В основе классического подхода лежит закон Сэя (Ж.Б Сэй – французский экономист XIX в.). В соответствии с этим законом, предложение рождает свой собственный спрос: производя товары и услуги, люди в то же самое время производят доход, достаточный для того, чтобы их выкупить. Исходя из этого, классики делали вывод о том, что совокупное предложение создает свой собственный совокупный спрос.
Однако, во-первых, на потребление
направляется лишь часть
Инвестиции – это спрос на заёмные средства. Реальная процентная ставка– цена заимствований. Чем выше процентная ставка, тем меньше объем инвестиций – кривая спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон. Кривая сбережений – это кривая предложения заемных средств: чем выше процентная ставка, тем больше объем предлагаемых средств, – кривая S имеет положительный наклон. Равновесная ставка процента уравновешивает сбережения и инвестиции.
Если сбережения увеличатся, то равновесная ставка процента упадет, что приведет к росту объема инвестиций. Процентная ставка, таким образом, представляет собой автоматический регулятор рынка сбережений и инвестиций. Следовательно, рост сбережений не может привести к сокращению совокупного спроса, меняется лишь его структура.
Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства