Роль бюджетов в деятельности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил реформирование государственных финансов Российской Федерации, в том числе и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования, отрабатывается законодательный механизм перераспределения обязанностей и ответственности между разными уровнями власти.

Содержание

Содержание
Введение.
1. Понятие бюджета.
2. Функции и структура бюджета.
3. Доходы и расходы бюджета.
4. Роль бюджета в деятельности Тверской области.
5. Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

актуальные проблемы.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Филиал  негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Санкт-Петербургский  институт                                внешнеэкономических связей, экономики  и права»

в г.Удомле Тверской области 
 
 
 
 
 

Экономический факультет

Специальность: менеджмент организации – 080507.65 
 

                                      Учебная дисциплина

                                    «Актуальные проблемы управлением  регионом» 
 
 
 

 

                                  Реферат

на тему: «Роль  бюджетов в деятельности регионов».

                    (На примере Тверской области) 

                                                                   Выполнила: 

                                                                   Студентка 5курса

                                                                   экономического факультета

                                                                   очного отделения

                                                                    Мнацаканян Н.И

 

                                                                    Проверил:

                                                                    Ходачек А.М. а.э.н.,проф                                 

                                      
 
 
 

Удомля

2011г. 
 
 
 
 
 
 

                                              Содержание

Введение.

  1. Понятие бюджета.
  2. Функции и структура бюджета.
  3. Доходы и расходы бюджета.
  4. Роль бюджета в деятельности Тверской области.
  5. Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Государственные финансы — это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут. 
Роберт Сарнофф

   Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил реформирование государственных  финансов Российской Федерации, в том  числе и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования, отрабатывается законодательный механизм перераспределения обязанностей и ответственности между разными уровнями власти.

   В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетной системе страны в последнее время, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации в одном федеральном органе исполнительной власти. Задача такого органа – обеспечить упорядочение денежных потоков ресурсов из федерального бюджета и оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия эффективных управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   1. Понятие бюджета.

Центральное место в любой финансовой системе  занимает бюджет (от англ, budget — сумка, кошелек).

 Под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной).

Бюджет  составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах  бюджетный год совпадает с  календарным годом (Италия, Франция, ФРГ).

Во многих странах устанавливаются различные  даты начала и окончания финансового года:

- в США  он начинается 1 октября и заканчивается  30 сентября 

- в Швеции  — соответственно 1 июля и 30 июня 

- в Японии  — 1 апреля и 31 марта 

- в Турции  — 1 марта и 28 февраля 

- в России  бюджетный год совпадает с  календарным (сохранена старая традиция). Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

   В настоящее время бюджетное право  в России является совокупностью правительственных постановлений по вопросам бюджета, в которых находит своё отражение активная финансовая политика, проводимая в целях обеспечения реализации стратегической задачи децентрализации управления экономикой, поддержки процессов становления и развития рыночной экономики в российском государстве.

   Федеральный бюджет в Российской Федерации, как  и в других странах мира, утверждается парламентом. В соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

   По  форме государственный бюджет выступает  как роспись доходов и расходов государства на определенный срок.

   Бюджет  необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащим выполнению экономических, социальных и политических функций государства.

   Родоначальником бюджета и процесса его утверждения  является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были изначально разделены на две части: гражданские (цивильные) и военные расходы.

   В России первая роспись государственных  доходов и расходов была составлена в 1772 г. на следующий 1723 г. и с 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, но бюджет России начинают составлять лишь с 1811г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          2. Функции и структура бюджета.

Функционирование  бюджета предполагает наличие денежных потоков.

 В  процессе этих денежных потоков  происходит распределение ВВП  и национального дохода. Т.е. распределяется  общественный продукт.

   Сущность  бюджета проявляется в следующих  функциях:

   - образование фонда (бюджетные  доходы);

   - использование денежного фонда (бюджетные расходы);

   - контрольная.

   Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги с доходов хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц); доходы от государственной собственности; займы; доходы от эмиссии бумажных денег. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами в обществе на разных этапах его развития.

   Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, административных и экономических территорий, отдельных хозяйствующих субъектов.

   Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой (бюджетные доходы), либо со второй функцией. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. 

                         3. Доходы и расходы бюджета. 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

Основным  методом получения доходов являются налоги. Налоги — это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством (федеральными и региональными органами власти), а также органами местного самоуправления с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований .

В Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные  .

Федеральные налоги — основа налоговой системы Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и государственные внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ

Региональные  налоги обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) собственными источниками финансирования своих расходов Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения

Местные налоги являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды .

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу  РФ — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления

По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся  на текущие и капитальные и  представляют собой общую стоимость  всех товаров и услуг, приобретаемых  федеральным правительством, правительствами  субъектов Федерации, местными органами власти.

Текущие бюджетные расходы обеспечивают покрытие текущих потребностей органов  государственной власти и местного самоуправления.

К ним, в частности, относятся расходы  на выплату жалованья государственным  и муниципальным служащим, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплату транспортных и коммунальных услуг и т. п. В своей совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.

Капитальные бюджетные расходы связаны с  вложением средств в инновационную  и инвестиционную деятельность, при  осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Капитальные расходы включают затраты на новое  строительство и развитие действующих  объектов государственной и муниципальной  собственности (их расширение, реконструкцию  и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам.  

                 4. Роль бюджета в деятельности Тверской области.

Экономика Тверской области в последние  годы представляет собой динамично  развивающийся хозяйственный комплекс. Индексы физического объема валового регионального продукта (далее – ВРП) в 2003-2004 годах превысили средние российские показатели и средние показатели по ЦФО. Однако в целом за период с 1998 по 2004 годы темп роста ВРП Тверской области (139%) отстает от темпов роста по Российской Федерации (151%) и ЦФО (160%).

Бюджет  города Твери демонстрирует устойчивый рост: Доходная часть бюджета Твери 2010 года составила 5 407 375,6 тысяч рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 3 838 328,0 тыс. руб, безвозмездные поступления в сумме 1 091 031,4 тыс. руб., доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученные муниципальными бюджетными учреждениями, в сумме 478 016,2 тыс. руб.), расходная — 6 001 600,4 тысяч рублей. Дефицит бюджета города составляет 594 224,8 тыс. руб.

Информация о работе Роль бюджетов в деятельности регионов