Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:33, доклад
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном, региональном
(субъектов Федерации) и местном
уровнях с государственными, акционерными
и иными предприятиями и
Бюджет является
формой образования и расходования
денежных средств для обеспечения
функций органов
Через бюджет производится
мобилизация централизуемых финансовых
ресурсов государства и их расходование
на цели, определяемые государством в
лице соответствующих органов
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).
Через распределительную
и контрольную функции
Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета прежде всего состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.
Бюджетная система призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Вполне естественно, что в этих условиях роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему, систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременно и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд страховой медицины и др.).
Меняются приоритеты бюджетной политики.
Бюджетное финансирование концентрируется на решении стратегических задач экономического развития страны, таких, например, как структурная перестройка экономики, конверсия ее оборонных отраслей.
В условиях рыночной экономики важное значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными.
Правовое регулирование бюджетных проблем до настоящего времени осуществляется на основе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», принятого в октябре 1991 г. Однако уже разработан Бюджетный кодекс Российской Федерации, который 17 июля 1998 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но пока еще не введен в действие.
Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования бюджетной системы. Дальнейший материал излагается с учетом Бюджетного кодекса.