Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:10, реферат

Описание работы

Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.
Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общес

Работа содержит 1 файл

Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.docx

— 23.69 Кб (Скачать)

  К числу субъектов государственной  экономической политики и государственного регулирования экономики относятся  органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

  Ни  одна из ветвей власти и ее органы не могут формировать государственную  экономическую политику и осуществлять государственное регулирование  экономики независимо друг от друга. Без принятия законов, являющихся стержневыми  нормативными актами при регулировании  практически всех сегментов рынка (товаров, финансового, труда и др.), невозможна реализация государственной экономической политики. Без деятельности исполнительных органов власти, перечень которых утверждается Указом Президента РФ, невозможно довести направления государственной экономической политики до этапа практического воплощения; без деятельности судебных органов невозможно защитить права субъектов предпринимательства.

  Важную  роль при формировании и реализации государственной экономической  политики играют общественные объединения  и иные некоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов  в той или иной сфере предпринимательской  деятельности, например, Всероссийский  союз страховщиков, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

  Большое влияние на государственную экономическую  политику и ее реализацию оказывают  региональные объединения.

  Государственные органы и общественные организации (объединения) часто тесно взаимодействуют  путем представительства работников государственных органов в общественных организациях.

  В качестве самостоятельных субъектов, действующих в сфере экономики  и оказывающих значительное влияние  на выработку экономической политики, ее реализацию, защиту прав субъектов  предпринимательской деятельности, выступают организации нового для  нашего общества вида - лоббистские. Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью как отрицательное  явление, связанное с негативными  факторами в сфере экономики  и политики.  
В действительности же лоббирование - это инструмент информирования власти, в том числе и при формировании государственной экономической политики, об интересах отдельных групп предпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности с целью выработки государством отвечающих потребностям экономического развития решений и направлений деятельности. Устранение негативных моментов лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятия соответствующего нормативного акта в виде закона, устанавливающего преграды на пути недобросовестных действий отдельных лиц или групп лиц.

  Объекты государственной экономической  политики, формой реализации которой  является государственное регулирование  экономики, чрезвычайно разнообразны.

  К их числу относят различные отрасли  и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов "О федеральном  железнодорожном транспорте", "О  государственном регулировании  агропромышленного производства".

  Объектами государственного регулирования часто  являются различные регионы России, примером чему может быть Федеральный  закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ "Об основах  государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".

  В качестве объектов государственного регулирования  выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины  ценных пород (см., например, Постановление  Правительства РФ от 5 января 1999 г.  
№ 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород").

  Объектом  государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с  помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие, как цена, планирование, денежное обращение  и др.

  Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной  экономики в развитых государствах, предполагающий существование в  экономике государственного сектора.

  Следует подчеркнуть, что государственный  сектор экономики - составная и неразрывная  часть рыночных отношений, элемент  рынка. В то же время это средство, инструмент, с помощью которого государство  активно воздействует на рынок: через  закупки продукции, оплату работ  и услуг; путем прямого или  косвенного влияния на цены и тарифы и т.д.

  Сам государственный сектор не однороден, что отражается и в правовом регулировании  отдельных составляющих его частей или режимах правового регулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора, связанного с деятельностью  унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; часть  государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления; часть государственного сектора, связанного с владением пакетами акций приватизированных  государственных предприятий; часть  государственного сектора, связанного с имуществом государства, не переданного  каким-либо субъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе с имуществом, и  прежде всего недвижимостью, находящейся  за границей.

  Обычно  государственный сектор экономики  России рассматривают узко, включая  в него лишь отношения, возникающие  из деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

  В действительности, государственный  сектор экономики России включает и  иные перечисленные выше части, структурные  элементы государственного сектора, что  не может не учитываться при правовом регулировании соответствующих  отношений.

  Представляет  интерес введение в научный оборот понятия государственного предпринимательства, смысл которого, на наш взгляд, заключается  в создании условий, в том числе  правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах  рыночной экономики с соблюдением  условий, закрепленных в ст. 2 ГК РФ. Однако признаки предпри-нимательской деятельности, содержащиеся в указанной  статье, не в полной мере могут быть применены к деятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства. Так, систематическое получение  прибыли далеко не всегда должно быть непременным условием предпринимательства  в рамках государственного сектора  экономики.

  Ограниченные  возможности рынка в производстве общественных товаров (несостоятельность  рынка, его недостатки) проявляются, например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять деятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то время как общественная потребность  в соответствующих товарах, работах  или услугах может, бесспорно, существовать. Так, хорошо известен пример с угольной отраслью в Великобритании и других странах, когда государство было вынуждено в силу различных причин, в том числе социальных, национализировать  угольные предприятия. Метеорологические  службы предоставляют необходимую  информацию населению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо оплаты.

  В качестве одного из признаков предпринимательской  деятельности ГК РФ называет осуществление  предпринимательской деятельности на свой риск. Однако следует учитывать, что риски при осуществлении  государственного предпринимательства, в частности, унитарными предприятиями, существенно отличаются от рисков частных  предпринимателей в силу особого  правового статуса унитарных  предприятий, закрепленного в Федеральном  законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях", а также  существования значительной экономической  основы их деятельности, базирующейся на всей мощи государственной собственности, что в значительной степени нивелирует возникающие риски.

  Особое  внимание в рамках государственного сектора экономики должно быть уделено  отношениям, связанным с владением  пакетами акций приватизированных  предприятий, находящихся во владении Российской Федерации и субъектов  Федерации. В настоящее время  отсутствует четкая и полная правовая база для определения правового  статуса представителя государства  в органах управления акционерными обществами, ответственности государственных  представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих  представителей и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся  у государства, и т.д.

  Требует серьезной доработки правовая основа передачи пакетов акций, принадлежащих  Российской Федерации, субъектам Федерации, на территории которых находятся  соответствующие акционерные общества.

  Анализ  отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том  числе регулирования отношений  в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии  особенностей, специфики предпринимательских  отношений, что проявляется в  их комплексном характере. Предпринимательские  отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными также административные, финансовые и иные отношения. Указанное  обстоятельство позволяет сделать  вывод о наличии у предпринимательского права самостоятельного предмета правового  регулирования, об объективной необходимости  существования предпринимательского права как области юридической  науки, отрасли права и отрасли  российского законодательства, учебной  дисциплины.

Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства