Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.
Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51
Таблица 4 – Ключевые показатели развития АПК в регионе в 2008 году
Показатели |
2008 год (план) |
2008 год (факт) |
% выполнения |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах), % |
101,8 |
105,1 |
103,3 |
- в т.ч. продукции |
100,2 |
98 |
97,8 |
- продукции растениеводства, % |
102,9 |
111,6 |
108,5 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к соответствующему периоду предыдущего года, % |
102,1 |
118,2 |
115,8 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц, руб. |
6296 |
5841 |
92,8 |
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях ,% |
|||
- тракторы |
5,2 |
4,9 |
94,3 |
- комбайны зерноуборочные |
6 |
12 |
200 |
- комбайны кормоуборочные |
9 |
11,6 |
128,9 |
Энергообеспеченность |
194 |
190,4 |
98,1 |
Индекс производительности труда в сельскохозяйственных организациях к соответствующему периоду предыдущего года, % (ожидаемое) |
103 |
103,8 |
100,8 |
3.3 Расходная часть бюджета Московской области
На таблице 5 представлены данные по расходной части бюджета Московской области за 2008 год.
Таблица 5 – Расходная часть бюджета Московской области
№ |
Статьи расхода |
План, тыс. руб. |
Факт, тыс. руб. |
1 |
Межбюджетные трансферты |
72687888 |
68603620,3 |
2 |
Социальная политика |
45084027 |
42263792,1 |
3 |
Национальная экономика |
43036576 |
29779088,2 |
4 |
Общегосударственные расходы |
28718626 |
34345160,5 |
5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
24077779 |
20586471,9 |
6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
17041701 |
16045386,9 |
7 |
Образование |
16581019 |
1982206 |
8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2617169 |
1380905,1 |
9 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2134193 |
3697619,6 |
10 |
Охрана окружающей среды |
451855 |
54794,1 |
11 |
Национальная оборона |
12972 |
17032 |
Итого расходная часть областного бюджета составила по плану – 250120048, по факту – 230173839,1 тысяч рублей.
Диаграмма 8 – Расходная часть бюджета Московской области
Экология
Экологическая ситуация в Московской области тяжелая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).
Наблюдения в 2007 году показали, что наиболее высокий уровень загрязнения отмечается в Москве, Воскресенске, Клину, повышенный — в Дзержинском, Коломне, Мытищах, Подольске, Серпухове, Щелкове и Электростали, низкий — в Приокско-Террасном биосферном заповеднике. Специфическими примесями, вносящими существенный вклад в общий фон атмосферного загрязнения, являются: для Москвы — формальдегид и фенол, для Воскресенска — аммиак и фторид водорода, для Клина, Коломны, Мытищ и Подольска — формальдегид. Наибольшее загрязнение поверхностных вод отмечено в центре и на востоке области, особенно сильно загрязнены реки Москва, Ока, Клязьма. В районе Москвы и в крупных городах (в частности, в Подольске, Орехово-Зуеве, Серпухове, Луховицах, Ступине) сильно загрязнены также грунтовые воды.
Проекты строительства новых городов
В начале XXI века было объявлено о
начале реализации проектов, связанных
со строительством новых территориально-
Среди других проектов — новый город «Большое Домодедово» в районе Белых Столбов в 30 км к югу от МКАД, который собрался строить крупный бизнесмен Василий Анисимов. Город, рассчитанный на 450 000 жителей будет, сопоставим по размерам с Краснодаром или Астраханью.
Еще один проект «А 101», рассчитан на 300 000 жителей, в 2009 году началась распродажа его земель под ИЖС в Ленинском районе Подмосковья. Город планируется строить в течение 35 лет. Автор проекта — член Совета Федерации России Вадим Мошкович.
Городское благоустройство
Жилищный фонд области составляет около 125 миллионов м². Почти все городские жилища оборудованы водопроводом, канализацией, газом, центральным отоплением и горячим водоснабжением. Низок уровень телефонизации сельской местности (телефоном оборудованы лишь 15 % сельских жилищ).
В конкурсе на самый благоустроенный город Московской области в 2006 году победила Коломна. Второе место среди городов с населением более 100 тыс. заняла Балашиха, третье поделили Мытищи и Ногинск. Среди городов с населением менее 100 тысяч лидер — город Видное.
Заключение
Российская политика распределения бюджета теоретически направлена на выравнивание бюджетов регионов, обеспечение в каждом из них соответствующего уровня жизни и в то же время на создание стимулов для проведения более рациональной бюджетной политики.
На практике же мы видим, что в регионах, особенно тех, что крайне удалены от Москвы, бюджетная политика такова – «зачем затрачивать какие-то усилия на улучшение, если из столицы прибудут деньги».
Итак, сравним Московскую область и Приморский край по развитию там промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для получения информации о качестве проведения бюджетной политики.
Начнем с отраслей, которые являются особенностью каждого из данных регионов.
Рыбное хозяйство – то чем должен быть горд и от чего должен получать большой доход Приморский край. Эта отрасль практически погибает без должного вмешательства властей. Вместо развития рыбной промышленности, внедрения в нее новых технологий происходит упадок: снижается общий улов и выработка рыбных продуктов. Всему виной недостаточное финансирование отрасли. В связи с этим люди, работающие на предприятиях не получают должной заработной платы, а следовательно у них отсутствует стимул к труду. Хорошие рыбаки уходят в «теневой» бизнес. И как итог – страдает не только Приморский край, а вся страна, теряющая богатейшую отрасль, способную при правильном руководстве давать колоссальные прибыли.
Особенность промышленности Московской области – это развитые отрасли: оборудование тепловой и ядерной энергетики, магистральные тепловозы, вагоны метро, электропоезда, автобусы, сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны, высококачественные стали, оборудование легкой промышленности, кабели, оптические приборы.
Поговорим о сельском хозяйстве регионов. И Приморский край и Московская область обладают необходимым климатическим ресурсом для выращивания большинства культур. Из-за недостаточных вложений богатые почвы Приморского края истощаются и теряют свой потенциал. Аграрный сектор становиться всё менее привлекательным для работников из-за низкой заработной платы. Сельское хозяйство Московской области в последнее время начинает подниматься благодаря различным государственным программам поддержки. Кроме того область обладает наибольшим трудовым ресурсом. Основной же проблемой Приморья является удаленность от Москвы. Молодые специалисты рвутся в столицу, так как для них недостаточно перспектив на местах. Трудовые ресурсы из других регионов неохотно перебираются в край из-за дороговизны перелетов.
Что касается благоустройства городов, жилищно-коммунального комплекса, то не сложно понять, что Приморский край сильно уступает по этим критериям.
Итак, вопрос: на что же идут дотации, поступающие в бюджет Приморья? Вспомним положение данного субъекта на карте (рисунок 5).
Рисунок 5
Близость границ с Китаем определяет «субъективную внешнюю политику». Правительство не препятствует контрабандной торговле с Китаем.
Однако в последнее время в политику края всё же вмешивается центр. Введены высокие пошлины на торговлю с Японией, в частности автомобилями. Проводятся крупные строительные проекты по строительству международного аэропорта, подвесной дороги между островом Русским и краем. Но как известно связано это лишь с проведением в 2012 году там Международного Саммита.
Когда же произойдет вмешательство в рыбную промышленность и сельское хозяйство?
Итак, какова же общая ситуация? По данным средств массовой информации в ближайшее время в России, возможно, останется всего два региона-донора – Москва и Санкт-Петербург, а остальные 81 будут «сидеть на их шее». Чтобы не допустить такого следует действовать решительно.
Хотелось бы внести несколько предложений о ведении государственной политике распределения бюджета:
Список использованной литературы и источников
бюджетную политику в Российской Федерации. М.: ИЭПП, 2004.
Приложение
Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России