Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 760.37 Кб (Скачать)

Таблица 4 – Ключевые показатели развития АПК в регионе в 2008 году

Показатели

2008 год (план)

2008 год (факт)

% выполнения

Индекс производства продукции сельского  хозяйства в хозяйствах всех категорий к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах), %

101,8

105,1

103,3

- в т.ч. продукции животноводства, %

100,2

98

97,8

- продукции растениеводства, %

102,9

111,6

108,5

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского  хозяйства к соответствующему периоду  предыдущего года,  %

102,1

118,2

115,8

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц, руб.

6296

5841

92,8

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях ,%

     

   - тракторы

5,2

4,9

94,3

   - комбайны зерноуборочные

6

12

200

   - комбайны кормоуборочные

9

11,6

128,9

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин), л.с.

194

190,4

98,1

Индекс производительности труда  в сельскохозяйственных организациях к соответствующему периоду предыдущего года, % (ожидаемое)

103

103,8

100,8


 

3.3 Расходная часть бюджета Московской области

 

На таблице 5 представлены данные по расходной  части бюджета Московской области за 2008 год.

Таблица 5 – Расходная часть бюджета Московской области

Статьи расхода

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

1

Межбюджетные трансферты

72687888

68603620,3

2

Социальная политика

45084027

42263792,1

3

Национальная экономика

43036576

29779088,2

4

Общегосударственные расходы

28718626

34345160,5

5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

24077779

20586471,9

6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

17041701

16045386,9

7

Образование

16581019

1982206

8

Жилищно-коммунальное хозяйство

2617169

1380905,1

9

Культура, кинематография, средства массовой информации

2134193

3697619,6

10

Охрана окружающей среды

451855

54794,1

11

Национальная оборона

12972

17032


       Итого расходная часть областного бюджета составила по плану – 250120048, по факту – 230173839,1 тысяч рублей.

Диаграмма 8 – Расходная часть бюджета  Московской области

 

Экология

Экологическая ситуация в Московской области тяжелая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).

Наблюдения в 2007 году показали, что наиболее высокий уровень загрязнения отмечается в Москве, Воскресенске, Клину, повышенный — в Дзержинском, Коломне, Мытищах, Подольске, Серпухове, Щелкове и Электростали, низкий — в Приокско-Террасном биосферном заповеднике. Специфическими примесями, вносящими существенный вклад в общий фон атмосферного загрязнения, являются: для Москвы — формальдегид и фенол, для Воскресенска — аммиак и фторид водорода, для Клина, Коломны, Мытищ и Подольска — формальдегид. Наибольшее загрязнение поверхностных вод отмечено в центре и на востоке области, особенно сильно загрязнены реки Москва, Ока, Клязьма. В районе Москвы и в крупных городах (в частности, в Подольске, Орехово-Зуеве, Серпухове, Луховицах, Ступине) сильно загрязнены также грунтовые воды.

Проекты строительства новых городов

В начале XXI века было объявлено о  начале реализации проектов, связанных  со строительством новых территориально-административных образований в области, один из которых Рублево-Архангельское, рассчитанный на 30 000 жителей с высоким уровнем достатка, СМИ уже успели назвать «городом для миллионеров».

Среди других проектов — новый город «Большое Домодедово» в районе Белых Столбов в 30 км к югу от МКАД, который собрался строить крупный бизнесмен Василий Анисимов. Город, рассчитанный на 450 000 жителей будет, сопоставим по размерам с Краснодаром или Астраханью.

Еще один проект «А 101», рассчитан на 300 000 жителей, в 2009 году началась распродажа его земель под ИЖС в Ленинском районе Подмосковья. Город планируется строить в течение 35 лет. Автор проекта — член Совета Федерации России Вадим Мошкович.

Городское благоустройство

Жилищный фонд области составляет около 125 миллионов м². Почти все городские жилища оборудованы водопроводом, канализацией, газом, центральным отоплением и горячим водоснабжением. Низок уровень телефонизации сельской местности (телефоном оборудованы лишь 15 % сельских жилищ).

В конкурсе на самый благоустроенный  город Московской области в 2006 году победила Коломна. Второе место среди городов с населением более 100 тыс. заняла Балашиха, третье поделили Мытищи и Ногинск. Среди городов с населением менее 100 тысяч лидер — город Видное.

 

Заключение

Российская  политика распределения бюджета  теоретически направлена на выравнивание  бюджетов регионов, обеспечение в каждом из них соответствующего уровня жизни и в то же время на создание стимулов для проведения более рациональной бюджетной политики.

На практике же мы видим, что в регионах, особенно тех, что крайне удалены от Москвы, бюджетная политика такова – «зачем затрачивать какие-то усилия на улучшение, если из столицы прибудут деньги».

Итак, сравним  Московскую область и Приморский край по развитию там промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для получения информации о качестве проведения бюджетной  политики.

Начнем с отраслей, которые являются особенностью каждого из данных регионов.

Рыбное  хозяйство – то чем должен быть горд и от  чего должен получать большой доход Приморский край. Эта отрасль практически погибает без должного вмешательства властей. Вместо развития рыбной промышленности, внедрения в нее новых технологий происходит упадок: снижается общий улов и выработка рыбных продуктов. Всему виной недостаточное финансирование отрасли. В связи с этим люди, работающие на предприятиях не получают должной заработной платы, а следовательно у них отсутствует стимул к труду. Хорошие рыбаки уходят в «теневой» бизнес. И как итог – страдает не только Приморский край, а вся страна, теряющая богатейшую отрасль, способную при правильном руководстве давать колоссальные прибыли.

Особенность промышленности Московской области  – это развитые отрасли: оборудование тепловой и ядерной энергетики, магистральные тепловозы, вагоны метро, электропоезда, автобусы, сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны, высококачественные стали, оборудование легкой промышленности, кабели, оптические приборы. 

Поговорим о сельском хозяйстве регионов. И  Приморский край и Московская область обладают необходимым климатическим ресурсом для выращивания большинства культур. Из-за недостаточных вложений богатые почвы Приморского края истощаются и теряют свой потенциал. Аграрный сектор становиться всё менее привлекательным для работников из-за низкой заработной платы. Сельское хозяйство Московской области в последнее время начинает подниматься благодаря различным государственным программам поддержки. Кроме того область обладает наибольшим трудовым ресурсом. Основной же проблемой Приморья является удаленность от Москвы. Молодые специалисты рвутся в столицу, так как для них недостаточно перспектив на местах. Трудовые ресурсы из других регионов неохотно перебираются в край из-за дороговизны перелетов.

Что касается благоустройства городов, жилищно-коммунального  комплекса, то не сложно понять, что Приморский край сильно уступает по этим критериям.

Итак, вопрос: на что же идут дотации, поступающие  в бюджет Приморья? Вспомним положение данного субъекта на карте (рисунок 5).

Рисунок 5

Близость  границ с Китаем определяет «субъективную  внешнюю политику». Правительство не препятствует контрабандной торговле с Китаем.

Однако в  последнее время в политику края всё же вмешивается центр. Введены  высокие пошлины на торговлю с  Японией, в частности автомобилями. Проводятся крупные строительные проекты по строительству международного аэропорта, подвесной дороги между островом Русским и краем. Но как известно связано это лишь с проведением в 2012 году там Международного Саммита.

Когда же произойдет вмешательство в рыбную промышленность и сельское хозяйство?

Итак, какова же общая ситуация? По данным средств  массовой информации в ближайшее время в России, возможно, останется всего два региона-донора – Москва и Санкт-Петербург, а остальные 81 будут «сидеть на их шее». Чтобы не допустить такого следует действовать решительно.

Хотелось  бы внести несколько предложений  о ведении государственной политике распределения бюджета:

    • Снизить сборы налоговых ресурсов;
    • Дать региональным властям больше самостоятельности в распоряжении собственными средствами и в то же время увеличить контроль над деятельностью отраслей, в которых вкладываются бюджетные деньги;
    • Политика регионов должна быть направлена на сохранение трудовых ресурсов;
    • Каждый регион должен составлять ежегодный план по улучшению экономического состояния отдельных секторов. На осуществление плана регион может получить деньги из федерального бюджета при согласовании с центром.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Ежегодные Бюджетные послания Президента России Федеральному Собранию «О бюджетной политике».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2004 года №225 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от  23 декабря 2004 года №838 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
  7. Постановление от 19 апреля 2005 года №239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
  8. Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
  9. Приказ Минфина России от 19 декбря 2003 года № 399 «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора».
  10. Протокол № 1-МФ, 2009 года.
  11. Анализ влияния реформы системы бюджетных учреждений на

     бюджетную политику в Российской Федерации. М.: ИЭПП, 2004.

  1. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999.
  2. Дарькин С.М. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. / С.М. Дарькин – Владивосток: ТЦСР, 2004.
  3. Дудко С.В. Регионы-доноры и реципиенты: состояние и проблемы оценки на муниципальном уровне / С.В. Дудко // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика» № 2, 2003.
  4. Китова Г. Анализ расходов федерального бюджета на НИОКР./ Г. Китова, Т. Кузнецова М.: Центр фискальной политики, 2001.
  5. Кудрин А.Л. Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета / А.Л. Кудрин – М.: АБиК, 2006.
  6. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами / А.М. Лавров – М., 2008
  7. Образование в России. 2003. М.: Госкомстат России, 2003.
  8. Программы реформирования региональных финансов / Сост. В.В. Климанов. М.: КомКнига, 2007.
  9. Расчеты по данным статистического сборника «Регионы России. Социально<экономические показатели, 2003». Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2003.
  10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. М.: Госкомстат России, 2003.
  11. Толковый словарь современных бюджетных терминов / Под ред. Н. Бакстера. М., 2004.
  12. Экономические субъекты постсоветской России / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: МОНФ, 2003.
  13. Basle M. Le budget de I’Etat. 6 ed. P.: la Decouverte, 2004.
  14. Burda M., Wyplosz Ch/ Macroeconomics. 4 th ed/ Oxford^ OUP, 2005/
  15. Chouvel F. Finances publiques. P., 2002.
  16. OECD, 2000, Economic surveys.
  17. The Economist Newspaper and The Economist Group. September, 2009/
  18. http://openbudget.karelia.ru.
  19. http://eup.ru.
  20. http://www.aup.ru.
  21. http://www.cefir.ru/projects.html.
  22. http://www.minfin.ru.
  23. http://nalog.ru/
  24. http://www.stat.hse.ru.
  25. http://www.qks.ru.
  26. http://www.beafnd.org.
  27. http://www. mssu.ru/ faculties / gmu.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 


Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России