Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 760.37 Кб (Скачать)

Итак, несмотря на большой потенциал, предприятия  края имеют большие сложности, мешающие получать им достойный доход.

 

2.3 Расходная часть бюджета Приморского края

 

Расходная часть бюджета Приморского края на 2008 год представлена на таблице 2.

Таблица 2 – Расходная часть бюджета Приморского края

Статьи расходов

План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

1

Межбюджетные трансферты

10653048

 

2

Социальная политика

8409562

 

3

Здравоохранение, физическая культура, спорт

6343967

4129758

4

Национальная экономика

5468545

8668575

5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4154743

4505904

6

Общегосударственные вопросы

2549423,3.

1905201

7

Образование

2244139

2564126

8

Жилищно-коммунальное хозяйство

1045808

2522880

9

Культура, кинематография, средства массовой информации

461180

685753,4

10

Охрана окружающей среды

54131,3

33806,5

11

Национальная оборона

1000

261,6


 

Итого расходная часть бюджета Приморья составляет по плану - 41385546,05, а фактически - 48503814,62.

На диаграмме 6 видно, насколько и по каким статьям фактически превышен или наоборот завышен плановый расход.

Диаграмма 6 – Расходная часть  бюджета Приморского края

Увеличены затраты на национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, образование, жилищно-коммунальные услуги и культуру. Расходы меньше на охрану окружающей среды, национальную оборону, здравоохранение и спорт.

Рассмотрим  подробнее внутрирегиональные отрасли, которые финансирует краевой бюджет.

Жилищно-коммунальный комплекс

Жилищный  комплекс обслуживает свыше 40 миллионов квадратных метров жилья, в том числе 25 миллионов квадратных метров – муниципального. Протяженность водопроводных сетей свыше 3800 км. Обеспеченность жилого фонда канализацией составляет 72%, централизованным отоплением 73%, горячей водой 58%, газом 15%.

Проблемы  отрасли:

Ключевой  проблемой  ЖКХ  является  неэффективно  работающий  рынок  жилищно-коммунальных услуг, что, с одной стороны, не позволяет гражданам в полной мере реализовать свои законные права на получение качественных услуг в соответствии с установленными социальными нормативами и стандартами, с другой – является наиболее значимой причиной несбалансированности местных и консолидированного бюджета.

Можно выделить три группы факторов, определяющих суть данной проблемы:

1. Заказчик (собственник и наниматель жилья) устранен от управления жилым фондом.

2. Затраты на воспроизводство (поддержание, улучшение) качества жилого фонда не соответствуют уровню дохода граждан.

3. Государство и муниципальная власть не выполняют своих финансовых обязательств.

Здравоохранение

В сфере здравоохранения  важнейшей задачей является повышение эффективности воздействия на воспроизводство жизни населения. Задачу можно рассматривать в качестве центральной, поскольку преждевременная смертность является наиболее тревожным обстоятельством всей постперестроечной России. В Приморье более 30% людей умирают в трудоспособном возрасте, чрезвычайно высок уровень заболеваемости. Причины роста общей заболеваемости преимущественно социальные: старение населения, ухудшение питания, изменение привычного уклада жизни, общее ухудшение условий жизни и труда, рост социальных и психологических стрессов.

Сказывается и отсутствие пропаганды (посредством  СМИ и рекламы) здорового образа жизни, особенно среди молодежи. Другая весьма значимая причина – плохое состояние окружающей среды.

Ключевые  проблемы сферы здравоохранения:

1. Низкий уровень профилактической работы. Структура медицинских услуг (помощи) слабо дифференцирована по цене и качеству. Для большинства населения качественные услуги остаются недоступными.

2. Недостаточная хозяйственная самостоятельность лечебных учреждений и, соответственно, недостаточно используются ресурсы самоуправления. Неэффективная организация рабочего времени врачей, связанная со слабой вооруженностью современными информационными технологиями и распределением функций между лечащим и вспомогательным персоналом.

Образование

Уровень развития системы образования в  современном мире рассматривается в качестве базового стратегического ресурса, от которого зависит благосостояние всего общества. Следует постоянно учитывать две взаимодополняющие функции образования: подготовка профессиональных кадров и культурная адаптация человека к интенсивно меняющемуся миру.

В соответствии с общим подходом и учетом вклада в задачи развития краевую систему  образования целесообразно разделить  на две зоны:

1. в зону социального обеспечения следует отнести школьное (среднее обязательное) и начальное профессиональное образование;

2. в  зону  социального  развития –  высшее  и  среднее  профессиональное  образования.

Ключевыми проблемами системы образования  Приморского края являются:

1. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры системы образования потребностям рынка труда Приморья (более 50% выпускников вузов и средних специальных учреждений не находят себе работу по специальности).

2. Неэффективная система взаимосвязи различных уровней подготовки кадров.  Формирование  образовательного  потенциала  края  должно  происходить  по нисходящей вертикали, когда каждый вышестоящий элемент задает и обусловливает состав, структуру и требования к ниже положенным составляющим вертикали: «экономика – высшее – среднее специальное – среднее профессиональное – общее среднее образование» (По некоторым направлениям дефицит подготовки рабочих специальностей достиг критического уровня. На одного выпускника с высшим и средним специальным образованием готовится 0,8 человек рабочих специальностей).

3. Низкий уровень мобильности образовательного потенциала, не позволяющего специалистам эффективно и быстро адаптироваться к непрерывно изменяющимся целям и условиям деятельности.

4. Неэффективная система социальной защищенности большинства субъектов образовательного комплекса как в части воспитанников – учащихся и студентов, так и в части работников образовательных учреждений всех уровней. Молодые преподаватели находятся по уровню зарплаты ниже черты прожиточного минимума.

5. Работа администрации вузов вышла из-под общественного контроля. Вузы работают как авторитарные системы.

Культура

 В настоящее время сфера культуры находится в депрессивном состоянии. Основная причина этого в организационно-управленческой изоляции культурных объектов от основных потребителей культурных ценностей и информационных каналов. Основные ресурсы воспроизводства культуры находятся вне государственной системы управления культурой. (Эти ресурсы находятся в области управления образованием, наукой, СМИ, туристической сферы, молодежной политики, шоу-бизнесом).

Данная  стратегия принимает эту парадигму, но предлагает управлять развитием культуры не как конкретными объектами, а как системными проектами и культурными связями. Для Приморского края в целом сфера международных культурных проектов и контактов является одним из приоритетных направлений развития. Это направление соответствует конкурентному преимуществу региона, связанному с его геополитическим положением. Для края принципиально важно позиционировать себя среди регионов России и близлежащих стран как зоны контакта живых культур народов АТР и европейской России. Эта культурная политика целиком соответствует ожиданиям

соседствующих  государств и  гарантирует  геополитическую  безопасность  региону, поскольку  обеспечивает равномерное присутствие  культур (и представителей) стран СВА на территории края и тем самым доминирующее положение принимающей стороны.

Несмотря  на достаточно интенсивное развитие международных культурных контактов, которое происходит в последнее время, это развитие имеет ряд узких мест:

 1. Развитие идет вне и помимо государственной системы управления куль-

турой. Культурные проекты (в том числе международные) интенсивно реализуются

вузами и  самостоятельно субъектами шоу-бизнеса.

2. Субъекты развития культуры (носители проектов) и система управления в

лучшем случае действуют параллельно.

3. Сфера культуры недостаточно использует современные методы управления. Принятый дотационный характер финансирования управления объектами и кадрами является предельно неэффективным.

4. Принципиальным препятствием развитие сферы культуры, повышения ее рентабельности является искусственное отделение этой сферы от системы управления СМИ, молодежной политикой, системы образования и туризма. Эти сферы являются теми, где располагаются основные ресурсы развития культуры. Управление культуры, которое не координирует свою работу с этими сферами, по исходным условиям не может работать эффективно.

Можно сделать  вывод, что отрасли, на которые направлены бюджетные расходы края действительно нуждаются в поддержке, но не смотря на вложения проблемы пока решить не удается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономическая  ситуация в Московской области

3.1 Общие сведенья

 

Московская область расположена в междуречье Оки и Волги. Регион граничит: на юге – с Тульской областью, на юго-западе – с Калужской областью, на западе – со Смоленской областью, на северо-западе и севере – с Тверской областью, на северо-востоке – с Ярославской областью, на севере и северо-востоке – с Владимирской областью, на юго-востоке – с Рязанской областью.

Преобладающее население – русские. Естественный прирост – отрицательный. Несмотря на притягательность региона для мигрантов, численность населения Московской области снижается.  
Население (оценка на 1 января 2008 года) составляет 6672,8 тысяч человек в том числе: городское – 5367,4, сельское – 1305,4 тысяч человек.

Основным преимуществом Московской области является ее срединное положение, близость к главному экономическому и политическому центру России – Москве, а также высокая инфраструктурная обустроенность территории. В Московской области расположено много научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств. Здесь самая высокая в России концентрация «наукоградов» (Дубна, Пущино, Троицк, Черноголовка и другие). Из полезных ископаемых можно выделить лишь залежи фосфоритов, керамических глин и нерудных строительных материалов. На базе старинных народных промыслов развиты производство художественной керамики (Гжель), роспись деревянных шкатулок (Федоскино) и металлических подносов (Жостово). Сельское хозяйство полностью не обеспечивает потребности населения региона. Область перенасыщена предприятиями ВПК.

 

3.2 Доходная часть бюджета Московской области

 

Данные о доходной части бюджета Московской области представлены на таблице 3 (2008 год).

Таблица 3 – Доходная часть бюджета Московской области

Статья дохода

Поступления, тыс. руб.

1

Налоги на прибыль, доходы

143355362

2

Безвозмездные поступления

35989993

3

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

35989993

4

Налоги на имущество

27111355

5

Налоги на товары(работы и услуги), реализуемые на территории РФ

12147941

6

Налоги на совокупный доход

5026219

7

Доходы от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности

4057949

8

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

715930

9

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

626485

10

Прочие неналоговые доходы

498300

11

Платежи при пользовании природными ресурсами

407571

12

Доходы от продажи материальных и  нематериальных активов

305003

13

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

193000

14

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

156206

15

Административные платежи и сборы

22260

Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России