Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.
Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51
Российский государственный аграрный университет – МСХА
имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)
Кафедра политической экономии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Региональные особенности бюджетной реформы в
переходной экономике России»
Выполнил:
Студентка 208 группы
дневного отделения
учетно-финансового факультета
Киселева В.А.
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук,
Доцент кафедры политической экономии
Прохорова Екатерина Евгеньевна
МОСКВА 2009 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная
часть бюджета Приморского края
2.3 Расходная
часть бюджета Приморского края
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная
часть бюджета Московской
3.3 Расходная
часть бюджета Московской
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51
Введение
На протяжении своего развития Россия в своих экономических, политических и иных взглядах очень часто бросалась из крайности в крайность в поисках своего особого типа развития. Естественно, что такие потрясения не могли не оставить след в жизни страны, который не стирается и по сей день.
Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Каждый субъект Российской Федерации отличается между собой различными и отраслями, в которых он преуспевает или наоборот отстает. Есть отрасли, являющиеся особенностью региона. Предприятия и люди, работающие на них формируют бюджет региона, поэтому в курсовой работе мы решили отразить состояние ведущих отраслей, приносящих доход или являющихся статьей расхода бюджета субъекта. Для сравнения мы взяли два отличающихся между собой по географическому положению, климату, статьям доходов и расходов, и уровню жизни населения региона: Московская область и Приморский край.
В работе использованы следующие экономические методы:
Глава I посвящена теоретическим особенностям распределения бюджета по регионам страны. Даны расшифровки понятий регионов «доноров» и «реципиентов», сложившиеся в связи с такой системой распределения. А так же описана внутрирегиональная бюджетная система.
Глава II включает в себя данные об экономическом положении Приморского края на сегодняшний день. Описаны расходная и доходная часть бюджета региона, состояние промышленности и сельского хозяйства края, его благоустройство.
Аналогичным образом дано описание в главе III экономического состояния Московской области.
В данной
работе использован следующий
Бюджет – схема расходов и доходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год.
Трансферт – передача одним лицом другому права владения ценными бумагами; операция, при которой институционная единица, представляющая товар, услугу или актив другой единице, не получает взамен никаких возмещений.
Дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условия их использования.
Налог – это взимаемые с частных лиц и организаций безвозмездные поступления из дохода в пользу государства.
Валовой региональный продукт – объем созданных на определенной территории товаров и услуг.
Валовые налоговые ресурсы субъекта – основанная на объеме и структуре валового регионального продукта оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта.
Регион-донор – регион, способный обеспечить себя и другие нуждающиеся субъекты необходимыми денежными ресурсами и отправляющий часть своих налоговых ресурсов в центр.
Регион-реципиент – регион, получающий помощь из других субъектов и центра, так как он не способен обеспечить за счет своих ресурсов необходимый уровень жизни.
Кредиторская задолженность – это имеющаяся на текущий период задолженность, возникшая в связи с предыдущими хозяйственными операциями, которая должна привести к оттоку денежных средств.
Доход – регулярное пополнение бюджета экономического субъекта измеренного деньгами.
Расход – уменьшение экономических выгод, в результате выбытия денежных средств.
Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
Федеральная целевая программа – это государственная программа Российской федерации в какой-либо области. Например – Федеральная целевая программа «Жилище» - государственная программа РФ в области жилищной политики.
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджетной реформы
Формирование российской модели бюджетного федерализма началось в 1991 году вместе со становлением в России федеративного государственного устройства. Сегодня можно говорить о том, что развитие межбюджетных отношений прошло несколько этапов.
До 1991 года сбалансированность территориальных бюджетов всех уровней достигалась утверждением индивидуальных нормативов закрепления доходных источников и централизованных дотаций. Их основу составляли многочисленные ведомственные нормы расходов. Данная система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного соподчинения региональных и местных органов власти.
В 1991—1993 годах в условиях стихийной децентрализации бюджетной системы распределение финансовой помощи проводилось в рамках индивидуальных договоренностей с применением дифференцированных нормативов отчислений от основных федеральных налогов (прежде всего НДС) и прямого согласования объемов дотаций из федерального бюджета. В результате проведенной в конце 1993 года первой реформы межбюджетных отношений были установлены единые (за исключением отдельных республик) нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ. В 1994 году был создан Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), средства которого (трансферты) впервые стали распределяться на основе единой методики и формализованных критериев.
До 1996 года
источником ФФПР являлся НДС по товарам
отечественного производства (в 1994 году
— 22% поступлений этого налога шло в федеральный
бюджет; в 1995 году — 27%). Затем фонд формировался
за счет
15% общего объема налоговых поступлений
в федеральный бюджет (за исключением
подоходного налога и ввозных таможенных
пошлин). Существовали особые правила
расходования средств этого ФФПР. До 1997
года он состоял из двух частей, предназначенных
для финансирования двух типов
регионов — “нуждающихся в поддержке”
и “особо нуждающихся в поддержке”.
“Нуждающимся в поддержке” считался регион, для которого норма средней бюджетной обеспеченности на одного жителя была ниже средней по стране. “Особо нуждающимся” являлся такой регион, для которого собственные доходы не обеспечивали финансирования текущих затрат. С 1997 года такое разделение уже не предусматривается. В 1997 году была введена новая группировка регионов: полностью расположенные в районах Крайнего Севера, частично относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненные к ним местности; все остальные.
На диаграмме 1 видно, что за период с 1993 по 1997 года резко возросло число дотационных бюджетов. Если в 1993 году их было 54 (61% общего числа), в 1995 году — 78 (88%), в 1996 году – 75 (84%), то в 1997 году – 81 (91%).
Диаграмма 1 – Изменение количества регионов, нуждающихся в дотациях
Это
являлось лишним
1) расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы не в полной мере были обоснованы и закреплены;
2) отсутствовал комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ;
3) региональные власти не были заинтересованы в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов, а помощь, которую регионы требовали от федерального правительства, значительно превосходила его возможности;
4) недостаточная нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.
В 1998 году Правительством РФ была подготовлена и принята “Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах”. Основная цель данной Концепции состояла в том, чтобы осуществить поэтапный переход к принципиально новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий.
Концепцией устанавливалось, что реформа межбюджетных отношений должна обеспечить:
Согласно Концепции, выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам должно осуществляться через ФФПР, а также вновь создаваемый Фонд компенсаций, оказание регионам инвестиционной поддержки — через Фонд регионального развития и субвенций на дорожное хозяйство, а стимулирование бюджетных и экономических реформ на региональном уровне — через Фонд развития региональных финансов.
За 1999—2001 годах был реформирован ФФПР, внедрена принципиально новая, более прозрачная и объективная методика распределения трансфертов, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов при одновременном создании стимулов для проведения на местах рациональной и ответственной бюджетной политики.
По этой методике должна быть оценена реальная бюджетная обеспеченность регионов на основе индексов бюджетных расходов и налоговых ресурсов. Трансферты ФФПР распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспеченности.
Средства ФФПР в 2001 году распределялись на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.
Валовые налоговые ресурсы (ВНР) субъекта РФ — основанная на объеме и структуре валового регионального продукта (ВРП) оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. ВРП — объем созданных на определенной территории товаров и услуг.
Кроме ФФПР вертикальное выравнивание уровней бюджетной обеспеченности в РФ обеспечивает также Фонд компенсаций. Он предназначен для полного целевого финансирования так называемых федеральных мандатов — расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами “ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “О ветеранах” и “ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Он был создан за счет централизации поступлений НДС.
В 2002 году решено также наряду с Фондом компенсаций создать Фонд софинансирования социальных расходов в размере 18,73 миллиардов рублей. Его средства предполагается использовать на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на:
— повышение тарифной ставки (окладов) первого разряда Единой
Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России