Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 760.37 Кб (Скачать)

 

Российский государственный аграрный университет – МСХА

имени К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА  имени К.А. Тимирязева)


 

 

 

Кафедра политической экономии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Региональные  особенности бюджетной реформы  в

 переходной экономике России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 208 группы

дневного отделения 

учетно-финансового факультета

Киселева  В.А.

 

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук,

Доцент кафедры политической экономии

Прохорова Екатерина Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2009 год

 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. Распределение  бюджета в Российской Федерации 6

1.1 Сущность  бюджетной реформы 6

1.2 Регионы-доноры  и регионы-реципиенты 12

1.3 Внутрирегиональная  бюджетная система 15

Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18

2.1 Общие сведенья  о регионе 18

2.2 Доходная  часть бюджета Приморского края 20

2.3 Расходная  часть бюджета Приморского края 27

Глава 3. Экономическая  ситуация в Московской области 33

3.1 Общие сведенья 33

3.2 Доходная  часть бюджета Московской области 33

3.3 Расходная  часть бюджета Московской области 43

Заключение 46

Список использованной литературы и источников 49

Приложение 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении своего развития Россия в своих экономических, политических и иных взглядах очень часто бросалась из крайности в крайность в поисках своего особого типа развития. Естественно, что такие потрясения не могли не оставить след в жизни страны, который не стирается и по сей день.

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Каждый субъект Российской Федерации отличается между собой различными и отраслями, в которых он преуспевает или наоборот отстает. Есть отрасли, являющиеся особенностью региона. Предприятия и люди, работающие на них формируют бюджет региона, поэтому в курсовой работе мы решили отразить состояние ведущих отраслей, приносящих доход или являющихся статьей расхода бюджета субъекта. Для сравнения мы взяли два отличающихся между собой по географическому положению, климату, статьям доходов и расходов, и уровню жизни населения региона: Московская область и Приморский край.

В работе использованы следующие экономические  методы:

    • Табличный;
    • Графический;
    • Статистический;
    • Аналитический;
    • Метод аналогий;
    • Картографический.

Глава I посвящена теоретическим особенностям распределения бюджета по регионам страны. Даны расшифровки понятий регионов «доноров» и «реципиентов», сложившиеся в связи с такой системой распределения. А так же описана внутрирегиональная бюджетная система.

Глава II включает в себя данные об экономическом  положении Приморского края на сегодняшний день. Описаны расходная и доходная часть бюджета региона, состояние промышленности и сельского хозяйства края, его благоустройство.

Аналогичным образом дано описание в главе III экономического состояния Московской области.

В данной работе использован следующий глассарный минимум:

Бюджет – схема расходов и доходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год.

Трансферт – передача одним лицом другому права владения ценными бумагами; операция, при которой институционная единица, представляющая товар, услугу или актив другой единице, не получает взамен никаких возмещений.

Дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условия их использования.

Налог – это взимаемые с частных лиц и организаций безвозмездные поступления из дохода в пользу государства.

Валовой региональный продукт – объем созданных на определенной территории товаров и услуг.

Валовые  налоговые  ресурсы субъекта – основанная  на объеме  и структуре валового регионального продукта оценка потенциальных налоговых доходов  консолидированного бюджета субъекта.

Регион-донор – регион, способный обеспечить себя и другие нуждающиеся субъекты необходимыми денежными ресурсами и отправляющий часть своих налоговых ресурсов в центр.

Регион-реципиент – регион, получающий помощь из других субъектов и центра, так как он не способен обеспечить за счет своих ресурсов необходимый уровень жизни.

Кредиторская задолженность – это имеющаяся на текущий период задолженность, возникшая в связи с предыдущими хозяйственными операциями, которая должна привести к оттоку денежных средств.

Доход – регулярное пополнение бюджета экономического субъекта измеренного деньгами.

Расход – уменьшение экономических выгод, в результате выбытия денежных средств.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

Федеральная целевая программа – это государственная программа Российской федерации в какой-либо области. Например – Федеральная целевая программа «Жилище» - государственная программа РФ в области жилищной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Распределение  бюджета в Российской Федерации

1.1 Сущность бюджетной реформы

 

Формирование  российской  модели  бюджетного  федерализма началось  в 1991 году вместе  со становлением в России федеративного государственного устройства.  Сегодня  можно  говорить  о  том,  что развитие  межбюджетных отношений прошло несколько этапов.

До 1991 года сбалансированность территориальных бюджетов всех уровней достигалась утверждением  индивидуальных  нормативов  закрепления доходных источников и централизованных дотаций. Их основу составляли многочисленные  ведомственные  нормы  расходов.  Данная  система  могла функционировать  только  в  условиях  централизованного  планирования  и прямого административного соподчинения региональных и местных органов власти.

В 1991—1993 годах  в условиях  стихийной  децентрализации  бюджетной системы  распределение  финансовой  помощи  проводилось  в  рамках индивидуальных  договоренностей  с  применением дифференцированных нормативов отчислений  от  основных  федеральных  налогов (прежде  всего НДС) и прямого согласования объемов дотаций из федерального бюджета. В результате  проведенной  в  конце 1993 года  первой  реформы межбюджетных отношений  были  установлены  единые (за  исключением  отдельных республик)  нормативы  отчислений  от  федеральных  налогов  в  бюджеты субъектов РФ. В 1994 году был создан Фонд финансовой поддержки субъектов Российской  Федерации (ФФПР),  средства  которого (трансферты)  впервые стали  распределяться  на  основе  единой  методики  и  формализованных критериев.

До 1996 года источником  ФФПР являлся НДС по товарам отечественного производства (в 1994 году — 22% поступлений этого налога шло в федеральный бюджет; в 1995 году — 27%). Затем фонд формировался за счет  
15% общего объема  налоговых поступлений в федеральный бюджет (за  исключением подоходного налога и ввозных таможенных пошлин). Существовали особые правила расходования средств этого ФФПР. До 1997 года он состоял из двух частей,  предназначенных для финансирования  двух  типов регионов — “нуждающихся  в  поддержке”  и “особо  нуждающихся  в  поддержке”.

“Нуждающимся  в поддержке” считался регион, для  которого норма средней бюджетной  обеспеченности на одного жителя была ниже средней по стране. “Особо  нуждающимся”  являлся  такой  регион,  для  которого  собственные доходы  не  обеспечивали финансирования текущих  затрат.  С 1997 года такое разделение  уже не  предусматривается.  В 1997 году  была  введена  новая группировка  регионов:  полностью  расположенные  в  районах  Крайнего Севера, частично относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненные к ним местности; все остальные.

На диаграмме 1 видно, что за период с 1993 по 1997 года резко возросло число дотационных бюджетов. Если в 1993 году их было 54 (61% общего числа), в 1995 году — 78 (88%), в 1996 году – 75 (84%), то в 1997 году – 81 (91%).

 

Диаграмма 1 – Изменение количества регионов, нуждающихся в дотациях

 Это  являлось лишним доказательством  того,  что  сложившаяся  к  середине 90-х  годов  система межбюджетных отношений лишь частично соответствовала внешним признакам бюджетного федерализма. Ее главными недостатками являлись следующие:

1) расходные  полномочия для каждого уровня бюджетной системы не    в полной мере были обоснованы и закреплены;

2)  отсутствовал  комплексный  подход  к  выравниванию  социально-экономического  развития  регионов  с  учетом  целевых   федеральных программ;

3) региональные  власти не были заинтересованы  в увеличении налогового потенциала  и росте собственных бюджетных доходов, а  помощь, которую регионы  требовали  от  федерального  правительства,  значительно превосходила его возможности;

4) недостаточная нормативная база  для  обоснования  потребностей в бюджетных расходах.

В 1998 году Правительством РФ была подготовлена и принята “Концепция реформирования  межбюджетных  отношений  в  Российской  Федерации  в 1999—2001 годах”. Основная цель данной Концепции состояла  в  том,  чтобы осуществить  поэтапный  переход  к  принципиально  новой  методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий.

Концепцией  устанавливалось,  что  реформа  межбюджетных  отношений должна обеспечить:

  • повышение эффективности использования и управления финансовыми  ресурсами  бюджетной  системы  Российской  Федерации;
  • выравнивание  возможностей  реализации  на  всей  территории  страны минимального  уровня  установленных  Конституцией  РФ  и  федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
  • создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

Согласно  Концепции,  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  по текущим  расходам  должно  осуществляться  через  ФФПР,  а  также  вновь создаваемый  Фонд  компенсаций,  оказание  регионам  инвестиционной поддержки — через Фонд регионального развития и субвенций на дорожное хозяйство,  а  стимулирование  бюджетных  и  экономических  реформ  на региональном уровне — через Фонд развития региональных финансов.

За  1999—2001  годах  был реформирован  ФФПР,  внедрена  принципиально новая, более прозрачная и объективная методика распределения трансфертов, направленная  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  регионов  при одновременном создании стимулов для проведения на местах рациональной и ответственной бюджетной политики.

По  этой  методике  должна  быть  оценена  реальная  бюджетная обеспеченность  регионов  на  основе  индексов  бюджетных  расходов  и налоговых  ресурсов.  Трансферты  ФФПР  распределяются  таким  образом, чтобы  повысилась  бюджетная  обеспеченность  регионов  с  удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня,  гарантировав  наименее  развитым  территориям  минимальный уровень бюджетной обеспеченности.

Средства  ФФПР  в 2001 году  распределялись  на  основе  сопоставления бюджетной  обеспеченности  субъектов  РФ,  измеренной  величиной приведенных  к  сопоставимым  условиям  удельных (в  расчете  на  душу населения) валовых налоговых ресурсов.

Валовые  налоговые  ресурсы  (ВНР)  субъекта  РФ — основанная  на объеме  и  структуре  валового  регионального  продукта  (ВРП)  оценка потенциальных  налоговых доходов  консолидированного бюджета субъекта РФ. ВРП — объем созданных на определенной территории товаров и услуг. 

Кроме  ФФПР  вертикальное  выравнивание  уровней  бюджетной обеспеченности  в  РФ  обеспечивает  также  Фонд  компенсаций.  Он предназначен  для  полного  целевого  финансирования  так  называемых федеральных  мандатов — расходных  обязательств,  возложенных  на региональные  бюджеты  федеральными  законами “ О  государственных пособиях  гражданам,  имеющим  детей”, “О  ветеранах”  и “ О  социальной защите  инвалидов  в  Российской  Федерации”.  Он  был  создан  за  счет централизации поступлений НДС.

В 2002 году  решено  также наряду  с Фондом  компенсаций создать Фонд софинансирования социальных расходов в размере 18,73 миллиардов рублей. Его средства  предполагается  использовать  на  частичное возмещение  расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на:

—  повышение тарифной  ставки (окладов)  первого  разряда  Единой

Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России