Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 760.37 Кб (Скачать)

            Итого доходная часть бюджета составляет 232700986 тысяч рублей.

На диаграмме 3 можно увидеть откуда в областной бюджет поступают доходы.

Диаграмма 7 – Доходная часть бюджета Московской области

              Московская область считается регионом-донором. Из данных таблицы 3 и диаграммы 3 видно, что безвозмездные поступления составляют не большую часть бюджета.

Рассмотрим, каково состояние предприятий Московской области, чтобы сравнить его с Приморьем.

Промышленность

По объему промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы). Промышленность региона использует преимущественно привозное сырье; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы.

Развиты машиностроение и металлобработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь — ТВЭЛ); космическая и ракетная техника (Королев — Энергия (РКК), Химки — НПО Лавочкина, Реутов — НПО машиностроения); магистральные тепловозы (Коломенский завод), вагоны метро (Мытищи — Метровагонмаш), электропоезда (Демиховский машиностроительный завод); автомобили (СеАЗ), автобусы (Ликино-Дулево — Ликинский автобусный завод, Голицыно и Яхрома); сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны (Люберцы, Дмитров, Балашиха); высококачественные стали (Электросталь); оборудование легкой промышленности (основные центры — Коломна, Климовск, Подольск); кабели (Подольск); оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева, Лыткаринский завод оптического стекла).

         

Рисунок 1                           Рисунок 2                           Рисунок 3

На рисунке 1 представлена автомотриса  РА-2 производства Метровагонмаш. На рисунке 2 изображен автобус ЛИАЗ-5256.

На территории области особая концентрация предприятий оборонного комлекса (Российский центр демонстрации вооружения, военной  техники и технологий в Красноармейске, ОКБ Камов, НПП Звезда, ГНИИ Авиационных систем, Фазотрон-НИИР, Базальт, Краснозаводский химический завод, КБ Факел, МКБ Радуга, НИИ приборостроения им. Тихомирова, НИИ «Агат», Долгопрудненское НПО, РАТЕП).

На рисунке 3 представлен Ка-52 «Аллигатор»  производства ОКБ Камов.

Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты (Щелково), минеральные удобрения (Воскресенск — производственные объединения «Фосфаты» и «Минудобрения»), синтетическое волокно (Серпухов и Клин), пластмассовые изделия (Орехово-Зуево), лаки и краски (Сергиев Посад, Одинцовский лакокрасочный завод), фармацевтические изделия (Старая Купавна).

Развита промышленность строительных материалов. Действуют цементные производства в Воскресенске и Коломне (Щуровский цементный завод), фаянсово-фарфорные в Ликино-Дулево (Дулевский фарфоровый завод) и Вербилках, завод сухих строительных смесей в Красногорске и множество керамических производств. Развита деревообрабатывающая промышленность (в Бронницах, Шатуре и др). С ростом спроса особый импульс получило производство бетона. Производится добыча фосфоритов, торфа, глин, песков, щебня и гравия.

Энергетика

Электроэнергию вырабатывают: Каширская ГРЭС (1910 МВт), Дзержинская ТЭЦ (1300 МВт), ТЭЦ-27 (1100 МВт), Шатурская ГРЭС (1100 МВт), пиковыеЗагорская ГАЭС (1200 МВт) и Электрогорская ГРЭС (623 МВт), а также несколько менее крупных электростанций. Основным энергетическим проектом региона является строительство Загорской ГАЭС-2 мощностью 840 МВт.

  Рисунок  4

На рисунке 4 представлен крупнейший источник электроэнергии в Московской области  Каширская ГРЭС.

Электроэнергодефицит  области покрывают ЛЭП магистральных  направлений: «Москва—Санкт-Петербург», «Москва—Костромская ГРЭС», «Москва—Жигулевская ГЭС» и «Москва—Волжская ГЭС»; электроэнергетическое кольцо и широкая сеть внутренних линий. Регион является крупным потребителем энергоресурсов.

Сельское  хозяйство

Около 40 % территории Московской области используется в сельском хозяйстве; наименее освоены сельским хозяйством северные, восточные и западные окраинные районы. В южной части области, особенно к югу от Оки, более 50 % земель используется в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство имеет преимущественно пригородную специализацию. Растениеводство развито в южной части области. Большая часть посевных площадей (свыше 3/5) занята кормовыми культурами. Большие площади отведены под посевы зерновых: (пшеницы, ячменя, овса, ржи). Значительную роль в растениеводстве региона играет картофелеводство. Распространено тепличное овощеводство, например, в г. Московский имеется крупнейший в Европе тепличный комплекс. Выращиваются также цветы, грибы. Животноводство преобладает над растениеводством и главным образом направлено на производство молока и мяса. Помимо крупного рогатого скота, повсеместно разводятся свиньи и куры.

Агропромышленный комплекс – важнейший  сектор экономики Московской области. По специализации и направлениям деятельности сельское хозяйство многогранно. Кроме крупных товарных сельскохозяйственных предприятий по производству молока, мяса, овощей и картофеля имеются специализированные семеноводческие хозяйства, племенные организации в животноводстве.

 В последние годы развитие агропромышленного производства входит в число основных задач Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области.

Реализация в 2006-2007 годах приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК», а с 2008 года - пятилетней Государственной  программы развития сельского хозяйства  способствовали подъему агропромышленного  комплекса.

Анализ положения дел в аграрной отрасли области позволяет сделать  вывод, что сельское хозяйство в  последние годы, несмотря на имеющиеся  объективные трудности, а также  проблемы, связанными с кризисными явлениями, сохранило положительную тенденцию развития по основным направлениям деятельности, что определяет дальнейшее развитие сельских территорий и благополучия сельских жителей.

Сельскохозяйственное производство Московской области является высокотехнологичной  отраслью. В настоящее время более 90 процентов овощей и картофеля  в крупных сельскохозяйственных предприятиях возделывается по интенсивным технологиям. Самые современные технологии сегодня действуют на новых и модернизированных животноводческих комплексах, птицеводческих и свиноводческих предприятиях.

В регионе образованы и успешно  работают такие известные агрохолдинги, как ООО «Дмитровские овощи», ЗАО «Дашковка», ОАО «Малино», ОАО «Моссельпром», ЗАО «Элинар-Бройлер», группа компаний «Ассортимент».

Данные организации, наряду с производством  продукции, взяли на себя функции  логистических центров. Это позволит круглогодично обеспечивать поставку продукции на продовольственный рынок и в перерабатывающую промышленность.

В растениеводстве мощности по хранению продукции ежегодно расширяются и модернизируются. Только за 2008 год введено и реконструировано современных хранилищ на 47 тыс. тонн. В настоящее время в сельскохозяйственных организациях можно разместить более 520 тыс. тонн картофеле-овощеводческой продукции.

Дальнейшим залогом успеха по выпуску  качественной и конкурентоспособной продукции является увеличение объемов предпродажной подготовки картофеля и овощей. По этой технологии их поставляется на потребительский рынок более 200 тыс. тонн, что составляет 44 процента от производства.

В целях создания условий торговли производителям сельскохозяйственной продукции принято постановление Правительства Московской области, регламентирующее организацию розничных рынков на территории Московской области, в котором предусмотрено выделение не менее 15 % от общего количества торговых мест для реализации продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей,  выращенной и произведенной на личных подсобных хозяйствах и приусадебных участках.

Одним из каналов реализации сельскохозяйственной продукции стали регулярно проводимые в каждом муниципальном образовании  ярмарки, на которых продается продукция  сельскохозяйственных производителей из Московской области.

В 2008 году проведено более 200 подобных ярмарок. В текущем году планируется  провести более 500 ярмарок.

Важным направлением в развитии агропромышленного комплекса области остается отрасль животноводства. Созданная в области и хорошо функционирующая племенная база в молочном животноводстве позволяет ежегодно получать надой на фуражную корову 5850 кг, а в племенных предприятиях более 7000 кг.

Вложенные бюджетные средства и  привлеченные инвестиции в развитие отрасли позволили ввести в эксплуатацию, реконструировать и модернизировать ряд крупных животноводческих комплексов и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции для производства 50 тысяч тонн молока, 27 тысяч тонн мяса свинины и 48 тысяч тонн мяса птицы.

Большая часть продукции, произведенной  в Подмосковье, реализуется на перерабатывающих предприятиях Московской области.

Устойчивая работа пищевой промышленности, стабильное и повсеместное обеспечение населения области высококачественными продовольственными товарами в широком ассортименте и по доступным ценам для жителей Подмосковья.

В структуре промышленного производства Московской области пищевая промышленность занимает около 30%, а удельный вес продовольственных товаров в розничной торговле составляет более 40 процентов.

На предприятиях области производится практически все необходимые  для жизнедеятельности человека продукты питания, в том числе  для детей всех возрастных категорий, а также лечебного и диетического назначения.

Наряду с крупным сельскохозяйственным производством малый и средний  бизнес объединяет большое количество населения области и они производят около 50 процентов картофеля и  овощей в общем объеме их производства. Кроме производства ими выполняется большая социальная задача: сохранение и развитие сельского уклада жизни. Для выполнения этих целей в области функционируют 16 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые создают новый рыночный механизм сельскохозяйственного бизнеса.

За два последних года потребительские  кооперативы получили на свое развитие более 200 миллионов рублей кредитных ресурсов.

Учитывая значимость этого направления  Правительство области поставило  задачу создать сельскохозяйственные потребительские кооперативы в  большинстве муниципальных образованиях и сохранить все направления поддержки малых форм хозяйствования.

Вопрос закрепления кадров на селе – это один из главных вопросов жизнедеятельности сельских территорий. Основными направлениями в его решении являются повышение уровня заработной платы, недопущение ее задолженности и обеспечение жильем молодых рабочих и специалистов.

За последние три года построено и приобретено 24 тысяч квадратных метров жилья для обеспечения 470 молодых семей и специалистов на селе. На эти цели было привлечено более 440 миллионов рублей бюджетных средств, в том числе из бюджета Московской области 230 миллионов рублей.

Наряду с этим вкладываются финансовые средства в строительство спортивных сооружений, объектов здравоохранения, образования и культуры на селе. В последние годы вошло в практику взаимодействие сельскохозяйственных организаций с профессиональными образовательными учреждениями в вопросах целевой подготовки на основе механизма социального партнерства. Здесь зарекомендовала себя такая форма работы, как направление в высшие аграрные учебные заведения  наиболее подготовленной сельской молодежи по целевым направлениям на льготных условиях с заключением  четырехсторонних контрактов Студент-Работодатель-ВУЗ-Министерство.

В области реализуется долгосрочная целевая программа Московской области  «Развитие сельского хозяйства  Московской области на период 2009-2012 годов», которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. 

Правительством Московской области  принято решение: финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области в 2009 году осуществлять на уровне не ниже 2008 года, предусмотрев поддержку развития молочного животноводства как наиболее сложной отрасли в сельскохозяйственном производстве.

В этом году существенно расширяются  новые направления реализации Государственной программы, в том числе по поддержке системообразующих крупных сельскохозяйственных предприятий.

Также необходимо обеспечить дальнейшее поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, продолжить стабильное кредитование сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, обеспечить своевременность и полноту расчетов за поставляемую продукцию.  Увеличение реальных доходов селян – также важнейшая задача. Среднемесячная заработная плата работников в 2008 году увеличилась на 23% и составила 17,7 тысяч рублей.

На таблице 4 представлены различные показатели эффективности сельскохозяйственных предприятий в Московской области. Мы видим, что большинство поставленных задач по улучшения ведения хозяйства  выполнены и даже перевыполнены. Например, коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов на предприятиях был увеличен вдвое больше желаемого результата.

Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России