Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.
Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51
Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 квартал 2007), 6071 рублей (4 квартал 2008), для работающих — 5321 рублей (2007), для пенсионеров — 3968 рублей (2007), для детей — 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года — 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19% населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума. В декабре 2008 года среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей.
Один из главных плюсов региона заключается в том, что Приморье граничит с Китаем, так как это существенно улучшает жизнь населения.
Близость с морем определяет одну из главных отраслей края – рыболовство. Столица Приморья – Владивосток является так же крупнейшим в регионе портом.
Приморский край вносит большой вклад в экономическое состояние Дальневосточного Федерального Округа в целом. Данные о вкладе представлены на диаграммах 2, 3, 4.
Диаграмма 2 – Вклад Приморского края в экономику ДВФО
Диаграмма 3 – Вклад Приморского края в связь и транспорт ДВФО
Диаграмма 4 – Вклад Приморского края в промышленность ДВФО
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края
Данные о доходной части бюджета (2008 год) приведены в таблице 1.
Таблица 1- Доходная часть бюджета Приморского края
№ |
Статья дохода |
Поступления, тыс. руб. |
1 |
Налоги на доходы, прибыль |
17355215 |
2 |
Безвозмездные поступления |
14466023,3 |
3 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
14466023,3 |
4 |
Налоги на имущество |
2612912 |
5 |
Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2138705 |
6 |
Налоги на совокупный доход |
1257357 |
7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
603769 |
8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
242583 |
9 |
Административные платежи и |
163000 |
10 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
75699 |
11 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
28000 |
12 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
4500 |
13 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1800 |
14 |
Государственная пошлина |
680 |
Итого доходная часть бюджета Приморского края составила 39220522,3 тысяч рублей.
На диаграмме 5 четко видно, откуда в краевой бюджет поступает большая часть доходов.
Диаграмма 5 – Доходы в бюджет Приморского края
Безвозмездные поступления или дотации для региона составляют достаточно большой процент от бюджета. Значит уверенно можно утверждать, что Приморский край является регионом-рецепиентом. Попробуем разобраться почему так. Каково состояние промышленных и иных предприятий, приносящих доход в «казну» региона?
Для начала
рассмотрим состояние крупнейших налогоплательщиков
региона. Ими являются: ОАО «Восточный порт», ОАО «Находкинская база активного
морского рыболовства», «Приморское морское пароходство», ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт»
Владельцами
крупных пакетов акций
Российские «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и «ЕвразХолдинг» владеют двумя крупнейшими портами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).
В Приморье влиянием пользуется Группа «Альянс» Мусы Бажаева, подписавшая летом 2001 года генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. «Альянс» стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеет контрольным пакетом акций ОАО «Приморнефтепродукт»; «Альянс» также контролирует и Находкинский нефтепорт.
Госкомпания «Роснефть» в августе — сентябре 2001 приобрела у иностранных инвесторов 33,4 % акций старейшего лесопромышленного предприятия региона — ОАО «Приморсклеспром». В ноябре 2002 года 26 % голосующих акций ОАО «Приморскуголь» купила компания «Русский уголь» — альянс, созданный ОАО «Роснефть» и ОАО «Межпромбанк». В Приморском крае «Роснефть» представлена дочерней компанией ОАО «НК Роснефть-Находканефтепродукт».
«Группа МДМ» является владельцем 49 % пакетом акций ОАО «Торговый порт Посьет». МДМ контролирует около 30 % голосующих акций «Дальэнерго».
В совет директоров ОАО «Приморскуголь» избраны представители входящего в Группу МДМ ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). ОАО «СУЭК» через близкие структуры контролирует более 60 % акций предприятия.
С 2002 года развитием Дальневосточной контейнерной сети занялась транспортная компания «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), совместно с компаниями-партнерами контролирующая крупнейший на Дальнем Востоке Восточный порт. В 2002 году контейнерный бизнес «Н-Транса» (бывшая «Северстальтранс») был выделен в отдельное стратегическое направление — совместно с партнером группой First Quantum, и учреждена Национальная Контейнерная Компания.
В августе 2003 одна из трех крупнейших сотовых телефонных компаний — «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — купила половину акций «Примтелефона», получив доступ на дальневосточный рынок. Филиал «Связьинвеста» - «Дальсвязь», владела оставшимися 50 % до начала 2004 года, после чего тоже продала их МТС. «МегаФон» также обладает лицензией на Дальний Восток. Осенью 2008 года компания Билайн (Вымпел-Коммуникации) начала коммерческую эксплуатацию своей сети 3G. Кроме того, в крае имеется еще два местных оператора сотовой связи — «Акос» (принадлежит «Дальсвязи») и «Новая Телефонная Компания» (НТК).
РАО «ЕЭС России» является владельцем крупнейшего пакета акций ОАО «Дальэнерго» (49 %).
Итак, мы видим, что в бюджет края вливаются налоги от достаточно крупных прибыльных компаний. Рассмотрим состояние отраслей, в которых работают эти предприятия.
Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморского края. Он дает почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. Основными являются рыбообрабатывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнообрабатывающая, лесная и деревоперерабатывающая отрасли.
Рыбное хозяйство
Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края и оказывает большое влияние не только на экономику края и Дальнего Востока, но и России.
На ее долю приходится 33% от общероссийских уловов рыбы и добычи морепродуктов, 30% выпуска в России пищевой рыбной продукции, включая консервы и 53% производства рыбной муки. Доля рыбной отрасли в объеме промышленного производства края составляет 29%.
Ежегодно на экспорт вывозится более 400 тысяч тонн рыбной продукции. Крупнейшие потребители – Япония, США, Южная Корея.
На территории края действует 283 промышленных предприятий отрасли. Объем производства – 350–400 миллионов долларов. Доля в ВРП около 14%. Занято 27–28 тысяч человек. Инвестиции в основной капитал – 30% от объемов производства. Улов рыбы 580–600 тысяч тонн. Товарная пищевая рыбная продукция – 530–550 тысяч тонн. Удельный вес экспорта – 45–50%. Объем экспорта в 2002 году составил свыше 280 тысяч тонн.
Более 90%
выпускаемой продукции
Ключевой проблемой рыбной отрасли является низкая эффективность государственного регулирования и неразвитость рыночных инструментов, что обусловливает рост диспропорций между производством и воспроизводством рыбных биологических ресурсов, масштабами открытой и «теневой» деятельности. Это ведет к деформации всей региональной экономики, росту рисков и потери стимулов к инвестированию.
За 12 лет улов рыбы и морепродуктов сократился в 3,7 раза с 1 832,1 тысяч тонн до 578 тысяч тонн в 2006 году. Объем выпуска переработанной продукции сократился в 6 раз.
Морской транспорт
В структуру морского транспорта входят морские перевозчики и порты. В 2006–2007 годах судоходными компаниями Приморья в среднем перевозилось 10–12 миллионов тонн грузов. На территории края размещены четыре международных морских порта (Владивосток. Находка, Восточный, Посьет). В 2007 году грузооборот всех портов Приморья составил около 38 миллионов тонн. Суммарная производственная мощность – 48 миллионов тонн (реальный резерв по мощности 6–7 миллионов тонн). В 2006 году стоимость портовых услуг по перевалке грузов составила 365 миллионов долларов.
В 2007 году доля морского транспорта в ВРП Приморья составила около 15%, численность занятых – свыше 20 тысяч человек.
Активы компаний, занимающихся обслуживанием морских перевозок, имеют самый высокий уровень капитализации. Активы ОАО «ПМП» и ОАО «ДВМП» имеют транснациональные рейтинги.
Горнодобывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли.
В крае производится более 80% плавикового шпата, 71% вольфрамовых концентратов, 90% борных продуктов, 80% свинца в концентрате и 30% свинца рафинированного, добывается пятая часть олова России.
Сырьевой
базой цветной металлургии
Ресурсную базу угольной промышленности образует серия отдельных бассейнов и месторождений, главным образом, в южной части края, крупнейшими из которых являются Бакинское и Павловское. Угли Приморья используются исключительно в качестве котельно-печного топлива.
Лесная и деревоперерабатывающая промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность - одна из старейших отраслей хозяйства Приморского края. С началом разработки ряда крупных месторождений минеральных ресурсов и усилением морехозяйственной ориентации экономики Приморья лесная промышленность утратила свое приоритетное положение. В общем объеме промышленного производства ее доля составляет 3,4%. Более 3/4 лесопродукции направляется на экспорт.
В последнее десятилетие лесная, деревообрабатывающая промышленность развивалась неравномерно.
Отрасль
столкнулась с рядом
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственное
производство ведется по всей территории
края, но основные объемы сконцентрированы
в южной и юго-западных зонах.
Климатические условия
В общем объеме производства 53,4% занимает продукция растениеводства, 46,6% - продукция животноводства.
Агропромышленный комплекс работает с воспроизводимыми природными ресурсами, что является его главным конкурентным преимуществом по сравнению с другими сырьевым отраслями. Доля в ВРП в 2007 году составила около 5,6%, а вместе с пищевой промышленностью более 12%. Численность занятых 16 тысяч человек. В отрасли работают 218 коллективных и более 400 фермерских хозяйств.
Проблемы сельского хозяйства:
Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России