Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является выявление особенностей формирования и распределения бюджетов различных регионов. Рассмотрены различия между регионами-донорами и регионами-реципиентов. На примере Приморского края и Московской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Распределение бюджета в Российской Федерации 6
1.1 Сущность бюджетной реформы 6
1.2 Регионы-доноры и регионы-реципиенты 12
1.3 Внутрирегиональная бюджетная система 15
Глава 2. Анализ экономической ситуации в Приморском крае 18
2.1 Общие сведенья о регионе 18
2.2 Доходная часть бюджета Приморского края 20
2.3 Расходная часть бюджета Приморского края 27
Глава 3. Экономическая ситуация в Московской области 33
3.1 Общие сведенья 33
3.2 Доходная часть бюджета Московской области 33
3.3 Расходная часть бюджета Московской области 43
Заключение 46
Список использованной литературы и источников 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 760.37 Кб (Скачать)

Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 квартал 2007), 6071 рублей (4 квартал 2008), для работающих — 5321 рублей (2007), для пенсионеров — 3968 рублей (2007), для детей — 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года — 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19% населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума. В декабре 2008 года среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей.

Один  из главных плюсов региона заключается  в том, что Приморье граничит с Китаем, так как это существенно улучшает жизнь населения.

Близость  с морем определяет одну из главных  отраслей края – рыболовство. Столица Приморья – Владивосток является так же крупнейшим в регионе портом.

Приморский  край вносит большой вклад в экономическое  состояние Дальневосточного Федерального Округа в целом. Данные о вкладе представлены на диаграммах 2, 3, 4.

 

 

 

Диаграмма 2 – Вклад Приморского края в  экономику ДВФО

Диаграмма 3 – Вклад Приморского края в  связь и транспорт ДВФО

Диаграмма 4 – Вклад Приморского края в  промышленность ДВФО

 

2.2 Доходная часть бюджета Приморского края

 

Данные  о доходной части бюджета (2008 год) приведены в таблице 1.

Таблица 1- Доходная часть бюджета Приморского края

Статья дохода

Поступления, тыс. руб.

1

Налоги на доходы, прибыль

17355215

2

Безвозмездные поступления

14466023,3

3

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

14466023,3

4

Налоги на имущество

2612912

5

Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые  на территории РФ

2138705

6

Налоги на совокупный доход

1257357

7

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

603769

8

Платежи при пользовании природными ресурсами

242583

9

Административные платежи и сборы

163000

10

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

75699

11

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

28000

12

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

4500

13

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1800

14

Государственная пошлина

680


            Итого доходная часть бюджета Приморского края составила 39220522,3 тысяч рублей.

На диаграмме 5 четко видно, откуда в краевой бюджет поступает большая часть доходов.

Диаграмма 5 – Доходы в бюджет Приморского  края

Безвозмездные поступления или дотации для  региона составляют достаточно большой процент от бюджета. Значит уверенно можно утверждать, что Приморский край является регионом-рецепиентом. Попробуем разобраться почему так. Каково состояние промышленных и иных предприятий, приносящих доход в «казну» региона?

Для начала рассмотрим состояние крупнейших налогоплательщиков региона. Ими являются: ОАО «Восточный порт», ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», «Приморское морское пароходство», ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт», ОАО «Находкинский морской торговый порт», ОАО «Дальэнерго», ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Владивостокский морской торговый порт», «Приморнефтепродукт», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Приморскуголь», ООО «Гамма-Лимитед», ОАО «Владивосток Авиа», ЗАО «ЛуТЭК», ОАО «32 РЗ СОП».

Владельцами крупных пакетов акций предприятий  в Приморском крае являются: РАО  «ЕЭС России», НК «Роснефть», «Группа МДМ», «Группа Альянс», Консорциум «Альфа-групп».

Российские  «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и «ЕвразХолдинг» владеют двумя крупнейшими портами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).

В Приморье влиянием пользуется Группа «Альянс» Мусы Бажаева, подписавшая летом 2001 года генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. «Альянс» стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеет контрольным пакетом акций ОАО «Приморнефтепродукт»; «Альянс» также контролирует и Находкинский нефтепорт.

Госкомпания «Роснефть» в августе — сентябре 2001 приобрела у иностранных инвесторов 33,4 % акций старейшего лесопромышленного предприятия региона — ОАО «Приморсклеспром». В ноябре 2002 года 26 % голосующих акций ОАО «Приморскуголь» купила компания «Русский уголь» — альянс, созданный ОАО «Роснефть» и ОАО «Межпромбанк». В Приморском крае «Роснефть» представлена дочерней компанией ОАО «НК Роснефть-Находканефтепродукт».

«Группа МДМ» является владельцем 49 % пакетом акций ОАО «Торговый порт Посьет». МДМ контролирует около 30 % голосующих акций «Дальэнерго».

В совет  директоров ОАО «Приморскуголь» избраны представители входящего в Группу МДМ ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). ОАО «СУЭК» через близкие структуры контролирует более 60 % акций предприятия.

С 2002 года развитием Дальневосточной контейнерной сети занялась транспортная компания «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), совместно с компаниями-партнерами контролирующая крупнейший на Дальнем Востоке Восточный порт. В 2002 году контейнерный бизнес «Н-Транса» (бывшая «Северстальтранс») был выделен в отдельное стратегическое направление — совместно с партнером группой First Quantum, и учреждена Национальная Контейнерная Компания.

В августе 2003 одна из трех крупнейших сотовых телефонных компаний — «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — купила половину акций «Примтелефона», получив доступ на дальневосточный рынок. Филиал «Связьинвеста» - «Дальсвязь», владела оставшимися 50 % до начала 2004 года, после чего тоже продала их МТС. «МегаФон» также обладает лицензией на Дальний Восток. Осенью 2008 года компания Билайн (Вымпел-Коммуникации) начала коммерческую эксплуатацию своей сети 3G. Кроме того, в крае имеется еще два местных оператора сотовой связи — «Акос» (принадлежит «Дальсвязи») и «Новая Телефонная Компания» (НТК).

РАО «ЕЭС России» является владельцем крупнейшего пакета акций ОАО «Дальэнерго» (49 %).

Итак, мы видим, что в  бюджет края вливаются налоги от достаточно крупных прибыльных компаний. Рассмотрим состояние отраслей, в которых работают эти предприятия.

Промышленный  комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморского края. Он дает почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. Основными являются рыбообрабатывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнообрабатывающая, лесная и  деревоперерабатывающая отрасли.

Рыбное  хозяйство

Рыбная  промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края и оказывает большое влияние не только на экономику края и Дальнего Востока, но и России.

На ее долю приходится 33% от общероссийских уловов рыбы и добычи морепродуктов, 30% выпуска в России пищевой рыбной продукции, включая консервы и 53% производства рыбной муки. Доля рыбной отрасли в объеме промышленного производства края составляет 29%.

Ежегодно  на экспорт вывозится более 400 тысяч тонн рыбной продукции. Крупнейшие потребители – Япония, США, Южная Корея.

На территории края действует 283 промышленных предприятий  отрасли. Объем производства – 350–400 миллионов долларов. Доля в ВРП около 14%. Занято 27–28 тысяч человек. Инвестиции в основной капитал – 30% от объемов производства. Улов рыбы 580–600 тысяч тонн. Товарная пищевая рыбная продукция – 530–550 тысяч тонн. Удельный  вес экспорта – 45–50%. Объем экспорта  в 2002  году  составил свыше 280 тысяч тонн.

Более 90% выпускаемой продукции составляют рыбные товары с низким уровнем добавленной стоимости, что обусловливает низкий уровень доходов, в том числе заработной платы.

Ключевой  проблемой рыбной  отрасли  является  низкая  эффективность  государственного регулирования и неразвитость рыночных инструментов, что обусловливает рост диспропорций между производством и воспроизводством рыбных биологических ресурсов, масштабами открытой и «теневой» деятельности. Это ведет к деформации всей региональной экономики, росту рисков и потери стимулов к инвестированию.

За  12  лет  улов  рыбы  и  морепродуктов  сократился  в  3,7 раза  с 1 832,1 тысяч тонн до 578 тысяч тонн в 2006 году. Объем выпуска переработанной продукции сократился в 6 раз.

Морской транспорт

В структуру  морского транспорта входят морские  перевозчики и порты. В 2006–2007 годах судоходными компаниями Приморья в среднем перевозилось 10–12 миллионов тонн грузов.  На  территории  края  размещены четыре  международных морских порта (Владивосток. Находка, Восточный, Посьет). В 2007 году грузооборот всех портов Приморья составил около 38 миллионов тонн. Суммарная производственная мощность – 48 миллионов тонн (реальный резерв по мощности 6–7 миллионов тонн). В 2006 году стоимость портовых услуг по перевалке грузов составила 365 миллионов долларов.

В 2007 году доля морского транспорта в ВРП Приморья составила около 15%, численность занятых – свыше 20 тысяч человек.

Активы  компаний, занимающихся обслуживанием  морских перевозок, имеют самый  высокий уровень капитализации. Активы ОАО «ПМП» и ОАО «ДВМП» имеют транснациональные рейтинги.

Горнодобывающая промышленность

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями  цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли.

В крае производится более 80% плавикового шпата, 71% вольфрамовых концентратов, 90% борных продуктов, 80% свинца в концентрате и 30% свинца рафинированного, добывается пятая часть олова России.

Сырьевой  базой цветной металлургии является крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе.

Ресурсную базу угольной промышленности образует серия отдельных бассейнов и  месторождений, главным образом, в  южной части края, крупнейшими из которых являются Бакинское и Павловское. Угли Приморья используются исключительно в качестве котельно-печного топлива.

Лесная  и деревоперерабатывающая промышленность

Лесная  и деревообрабатывающая промышленность - одна из старейших отраслей хозяйства Приморского края. С началом разработки ряда крупных месторождений минеральных ресурсов и усилением морехозяйственной ориентации экономики Приморья лесная промышленность утратила свое приоритетное положение. В общем объеме промышленного производства ее доля составляет 3,4%. Более 3/4 лесопродукции направляется на экспорт.

В последнее  десятилетие лесная, деревообрабатывающая промышленность развивалась неравномерно.

Отрасль столкнулась с рядом ограничений, которые связаны:

    • с нестабильностью спроса на внешних рынках;
    • с недостаточным спросом на внутреннем рынке;
    • с недостатком оборотных и инвестиционных ресурсов.

Сельское  хозяйство

Сельскохозяйственное  производство ведется по всей территории края, но основные объемы сконцентрированы в южной и юго-западных зонах. Климатические условия благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые: рис, бахчевые, баклажаны, перец.

В общем  объеме производства 53,4% занимает продукция растениеводства, 46,6% - продукция животноводства.

Агропромышленный  комплекс работает с воспроизводимыми природными ресурсами, что является его главным конкурентным преимуществом по сравнению с другими сырьевым отраслями. Доля в ВРП в 2007 году составила около 5,6%, а вместе с пищевой промышленностью более 12%. Численность занятых 16 тысяч человек. В отрасли работают 218 коллективных и более 400 фермерских хозяйств.

Проблемы  сельского хозяйства:

    •             высокий уровень рискованности сельскохозяйственного производства от неблагоприятных погодных условий и отсутствие средств для страхования урожая;
    • снижение плодородия и деградация земель. В настоящее время не используется более 40% сельскохозяйственных угодий. С 1995 года по настоящее время баланс питательных веществ в почве по трем элементам питания составляет минус 180 кг/га и продолжает увеличиваться;
    • разрушение мелиоративных систем: свыше 60% поливных угодий находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и требуют немедленной реконструкции;
    • увеличение  площади  закисленных  почв  (свыше  60%  сельхозугодий)  снижает  эффективность  использования  минеральных  удобрений  и  урожайность  падает  на  25–30%;
    • более  половины  сельскохозяйственных  предприятий работают с отрицательной рентабельностью и имеют просроченную кредиторскую задолженность;
    • неэффективная и избыточная надзорно-контролирующая система за сельскохозяйственным  производством, обусловливающая высокий уровень административных издержек;
    • ухудшение качества трудового потенциала в связи со снижением мотивации к производительному труду, обусловливающее высокий отток кадров в другие отрасли.

Информация о работе Региональные особенности бюджетной реформы в переходной экономике России