Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:23, дипломная работа
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
остаточный принцип финансирования;
отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
Введение
Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ.
Анализ жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе.
Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ.
Первые итоги демонополизации жилищной и коммунальной сферы России.
Реформирование системы ЖКХ г. Пятигорска
Характеристика МУП «Управление городского хозяйства» г.Пятигорска.
Анализ ценовой и тарифной политики МУП МУП «Управление городского хозяйства» и направления ее совершенствования.
Заключение
Список литаратуры.
Федеральный стандарт
стоимости ЖКУ на 1 кв. м устанав-ливает
оптимальную величину экономически
необходимых затрат на производство
услуг ЖКХ с учетом предусмотренных
Концепцией реформы ЖКХ организационно-
завышение стоимости ЖКУ (около 60 % территорий) на 1 кв. м составляет 40-50 %, что позволяет, не увеличивая уровня оплаты, собирать с населения необходимые для устойчивого финансирования ЖКХ регионов средства;
занижение стоимости
ЖКУ на 30-40 % уменьшает количество
средств, поступающих в ЖКХ ОТ
населения (в доходах пред-приятий
эти средства составляют 35-40 % и являются
реальными источниками
Федеральный стандарт
уровня оплаты ЖКУ населением применяется
исключительно как инструмент межбюджетных
отношений и стимулирует
Федеральный стандарт доли платежей граждан в совокупном доходе семей устанавливает предельную величину затрат, которая может быть направлена домохозяйствами на оплату % ЖКУ и является инструментом предоставления малоимущим и гражданам субсидий (компенсаций) по оплате ЖКУ. За 2000 г. установленная субъектами Федерации доля платежей составила 17 % при величине федерального стандарта 20 %.
Неисполнение устанавливаемых федеральных стандартов стало одной из главных причин кризисных ситуаций, подобных сложившейся в Приморском крае.
В соответствии с методическими документами по формированию федеральных стандартов и разработанной Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве в период проведения реформы ЖКХ была сформирована нормативная база ценовой и тарифной политики.
Таблица 3[42]
Динамика изменения
тарифов для населения на основные
виды жилищно-коммунальных услуг за период
с 1993 по 2000 г.
|
* В рублях в
текущем уровне цен,
Как видно из табл. 3, за указанный период наблюдался неуклонный рост тарифов для населения на основные виды ЖКУ, в т. ч. по видам услуг: плата за электроэнергию - в 42,7 раза; за отопление - в 144,9; за сетевой газ - в 148,6; за водоснабжение и водоотведение - в 226; за жилье - в 333 раза.
С 1993 г. изменение
тарифов на основные виды ЖКУ шло
опережающими темпами по сравнению
с общим изменением потребительских
цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги
становились для населения
Таблица 4[43]
Изменения в структуре платежей населения за основные виды ЖКУ
|
Как видно из табл. 4, за период с 1993 по 2000 г. в структуре платежей населения увеличилась (в 3 раза) доля оплаты жилья и сократилась доля оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций. Стоимость, основных ЖКУ возросла с 6, 33 руб. в 1993 г. до 118,25 руб. в 1999 г. в расчете на 1 чел. в месяц.
С увеличением доли оплаты населением жилищно-комму-нальных услуг с 9 % в 1993 г. до 56 % в 1999 г. и ростом тарифов произошел значительный рост (в 116 раз) оплаты населением основных жилищно-коммунальных услуг.
Структура доходов за последние годы претерпела значительные изменения. За период с 1997 по 2000 г. среднедушевой доход увеличился более чем в 5 раз (с 361,2 руб. в 1997 г. до 2224 руб. в 2000 г.). За этот же период оплата ЖКУ населением возросла в 3,3 раза (с 42,7 руб. на 1 чел. в месяц в 1997г. до 142 руб. по состоянию на 1 сентября 2000 г.).
Динамика соотношения
показателей роста
Вместе с тем
необходимо отметить, что политика
ценообразования на услуги, оказываемые
предприятиями жилищно-
Проводимая ценовая и тарифная политика в области ЖКХ направлена на снижение нагрузки на население и бюджет, ревизию обоснованности величины этой нагрузки и выполнение комплекса мероприятий по снижению издержек, влияющих на стоимость содержания 1кв.м жилья.
Положительные результаты достигнуты в работе по снижению непроизводительных расходов и потерь в рамках проводимых в ходе реформы ЖКХ мероприятий по ресурсоэнергосбережению. За счет лимитирования отпуска энергоресурсов, применения современных технологий, широкого внедрения приборов учета расхода ресурсов удается снижать расходы на оплату ЖКУ всеми группами потребителей на 15-40%.[44]
Сегодня сформирован комплексный подход в энергосбережении, который охватывает не только стадию эксплуатации жилищного фонда, но и проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию. В строящихся и реконструируемых домах применяются новейшие технологии, оборудование и материалы, реализующие идею энергоэффективного строительства, реконструкции, и как результат - снижение приведенной стоимости жилья. Такой подход позволяет, экономить до 30 % энергоресурсов.
Проведенная в ряде
муниципальных образований
Согласно Закону
РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" с 1993 г. в России при
поэтапном переходе к полной оплате
населением жилищно-коммунальных услуг
создана уникальная система социальной
защиты населения. Низкодоходным категориям
граждан предоставляются
Программа предоставления
адресных жилищных субсидий имеет важное
значение при переходе на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг
и в настоящее время успешно
реализуется во всех регионах страны.
Наконец 2000 г. число получателей
субсидий уменьшилось по сравнению
с 1999 г. с 7,5 до 7,0 % и составило более
3,5 млн российских семей. Общая сумма
начисленных субсидий составила
в 2000 г. около 3 млрд руб. Уровень охвата
населения программой чрезвычайно
различается по регионам, составляя
от 1-2 % (Орловская, Белгородская области,
Республика Марий Эл) до 14-17 % (Омская,
Камчатская, Магаданская и ряд
других областей) и даже более 18 % (Хабаровский
край). Это зависит от уровня ставок
оплаты жилищно-коммунальных услуг, доходов
населения на территории, а также
эффективностиработы служб
Реальное число получателей жилищных субсидий в течение последних трех лет в 3-4 раза ниже расчетной величины (25 %), определенной на основе статистических данных о доходах.[46] Таким образом, опасение, что в условиях сегодняшней ситуации с учетом доходов населения службы жилищных субсидий захлестнет поток заявителей, не подтверждается практикой.
Исследования платежеспособной
возможности населения
Потенциальная возможность населения полностью оплачивать потребляемые ЖКУ подтверждается тем, что в ряде регионов Российской Федерации, например в Хабаровском крае, высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, обусловленная географическими и климатическими факторами, сочетается с достижением наиболее высокого уровня покрытия издержек за счет платежей населения (Хабаровский край - 60 % от полной стоимости услуг). Ставки и тарифы, установленные на сегодня в Якутии, Хабаровском крае или на Сахалине, были бы достаточны для покрытия 100% затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в большинстве регионов Европейской России.
Одновременно с
центрами субсидий в соответствии с
постановлением Правительства РФ от
02.08.99 № 887 "О совершенствовании
системы оплаты жилья и коммунальных
услуг и мерах по социальной защите
населения"[48] создаются расчетно-кассовые
центры, совмещающие в себе функции
расчета коммунальных платежей, начисления
субсидий и контроля суммарного платежа
в пределах устанавливаемого федерального
стандарта максимально
Оценивая критическое
положение в отрасли, нельзя не отметить,
что предприятия и организации
жилищно-коммунального
В 2000 г. предоставление'льгот продолжались по профессиональному признаку.
В Российской Федерации насчитывается около 40 категорий граждан, пользующихся льготами по оплате ЖКУ. Практически более 60 % населения пользуются указанным видом социальнои защиты.