Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:23, дипломная работа
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
остаточный принцип финансирования;
отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
Введение
Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ.
Анализ жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе.
Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ.
Первые итоги демонополизации жилищной и коммунальной сферы России.
Реформирование системы ЖКХ г. Пятигорска
Характеристика МУП «Управление городского хозяйства» г.Пятигорска.
Анализ ценовой и тарифной политики МУП МУП «Управление городского хозяйства» и направления ее совершенствования.
Заключение
Список литаратуры.
создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в результате разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями;
антимонопольное регулирование деятельности естественных локальных монополий и создание конкурентной среды в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения;
демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях (благоустройство населенных пунктов и ритуальное обслуживание);
демонополизация банно-прачечного и гостиничного хозяйства;
создание конкурентной
среды и демонополизация жилищ-
Подводя итоги первых
лет реализации программы, на которые
она была рассчитана, следует отметить,
что основные цели достигнуты. Во многих
регионах поняли значимость ЖКХ как
социально образующей отрасли городской
экономики, требую-щей пристального
внимания органов власти, в том
числе и в части изменения
системы управления и финансирования
функционирующих субъектов
система оказания жилищно-коммунальных
услуг (см. рисунок).
Рис. 1[31] Динамика роста
количества предприятий
по форме собственности в сфере ЖКХ
Преобладающее количество
хозяйствующих субъектов
Важным элементом реализации программы демонооолизации стало дальнейшее акционирование организаций в ресурсоснабжающих отраслях городского хозяйства, в сфере дорожного хозяйства и благоустройства, коммунально-бытового обслуживания. Так, доля акционерных обществ составляет (%):
водопроводно-канализационное хозяйство- 17
теплоэнергетика -
дорожное хозяйство и благоустройство - 50
ритуальное обслуживание
-
жилищное хозяйство
-
Как показывает опыт,
изменение формы собственности
имеет положительные результаты
только в том случае, если акционирование
предприятий осуществляется на основе
глубокого финансово-
Практика функционирования
акционерных обществ в Анжеро-
Такие предприятия
выживают в этой сложной правовой,
политической и экономической ситуации,
как правило, благодаря усилиям
активных, "продвинутых" хозяйственников,
взваливших на себя бремя "первопроходцев"
частного бизнеса в жи-лищно-
Программа демонополизации
еще не стала руководством к действию
в большинстве муниципальных
образований и регионов России. Успех
ее реализации на местах - это целиком
заслуга самих коммунальников, которые
на свой страх и риск добиваются
акционирования своих предприятий
со всеми вытекающими
В большинстве регионов пока еще не сформировалось позитивное отношение к реформе ЖКХ. На местах наблюдается вяло текущий процесс реформирования правоотношений в этом секторе экономики, инициатором проведения (или непроведения) которого являются работники отрасли.
Понимая глубину
технических и финансово-
ЖКХ превратилось в
некую "священную корову". Практически
всем (и органам исполнительной власти,
и населению, и промышленным и
бюджетным потребителям) уже ясно,
что в таком виде содержание отрасли
разорительно для человека, города,
региона и государства, но что-либо
менять (осуществлять преобразования,
сформулированные в Концепции реформы
ЖКХ) никто не хочет. И если такие
инициативы местными администрациями
реализуются, то они, как правило, далеки
от сценария реформ, определенного
законодательными и правительственными
документами. В качестве примера
можно привести попытки объединить
службы заказчика и предприятия
тепловых сетей; предприятия тепло-
и электросетей; предприятия теплосетей
и водопроводно-
Аналогичная ситуация складывается и при реструктуризации жилищно-коммунальных предприятий. Как правило, это связано с решением кадровых вопросов и ничего общего не имеет с реформой правоотношений в жилищной и коммунальной сфере.
Действия администрации
отдельных регионов, не иниции-»гя»
рующих структурные преобразования
предприятий ЖКХ, объясняются
разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения;
льготного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг;
услуг, предоставляемых со скидкой (субсидией);
расходов по приему от ведомств объектов ЖКХ.
Вместе с тем
предприятия худо-бедно
Как показывает анализ, проведенный в рамках реализации программы демонополизации:
преобладающей хозяйственной
структурой в сфере жилищно-коммунального
обслуживания потребителей остаются многоотраслевые
предприятия (около 9 тыс.), что обусловлено
экономической
основная деятельность по реструктуризации предприятий этого сектора экономики была связана с приведением их организационной структуры в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наиболее распространенная
организационно-правовая форма создаваемых
муниципалитетами хозяйствующих субъектов
в жилищно-коммунальном хозяйстве -
муниципальные унитарные
В то же время предусмотренная гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных последствий.
Юридическая конструкция права Хозяйственного; ведения[32] ^сх^294т-2б5, 299-и-ЗОО-РС-ВФ) предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, в частности:
право владения, пользования и распоряжения по своему усмотрению любым движимым имуществом (в том числе денежными средствами), находящимися у него на праве хозяйственного ведения, в частности, на сдачу в аренду, залог, мену, дарение, продажу, передачу в доверительное управление и др.[33]
право владения и пользования по своему усмотрению недвижимым имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении[34] с согласия собственника имущества, право распоряжаться недвижимым имуществом[35]; право на защиту владения, в том числе против собственника[36]
Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде.
Таким образом, имущество выбывает из фактического обладания собственника - муниципального образования, которое уже не может в отношении этого имущества осуществлять триаду полномочий собственника. Круг полномочий собственника в отношении имущества, переданного им в хозяйственное ведение, весьма узок иопределен кодексом исчерпывающе. Они сводятся:
к согласию на сделки
по распоряжению недвижимым имуществом,
переданным на праве хозяйственного
ведения, в том числе на отчуждение,
сдачу в аренду, передачу в залог,
внесение в качестве вклада в капитал
хозяйственных обществ и
к праву на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение.[38]
Среди правомочий собственника
в отношении имущества, переданного
в хозяйственное ведение, ГК РФ прямо
не установлено право собственника
на изъятие такого имущества. В соответствии
с п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества,
переданного в оперативное
Вмешательство собственника в деятельность предприятий, которым имущество было передано в хозяйственное ведение, вне установленного круга полномочий в соответствии с ГК РФ считается неправомерным. Муниципальное образование как учредитель унитарного предприятия обладает перечисленными в п. 1 ст. 295 ГК РФ правами:
создание предприятия,
его реорганизация и
определение предмета и целей деятельности предприятия;
назначение руководителя предприятия;
осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с
ГК РФ единственным органом управления
в муниципальных унитарных
В частности, руководители
унитарных предприятий
Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Полномочия собственника,
предусмотренные действующим