Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:23, дипломная работа
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
остаточный принцип финансирования;
отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
Введение
Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ.
Анализ жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе.
Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ.
Первые итоги демонополизации жилищной и коммунальной сферы России.
Реформирование системы ЖКХ г. Пятигорска
Характеристика МУП «Управление городского хозяйства» г.Пятигорска.
Анализ ценовой и тарифной политики МУП МУП «Управление городского хозяйства» и направления ее совершенствования.
Заключение
Список литаратуры.
Порядок взаимодействия
различных муниципальных
Организационно-правовая форма ряда унитарных предприятий, созданных до вступления в силу ГК РФ, не предусмотрена действующим законодательством.
Нормативно-правовая
база, определяющая цели и задачи создания
унитарных предприятий, а также
порядок их функционирования, недостаточны.
На местах отсутствует полный реестр
унитарных предприятий с
Унитарные предприятия
по определению являются коммерческими,
т. е. ориентированными на достижение прибыли,
со специальной правоспособностью,
выражающейся в четком установлении
предмета и целей деятельности. На
самом деле, как правило, муниципальные
унитарные предприятия
В требование ГК РФ о специальной правоспособности, включая в уставы муниципальных унитарных предприятий любые виды деятельности.
Наконец, унитарные предприятия отвечают по своим долгам всем имуществом, в том числе переданным на праве хозяйственного ведения ( т. е. муниципальной собственностью).
При недостаточности
имущества предприятия для
На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей вызывают:
перевод части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
заключение сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям муниципального имущества;
отсутствие у муниципальных органов объективной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;
невозможность предотвратить
негативные последствия
Растет количество
убыточных унитарных
Учитывая вышеизложенное,
можно сделать следующие
существующая система
управления унитарными предприятиями
требует кардинального
деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;
во многих регионах количество унитарных предприятий не соответствует возможностям муниципалитетов управлять ими и контролировать их деятельность;
отсутствуют четкие критерии создания унитарных предприятий и их функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
низкая эффективность деятельности унитарных предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве требует значительных ассигнований из муниципальных бюджетов, а при их отсутствии приводит к неудовлетворительному обслуживанию потребителей.
Эти выводы говорят о необходимости создания предприятий в форме хозяйственных обществ, имеющих ряд преимуществ перед унитарными предприятиями, в том числе связанных с большей управляемостью, подконтрольностью, ограничением ответственности по долгам.
Создание таких
хозяйствующих обществ
внести изменения
в гражданское законодательство
(ст. 66 и 124 ГК РФ) в части права
муниципальных образований на создание
хозяйственных обществ и
дополнить ст. 295 ГКРФ ч.3 следующего содержания: "Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению";
внести изменения в ст. 113 ГК РФ, предусмотрев создание в унитарном предприятии наряду с руководителем (директором) коллегиального органа управления, полномочия которого аналогичны полномочиям наблюдательного совета (совета директоров) акционерного общества с учетом специфики унитарного предприятия;
дополнить п. 1 ст. 31 Закона РФ от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" словами: "осуществляют контроль за деятельностью таких предприятий, учреждений и организаций в порядке, определяемом федеральным законодательством и нормативными актами местного самоуправления, не противоречащими федеральному законодательству, а также в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством, участвуют в управлении такими предприятиями, учреждениями и организациями";
принять новую редакцию Жилищного кодекса;
добавитьв проект Федерального закона "Об унитарных предприятиях" норму, предусматривающую создание в унитарных предприятиях органа контроля, включающего наряду с представителями собственника также представителей трудового коллектива, независимых (сторонних) специалистов, представителей общественности;
проводить обязательный
ежегодный аудит финансово-
Для оптимизации количества унитарных предприятий на местах необходимо, чтобы такие организации, в том числе казенные, создавались только в тех случаях, когда поставленные перед ними цели и задачи не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной информационно-правовой формы.
Необходимо дать оценку деятельности всех унитарных предприятий. В случае принятия решений о несоответствии деятельности такого предприятия уставным задачам учредитель должен:
реорганизовать его
(с учетом осуществляемой им в соответствии
со специальной правоспособностью
деятельности источников финансирования,
состояния рынка
приватизировать муниципальное
унитарное предприятие, если выполняемые
им виды деятельности, не связанные
с обеспечением жизнедеятельности
населения муниципального образования,
осуществляются-или объективно-
В случае сохранения унитарных предприятий впредь до принятия соответствующих изменений в ГК РФ и (или) Федеральном законе "Об унитарных предприятиях" необходимо:
создать в качестве
органа контроля за деятельностью муниципальных
унитарных предприятий
установить требования
к представлению руководителями
унитарных предприятий в
утвердить порядок
принятия решений о применении мер
ответственности к
утвердить, цели и
программы (план, бизнес-план) деятельности
унитарного предприятия, конкретизировать
способы достижения целей деятельности,
определяющие основу взаимодействия между
муниципалитетом и
установить порядок
отчетности руководителей унитарных
предприятий о ходе выполнения утвержденной
программы (плана, бизнес-плана), который
предусматривает требования к форме,
полноте отчета, порядку их рассмотрения
и утверждения. Непредставление
отчетов влечет за собой те же последствия,
что и непредставление
установить порядок
принятия управленческих решений при
невыполнении программы (плана, бизнес-плана)
или недостижении поставленных целей
деятельности унитарного предприятия.
При обосновании невозможности
достижения цели или невозможности
выполнения программы (плана, бизнес-плана)
могут приниматься решения о
реорганизации, ликвидации унитарного
предприятия, о приватизации муниципального
имущества, об изменении программы
(плана, бизнес-плана). В противном
случае отраслевыми органами муниципальной
власти должны применяться меры ответственности
к руководителям унитарных
проводить аттестацию
руководителей унитарных
предусмотреть в
уставах муниципальных
Существенное значение
в реализации этой задачи должны играть
органы управления ЖКХ субъектов
Федерации. Только последовательная и
целенаправленная работа по созданию
сответствующих организационно-правовых
и экономических условий
В ходе реализации Программы демонополизации были получены аналитические, и практические материалы которые открыли новые перспективы по реформирова-правоотношений в жилищной и коммунальной сфере Российской Федерации.
1.4.Переход на новую
систему оплаты жилья и
Итогом организационных преобразований явилась подготовка программ реформирования ЖКХ всеми субъектами Российской Федерации (за исключением Чечни) и завершение работ по подготовке муниципальных программ реформирования. Программы реформирования всех субъектов Федерации я (в соответствии с Концепцией реформирования) были определены сроком перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг -2003 г. (только Москва утвердила программу реформирования до 2008 г.).[41]
В соответствии с Концепцией реформирования ЖКХ для исполнения субъектами Федерации и муниципальными образованиями были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России.