Реформы ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:23, дипломная работа

Описание работы

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
остаточный принцип финансирования;
отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.

Содержание

Введение
Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ.
Анализ жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе.
Коренные изменения финансирования ЖКХ РФ.
Первые итоги демонополизации жилищной и коммунальной сферы России.
Реформирование системы ЖКХ г. Пятигорска
Характеристика МУП «Управление городского хозяйства» г.Пятигорска.
Анализ ценовой и тарифной политики МУП МУП «Управление городского хозяйства» и направления ее совершенствования.
Заключение
Список литаратуры.

Работа содержит 1 файл

Реформы ЖКХ.docx

— 107.22 Кб (Скачать)

Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ

Содержание

Введение

Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ.

Анализ жилищно-коммунального  хозяйства России на современном  этапе.

Коренные изменения  финансирования ЖКХ РФ.

Первые итоги демонополизации  жилищной и коммунальной сферы России.

Реформирование системы  ЖКХ г. Пятигорска

Характеристика МУП  «Управление городского хозяйства» г.Пятигорска.

Анализ ценовой  и тарифной политики МУП МУП «Управление  городского хозяйства»  и направления ее совершенствования.

Заключение

Список литаратуры.

Введение

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений  в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный  период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая  единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала  под жестким государственным  регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной  формойсобственности на все основные фонды ЖКХ.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения  конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним  следует отнести:  

остаточный принцип  финансирования;

отсутствие четкого  разграничения властных полномочий и ответственности различных  уровней управления за ее сохранность;

мизерное участие  населения в оплате жилья и  коммунальных услуг;

отсутствие рынка  жилья и услуг в сфере ЖКХ;

многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная  подчиненность предприятий и  др.;

Главными были вопросы  собственности на основные фонды, относящиеся  к сфере ЖКХ, ответственности  за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.

В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно  изменились формы собственности  на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.

Этим и другим преобразованиям в жилищно-коммунальной сфере посвящена данная дипломаная работа. Цель работы – проанализировать экономическую и социальную эффективность  проводимой в стране реформы жилищно-коммунального  хозяйства на примере реформирования системы ЖКХ г. Пятигорска. Задачами работы является рассмотрение различных  сторон реформирования жилищно-коммунальной сферы России,  а также дальнейших перспектив реформы.

Жилищно-коммунальная реформа оказывает многостороннее влияние на различные стороны  жизни нашей страны,  поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство,  федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.

Неоднократно к  теме реформирования жилищно-коммунальной сферы обращался Президент Рф В.В. Путин. В частности,  в своем выступлении на совещании по вопросам развития ЖКХ 16.02.2001г. а г. Томске,  он говорил о проблемах, с которыми сталкивается реформа ЖКХ, о необходимости создания программы переоснощения отрасли. Актуальность и значимость вопросов, связанных с реформированием жилищно-коммунальной сферы бесспорны, что и послужило причиной выбора темы дипломной работы.

Работа состоит  из двух глав, первая из которых посвящена  ходу реформ в мсштабах страны. В  этой главе анализируется состояние  жилищно-коммунального хозяйства  России на современнгом этапе,  изменения в области финансирования ЖКХ,  первые итоги демонополизации жилищно-колммунальной сферы, переходна новую системы оплаты жилья и коммунальных услуг и перспектива реформирования жилищно-коммунальной сферы России.

Вторая глава работы посвящена анализу социальной и  экономической эффективности реформирования ЖКХ в г. Пятигорске.

Источником для  написания работы послужили нормативные  и законодательные акты РФ,  регулирующие реформирование жилищно-коммунальной сферы России,  многочисленные публикации из российской экономической периодики,  посвященные вопросам реформирования ЖКХ,  а также стастическая и финансовая отчетность ЖКХ г. Пятигорска.

1. Реформа жилищно-коммунальной  сферы РФ.

1.1. Анализ состояния  жилищно-коммунального хозяйства  России  
на современном этапе.

Приватизация муниципального и государственного жилья значительно  увеличила долю частного жилья, и  к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК  и ЖК).[1]

Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность  собственников жилых помещений  к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая  является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная  цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам  государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда  сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное  (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.[2]

Сформированный такимобразом рынок жилья и созданная у  на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и  местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

расселение коммунальных квартир; 

ликвидацию общежитий;

выплату гражданам  субсидии на приобретение и строительство  жилья;

предоставление определенным категориям граждан государственных  жилищных сертификатов;

предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Новые подходы в  жилищной политике, связанные со снятием  ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество семей, стоящих в  очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний  показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[3]

Передача жилищного  фонда в муниципалитеты, с одной  стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у  муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в  отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное  управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

Институциональные изменения, происходящие в экономике  страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны  с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный  сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать  базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных  предприятий, что было обусловлено  реализацией постановления Правительства  РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и  коммунально-бытового назначения федеральной  собственности в государственную  собственность субъектов 

Российской Федерации  и муниципальную собственность".[4]

Производственная  структура коммунальных предприятий  претерпела значительные изменения. Их численность по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако главным достижением явилось  то, что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины (53,9 %) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере.[5]

Производственная  структура предприятий жилищно-комму-нальной  сферы включает более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод, теплоснабжения, многоотраслевые  предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового  хозяйства, озеленения, санитарной очистки  и утилизации отходов), гостиничные  предприятйяи др.

К 2000 г. в муниципальной  собственности находилось 30 % объектов коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем  балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации).[6]

Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли  составляет порядка 1,5 млн чел., а  с учетом предприятий  малого бизнеса - 4,2 млн чел. Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2000 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест  с высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2000 г. среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла чуть больше 1,9 тыс. руб.  при средней российской в 2224 руб. На конец года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий ЖКХ, И объем суммарной задолженности превысил млрд руб. Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %.

Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что к 1998 г. отрасль ЖКХ должна перейти  на полную самоокупаемость.[7] Здесь  кроется основная проблема жилищно-коммунального  хозяйства. Перед очередными выборами в Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время  перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г. - с 10 до 15 лет. Это существенно  повлияло на состояние финансирования отрасли. Одновременно в этот же период была резко расширена система  льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем  для 60 % населения России.

Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот  сбор "живыми деньгами" в 1998 г. составил 30 %; в 1999 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2000 г. при уровне стандарта 70 % сборы с  населения составили в среднем  по стране 39,1 %. Все это поставило  жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения.[8]

За время преобразований нормативная годовая потребность  финансирования услуг ЖКХ, оказываемых  населению исходя из действующих  ставок и тарифов на ЖКУ, возросла к 2000 г. с 90 до 300,7 млрд руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством  темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец 2000 г. из общего объема требуемых средств  население покрыло 118,5 млрд руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых  льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд руб. (41 %);

Недофинансирование  отрасли составило 59,1 млрд руб. (20%).

Причем долги населения  составляют порядка четверти от»этой  суммы, т. е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.[9]

Большая часть долгов связана с выпадающими дохбдами, долгами бюджетной сферы, кредитованием  потребителей. Кредиторская задолженность  предприятий неуклонно растёт и  на 1 января 2001 г. составила 245,1 млрд руб.

По структуре кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимают долги коммунальных предприятий РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром", составляющие 67,6 млрд руб.

Задолженность поставщикам  оценивается в размере 70 % (просроченная часть - 30-40 %); в бюджет - 9-15 % (просроченная - 5-11%); во внебюджетные фонды - порядка 9-16 % (просроченная - 7-13 %); по кредитам - 14,5-22% (просроченная – 5-7%).[10]

Кредиторская задолженность  по оплате коммунальных услуг бюджетных  организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, имеет тенденцию роста  год от года на величину порядка 10 % и составила в 2000 г. 34,8 млрд руб.

Балансовая стоимость  основных фондов коммунального хозяйства  составляет 0,7 трлн руб. (4,7 % от всей стоимости  основных фондов России). В то же время  жилищный фонд страны площадью в 2,7 млрд кв. м жилья составляет по, остаточной балансовой стоимости 4,1 трлн руб. (27,5% от стоимости основных фондов страны).[11] Таким образом, при ответственности  жилищно-коммунальной отрасли за сохранность  и использование более чем 30 % основных фондов страны на сумму 4,8 трлн руб. масштабного капитального ремонта  и обновления их при росте кредиторской задолженности не ведётся и вестись  не может из-за сложившейся системы  финансирования и сдерживания перехода на полную оплату ЖКУ всеми потребителями.

Информация о работе Реформы ЖКХ