Развитие финансового рынка в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике финансового рынка, справочная литература, прочие актуальные источники информации.Целью исследования является изучение темы "Развитие финансового рынка в РБ" в современных условиях, а также в условиях глобального финансового кризиса в настоящее время.

Содержание

Введение
3


1. Финансовый рынок и его значение
5
1.1 Кредитный рынок и его формы
8
1.2 Рынок ценных бумаг
12
1.3 Валютный рынок
17


2. Рынок финансов в Республике Беларусь
21


3. Финансовый рынок Беларуси в условиях современного финансового кризиса
26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35

Работа содержит 1 файл

Финансовый рынок Республики Беларусь.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Функции регулирования финансового рынка Республики Беларусь на уровне саморегулирования выполняют структурообразующие инфраструктурные организации, образованные указом Президента Республики Беларусь № 366 от 20.07. 1998 г. <О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг>, - ОАО <Белорусская валютно-фондовая биржа> и ГП <Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг>.

     ОАО <Белорусская валютно-фондовая биржа>, основным акционером которой является Национальный банк Республики Беларусь (более 98%, а остальным акционерам - членам биржи принадлежит менее 2% акционерного капитала), осуществляет следующие функции, которые можно отнести к регулирующим:

установление правил членства (наличие лицензии, требования к собственному капиталу, финансовой достаточности, квалификации трейдеров, установление состава и порядка предоставления отчетности члена биржи), порядка допуска и прекращения допуска к торгам;

установление требований по допуску ценных бумаг к обращению на бирже - включению ценных бумаг в листинг (котировальные листы соответствующих уровней);

осуществление клиринга и выполнение функций расчетного депозитария по негосударственным эмиссионным ценным бумагам, допущенным к торгам;

осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами в рамках единой расчетно-клиринговой системы (НБ РБ - БВФБ);

сертификацию программных и технических средств, используемых для создания, обработки, передачи, хранения и защиты электронных документов;

регистрацию сделок с акциями и облигациями белорусских предприятий, заключенных на внебиржевом рынке, в Белорусской котировочной автоматизированной системе (БЕКАС), функционирующей на базе Интернет-технологий биржи, формирование базы данных о ценах на корпоративные ценные бумаги, складывающихся на внебиржевом рынке;

формирование операционных фондовых рейтингов профессиональных участников - членов фондовой секции биржи;

законотворческую деятельность (подготовку проектов законодательных актов), касающуюся клиринговой и депозитарной деятельности, а также деятельности организаторов торгов.

     ГП <Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг> (РЦД), являющийся центральным депозитарием в отношении негосударственных ценных бумаг, осуществляет следующие функции регулирования на фондовом рынке, а также в отношении депозитариев второго уровня, связанных с ним корреспондентскими отношениями:

обеспечение централизованного хранения разрешенных к обращению негосударственных ценных бумаг (акций, облигаций) и учета прав на них;

обеспечение сбора реестра владельцев ценных бумаг эмитента для депозитария эмитента, осуществляющего ведение реестра данного эмитента, на основании информации, полученной от депозитариев-корреспондентов;

присвоение идентификационных кодов выпускам ценных бумаг, прошедшим государственную регистрацию;

обеспечение расчетов по операциям с ценными бумагами путем ведения и обслуживания корреспондентских счетов депозитариев второго уровня;

осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящихся в центральном депозитарии и находящихся на учете в депозитарной системе;

установление требований (единых стандартов) по ведению и учету депозитарных операций и контроль за их выполнением депозитариями второго уровня;

ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы;

обеспечение безопасности и надежности депозитарной системы, в том числе путем введения электронного документооборота установленного формата с применением средств криптографической защиты, а также осуществления переводов ценных бумаг по итогам сверки (квитовки) встречных поручений депозитариев-корреспондентов;

разработку методологической базы депозитарной деятельности по согласованию с КЦБ РБ, оказание консультационной и методологической помощи по вопросам организации депозитарной деятельности.

     Собственно институт саморегулируемых организаций (СРО) финансового рынка Республики Беларусь пока еще не получил должного развития, а существующие в настоящее время ассоциации коммерческих банков и участников рынка ценных бумаг статуса СРО не имеют и выступают скорее в качестве общественных объединений, лоббирующих интересы своих немногочисленных членов.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

 

 

 

     Характерной особенностью системы регулирования финансового рынка Республики Беларусь является высокая степень централизации не только в отношении государственного регулирования (Минфин РБ - эмиссия государственных ценных бумаг и управление госдолгом, НБ РБ - банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ - профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов (валюты, государственных и корпоративных ценных бумаг) в связках <Нацбанк - биржа (БВФБ) - операторы финансового рынка> и <Центральный депозитарий (РЦД) - депозитарии - эмитенты>, а также за счет участия государства в структурообразующих инфраструктурных организациях - БВФБ (через участие НБ РБ в капитале биржи) и РЦД (госпредприятие).

     В качестве основных различий сформированной в Республике Беларусь модели финансового рынка и существующей в Российской Федерации финансовой системы (в первую очередь в свете интеграционных процессов создания Союзного государства) можно выделить следующие:

отсутствие требований к деятельности специализированного регистратора как исключительной (функции реестродержателя и депозитария могут осуществляться в рамках единой лицензии на депозитарную деятельность, что фактически привело к преобразованию всех существовавших ранее специализированных регистраторов в так называемые <депозитарии эмитентов>);

отсутствие прямых ограничений на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также банковской деятельности (ограничения на ведение посреднической, коммерческой и доверительной (в качестве управляющей компании инвестиционного фонда) деятельности установлены для депозитариев, а также для банков (по коммерческой деятельности) только в отношении ценных бумаг обслуживаемых ими эмитентов);

централизованную двухуровневую модель депозитарной системы, реализованную в виде центрального депозитария (РЦД) и связанных с ним корреспондентскими отношениями депозитариев, осуществляющих междепозитарные переводы между собой только через корреспондентские счета, открытые в центральном депозитарии;

наличие единственного организатора торговли (БВФБ), осуществляющего биржевую торговлю всеми основными финансовыми инструментами (иностранная валюта, государственные и корпоративные ценные бумаги, производные финансовые инструменты);

доминирующее участие государства (государственных органов) в капиталах структурообразующих финансовых институтов (крупнейших банков, валютно-фондовой биржи, центрального депозитария).

     В отношении возможности совмещения профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также кредитными организациями всех возможных видов деятельности на рынке ценных бумаг, включая регистраторскую деятельность, что в сочетании с весьма условными лицензионными требованиями привело к образованию множества организаций, обладающих при малой капитализации пакетом лицензий, сочетающих как торговые, так и учетные функции (брокер, дилер, управляющий, регистратор-депозитарий), необходимо отметить, что такое совмещение неизбежно порождает дополнительные, по отношению к имеющимся профильным, риски, обусловленные конфликтом интересов и выражающиеся, в частности, в обмене инсайдерской информацией между торговыми и учетными подразделениями профучастника, а также неправомерном использовании активов клиентов при совершении торговых операций.

     Все изложенное выше, а также неразвитое пока в Республике Беларусь страхование ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг дают основание считать не вполне достаточным уровень надежности профессиональных участников (в первую очередь в части осуществления регистраторско-депозитарной деятельности) и соответственно защиты прав инвесторов вследствие недостаточной проработанности вопросов управления рисками, совмещения различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, адекватных фактически неограниченной степени такого совмещения.

     Справедливости ради следует отметить, что при отмеченных высоких рисках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, прежде всего связанных с возможностью совмещения всех видов деятельности, абсолютные величины возможных потерь достаточно невелики, что объясняется крайней неразвитостью фондового рынка корпоративных ценных бумаг, а также отсутствием рыночных котировок, а следовательно, и ценовых ориентиров возможных потерь для абсолютного числа выпусков корпоративных ценных бумаг. Однако в будущем, по мере развития фондового рынка Республики Беларусь, вопросы эффективного управления рисками, связанными с профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, потребуют особого внимания со стороны как государственных регулирующих органов, так и профессионального сообщества этой страны.

     Что касается сформированной в Республике Беларусь централизованной двухуровневой депозитарной системы, образованной центральным депозитарием и его корреспондентами - депозитариями второго уровня, то при неоспоримом достоинстве такой системы, выражающемся в создании в рамках страны единого учетного пространства по корпоративным ценным бумагам, необходимо отметить, что создание такой системы происходило административными, а не рыночными методами, что в перспективе может привести (при недостаточном антимонопольном контроле) к злоупотреблению центральным депозитарием своим доминирующим положением. Кроме того, принимая во внимание очевидное нежелание государственных структур Республики Беларусь терять контроль над государственной собственностью, передавая или продавая ее частным инвесторам, а также значительные политические и страновые риски, связанные в первую очередь с авторитарным, по сути, характером управления в государстве, нельзя поручиться, что в случае <политической необходимости> централизованная депозитарная система не станет инструментом государственного или административного давления на инвесторов, в том числе при разрешении вполне вероятных в будущем приватизационных споров.

 

 

     * * *

 

     При отмеченных выше причинах общей неразвитости финансового и особенно фондового рынков Республики Беларусь, выражающейся, в частности, в крайне низких объеме и ликвидности рынка корпоративных ценных бумаг, в целом финансовая система Республики Беларусь обладает всеми атрибутами, присущими цивилизованному финансовому рынку. При этом необходимо отметить, что формирование финансовой системы Республики Беларусь, происходящее с некоторым отставанием от формирования финансовых систем стран - бывших советских республик, происходило с учетом как положительных, так и отрицательных результатов проводимых ими реформ, позволяя тем самым соотносить свои действия с опытом государств-первопроходцев.

 

     Автор выражает признательность за содействие в изучении финансового рынка Республики Беларусь минским коллегам Александру Скворцову и Виктору Корнилову.

© ЗАО "Группа РЦБ".



Информация о работе Развитие финансового рынка в Республике Беларусь