Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике финансового рынка, справочная литература, прочие актуальные источники информации.Целью исследования является изучение темы "Развитие финансового рынка в РБ" в современных условиях, а также в условиях глобального финансового кризиса в настоящее время.
Введение
3
1. Финансовый рынок и его значение
5
1.1 Кредитный рынок и его формы
8
1.2 Рынок ценных бумаг
12
1.3 Валютный рынок
17
2. Рынок финансов в Республике Беларусь
21
3. Финансовый рынок Беларуси в условиях современного финансового кризиса
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35
Анализ структуры внешнего долга по состоянию на 1 июля 2008 года показывает, что основную часть внешнего долга страны составляли краткосрочные обязательства на один год и менее около 18 % годового ВВП. Их доля в общем объеме внешнего долга – 66,2%. Долгосрочные обязательства составили около 9,4 % годового ВВП. Их доля в общем объеме внешнего долга – 33,8%.1[16, c.37]
В структуре внешнего долга доминирует краткосрочная задолженность, следовательно, объем золото-валютных резервов должен быть доведен до размера, эквивалентного трехмесячному импорту страны.
Стоит отметить, что с 1 января 2207 года по 1 июля 2008 года внешний долг Беларуси вырос в два раза2. [4, c.16]
Отрицательным последствием кризиса для Беларуси, стала необходимость срочной продажи нашими банками имеющихся у них и упавших в цене акций зарубежных финансовых организаций, выдающих жилищные кредиты.
В то же время, если кризис в США затянется, то это приведет к необходимости поиска зарубежными инвесторами альтернативных американскому финансовых рынков. В этом случае для Беларуси возрастает вероятность некоторого увеличения объемов привлекаемых в страну иностранных инвестиций.
Кризис ликвидности на мировых рынках будет оказывать влияние и на положение в финансовой сфере Республики Беларусь. Внешние кредиты, с помощью которых особенно активно, покрывался недостаток валюты в стране, будут дорожать. В сложившихся условиях может сократиться поступление ресурсов из-за рубежа, что может негативно сказаться на внутреннем производстве и инвестиционной активности внутри страны.
Ухудшение инвестиционного климата может спровоцировать изъятие иностранными инвесторами из экономики страны своих вложений. Так как иностранный капитал представлен, в первую очередь, прямыми инвестициями, данный процесс не станет иметь стремительный характер. В то же время продажа предприятий с иностранным капиталом может привести к повышению давления на валютные рынки, что будет стимулировать обесценивание национальной валюты.
Кроме того, существует вероятность, что в условиях мирового кризиса ликвидности кредиторы Республики Беларусь потребуют досрочного погашения внешних займов (что в свою очередь, потребует и соответствующих объемов валюты). Удорожание финансовых ресурсов на мировых финансовых рынках повлияет на сокращение объемов вновь привлекаемых в Республику Беларусь внешних кредитов. Станет дороже обслуживание внешнего долга. Это может спровоцировать кризис ликвидности у нас в стране и обесценивание белорусского рубля.
Стабильность национальной валюты сохранялась на протяжении трех лет. В условиях эскалации угроз, это несомненно, оказывало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. Однако даже минимальное нарушение стабильности на финансовом рынке сразу же провоцирует обесценивание обменного курса и повышенный спрос на иностранную валюту, который приходится покрывать за счет золото-валютных резервов. Несмотря на увеличение международных резервных активов нашей страны, которые достигли 5,5 млрд. долларов США в национальном определении по состоянию на 01.04.2008 г., их величина по-прежнему не достигает минимально необходимого для нашей страны значения. То есть международная ликвидность страны остается на низком уровне1. [8, c.67]
В разрезе банковской системы кризис может быть охарактеризован комплексом совокупных кризисных проявлений – падением ликвидности, сокращением ресурсной базы банковской системы, кризисом внешней задолженности, потерей собственного капитала банковского сектора.
В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема низкого уровня капитализации банковской системы. Уровень капитализации белорусских банков остается недостаточным для обеспечения стабильного функционирования и развития банковской системы, покрытия рисков в деятельности банков.
Для обеспечения стабильности на рынке и необходимых объемов финансовых ресурсов необходимым является дальнейшая капитализация банковского сектора, в том числе за счет уменьшения доли государства в банковском секторе и привлечении в него иностранного капитала, но при условии сохранения национального контроля за такой стратегически важной сферой, как финансовая. Следует учитывать, что банки с иностранным участием имеют возможность привлекать ресурсы напрямую от материнских банков, что более выгодно по сравнению с покупкой ресурсов на межбанковском рынке (как на внутреннем, так и внешнем).
Развитие у нас в стране ипотеки будет способствовать росту капитализации банков. Однако в условиях удорожания денежных ресурсов на мировых финансовых рынках, пока не ясно, каким образом и на основе каких ресурсов предполагается развивать данный рынок в Республике Беларусь. Международный опыт показывает, что для того, чтобы данный рынок начал функционировать, нужна эффективная система государственной поддержки.
Одной из отличительных черт современного мирового финансового кризиса выступает его распространение на различные сегменты финансового рынка и приобретение им свойств саморазвивающегося процесса. Это обусловлено тесной взаимосвязью и взаимозависимостью денежного рынка и рынка капиталов. Поэтому негативные последствия в одном сегменте финансовой сферы очень быстро спровоцирует отрицательное воздействие на другие сегменты. Кроме того, эскалация угроз мирового финансового кризиса провоцирует и формирование определенных социальных последствий. Это падение жизненного уровня населения, дальнейшее усиление социального расслоения общества. Данные тенденции значительно повышают степень уязвимости национальной финансовой системы страны.
Вышеперечисленные последствия будут способствовать росту инфляции в стране, в первую очередь, за счет роста бюджетных расходов по обслуживанию внешнего долга, дальнейшего роста цен на энергоресурсы. Кроме того, в условиях продолжающегося снижения курса доллара США по отношению к большинству мировых валют и удорожания на мировых рынках нефти, металлов, продуктов питания цены на товары и услуги по всему миру увеличиваются. Поэтому можно говорить об эскалации угрозы экспорта инфляции для Республики Беларусь1. [8, c.68]
Заключение
В качестве заключения целесообразно привести ряд выводов, которые можно сделать по изучению материалов темы данной курсовой работы:
Финансовый рынок – это механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заемщиками при помощи посредников. Основу представляет совокупность финансово-кредитных учреждений. Главная его функция – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: кредитного рынка, рынка ценных бумаг и денежного рынка. Эти элементы находятся в тесном взаимодействии и воздействуют друг на друга.
Фондовый рынок – важная часть финансовой системы государства, он может способствовать повышению эффективности общественного воспроизводства и повышению его рентабельности, т.е. оказывать стимулирующее воздействие и способствовать более эффективному распределению инвестиционного капитала.
Эффективное функционирование рынка ценных бумаг невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов.
Рынок ценных бумаг представляется как эффективный механизм функционирования рыночной экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств, повышения активности человека как реального собственника.
Для устойчивого функционирования кредитного рынка необходима инфраструктура, которая обеспечивала бы нормальное взаимодействие между имеющими свободные денежные ресурсы и нуждающимися в них.
Для сохранения стабильности в денежной сфере очень важным является уровень обеспеченности денежными средствами сделок в реальном секторе экономики.
В заключение хочется добавить, что несмотря на мировой финансовый кризис и неблагоприятные прогнозы развития нашей экономики на краткосрочный период и дальнейший спад ВВП можно надеяться, что Правительство будет осуществлять взвешенную индикативную финансовую политику, в том числе в отношении фондовых рынков.
Список литературы
1. Большаков С.А., магистр экономических наук. Кризис требует новых решений от правительства, менеджмента, маркетинга// С.А. Большаков/Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - №1. – с. 7-8
2. Воробьев М.К. Теория финансов. М.К. Воробьев, И.А. Осипов. – Мн.: Из-во МИУ, 2006. – 192с.
3. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М.: Международные отношения, 2002. – 272с.
4. Горегляд Д. Итоги уходящего года/Д. Горегляд//Вестник ассоциации белорусских банков. – 2007. - №47-48. – с. 13-17.
5. Желиба Б., доктор экономических наук, профессор. Могла ли Беларусь избежать влияния мирового финансового кризиса?/Б. Желиба//Вестник ассоциации белорусских банков. – 2009.- №1. – с. 27-32
6. Котов А., магистр экономических наук. Финансовый рынок: от традиционной парадигмы к современной теории/А. Котов// Фондовый рынок. – 2007.- №9. – с. 3-11
7. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход/Э.А. Лутохин и др.; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с., ил.
8. Маркусенко М. кандидат экономических наук. Кризис мировых финансовых рынков: угрозы и последствия для белорусской экономики (финансовый сектор)/М. Маркусенко//Валютное регулирование и ВЭД. – 2008.- №8. – с. 65-69
9. Окрут А.И. Финансовый рынок и его формы: Учебное пособие по изучению курса «Основы экономической теории»/ Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель: БелГУТ, 1995. – 41с.
10. Республиканский клуб директоров. Антикризисный путь// «Экономические вести». – 2009.-№1. – с.2-4
11. Рудый К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика/К.В. Рудый. – М.: Новое знание, 2003. – 399с
12. Скриба Н., доцент БГЭУ. Финансовый рынок. Системные риски и их структурные факторы./Н. Скриба// Финансы. Учет. Аудит. – 2005. - №5. – с. 14-17
13. Струк, Т.Г. Финансы: курс лекций/Т.Г. Струк, Л.М. Барсегян. – Мн.: Акад. упр.при президенте Республики Беларусь, 2007. – 209с.
14. Тарасов В. Финансовый рынок Беларуси: кризиса нет, но Национальный банк принимает меры/В. Тарасов//Валютное регулирование и ВЭД . – 2008. №10. – с. 75-79.
15. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 368с.
16. Тихонов Р., кандидат экономических наук, доцент, Тихонов Ю., профессор кафедры экономико-правовых дисциплин Академии МВД Республики Беларусь. Истоки мирового финансового кризиса и перспективы создания новой системы регулирования экономического порядка/Р. Тихонов, Ю. Тихонов//Вестник ассоциации белорусских банков. – 2009.- №2. – с. 37
17. Экономическая теория: Сиситемный курс: Учеб пособие/Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 664с.
Финансовый рынок Республики Беларусь
Бекаревич Павел
Советник ПАРТАД, председатель Комитета аналитики и управления рисками инфраструктуры рынка ценных бумаг
rcb.ru
investor.ru
Содержание номера
Не народ для власти, а власть для народа
Опыт развития и регулирования финансовых рынков в странах СНГ - бывших республиках СССР интересен не только с точки зрения возможности проведения сравнительного анализа достижений и неудач, являющихся результатом проведения государствами Содружества самостоятельной экономической политики после распада Союза, но также важен в целях применения их положительного опыта при разработке интеграционных моделей будущих финансовых рынков, формируемых с участием России (Союзное государство России и Республики Беларусь, Евразийское экономическое сообщество, единое экономическое пространство). В контексте происходящих объединительных процессов наибольший интерес представляют особенности регулирования финансового рынка Республики Беларусь, в отношении которой интеграционные отношения России получили наибольшее развитие.
СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.
Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности посредством эмиссии и безвозмездной передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков <Имущество>. В целом основываясь на тех же либеральных принципах, применявшихся в процессе приватизации и российской госсобственности, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов (СИФ - аналог российских ЧИФов), а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.
Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка <Беларусь> (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.
Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.
Информация о работе Развитие финансового рынка в Республике Беларусь