Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике финансового рынка, справочная литература, прочие актуальные источники информации.Целью исследования является изучение темы "Развитие финансового рынка в РБ" в современных условиях, а также в условиях глобального финансового кризиса в настоящее время.
Введение
3
1. Финансовый рынок и его значение
5
1.1 Кредитный рынок и его формы
8
1.2 Рынок ценных бумаг
12
1.3 Валютный рынок
17
2. Рынок финансов в Республике Беларусь
21
3. Финансовый рынок Беларуси в условиях современного финансового кризиса
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Как и у стран с развитыми финансовыми рынками, в Республике Беларусь имеются (правда, со значительными структурными особенностями) следующие основные финансовые инструменты:
инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты (объем валютных торгов в 2002 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже - БВФБ составил всего 2334,7 млн долл., а по видам валют (в млн долл. США) соответственно: доллар США - 1588,7 (67% от общего объема), российский рубль - 569,4 (25%), евро - 150,0 (7%), остальные валюты - в сумме до 1% от общего объема (рис. 1);
ценные бумаги (государственные облигации, корпоративные акции и облигации, векселя), по данным БВФБ, в 2002 г. суммарные обороты на организованном рынке ценных бумаг составили 4,18 трлн бел. руб. (эквивалентно 2,3 млрд долл., равные объему валютных торгов), а по видам ценных бумаг были зафиксированы следующие обороты (в млрд бел. руб., на 01.01.2003 г. официальный обменный курс составлял 1920 бел. руб. за 1 долл.): государственные ценные бумаги (ГКО и ГДО, выпускаемые от имени правительства Министерством финансов Республики Беларусь) - 3638,1 (87% от суммарных оборотов), продажа принадлежащего Республики Беларусь пакета акций ОАО <НГК ''Славнефть''> (10,83% уставного фонда) - 395,2 (9,5%), векселя РУП <Белтрансгаз> - 137,7 (3,3%), краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь (КО НБ) - 8,1 (0,2%), облигации местных займов (ОМЗ) - 1,3 (0,03%) и, наконец, годовые объемы биржевых торгов по акциям белорусских предприятий (помимо НГК <Славнефть>), включенных в листинг (всего 105 эмитентов, из них 75 были включены в котировальные листы по инициативе отраслевых министерств, т.е. в принудительном порядке, при этом по 84 выпускам акций (80% объема всех выпусков акций, допущенных к обращению на бирже) сделок вообще не происходило), составили чуть более 0,8 млрд бел. руб. (около 400 тыс. долл. США), что составило менее 0,02% от суммарного биржевого оборота (рис. 2). При этом необходимо отметить, что объем внебиржевого рынка акций белорусских предприятий в 2002 г. составил 9,6 млрд бел. руб. (около 5,5 млн долл.), что примерно в 12 раз превышает объемы биржевых сделок с акциями;
а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.
На основании представленных данных можно констатировать, что в 2002 г. в качестве основных финансовых инструментов Республики Беларусь выступали иностранные валюты (в первую очередь доллар США и российский рубль - в сумме 2158,1 млн долл., и 92% от объема валютных торгов), а также государственные ценные бумаги (ГКО и ГДО) - 2021,7 млн долл. (87% от суммарного оборота по ценным бумагам). При этом совокупный объем рынка акций белорусских предприятий, обращающихся большей частью на внебиржевом рынке (более 90% суммарного оборота акций), составляет всего около 10,4 млн долл. (0,25% от суммарного годового оборота по всем видам ценных бумаг) и отражает в основном операции по скупке выставляемых на продажу акций госпредприятий, что свидетельствует об отсутствии полноценного рынка корпоративных ценных бумаг, а также подтверждает тезис о крайне ограниченных объемах свободного акционерного капитала как результат фактически <замороженной> приватизации государственной собственности.
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
В составе финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов - учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи.
Состав и численное соотношение профессиональных участников финансового рынка Республики Беларусь также имеют ряд особенностей (в сравнении с российской моделью). Характерной чертой профессионального сообщества Республики Беларусь является малочисленность составляющих его финансовых институтов. Так, по данным Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), на 01.09.2003 г. всего было 29 действующих банков, из них 23 банка - с иностранным участием, а на долю 6 государственных банков, являющихся проводниками государственной социально-экономической политики, в 2002 г. приходилось до 90% от общего объема активных банковских операций. Совокупный капитал банковской системы Республики Беларусь, по данным НБ РБ, на 01.04.2003 г. составил 1519,2 млрд бел. руб., а суммарные активы - 6984,8 млрд бел. руб., из них 4332,9 млрд бел. руб. - кредиты юридическим и физическим лицам (62% суммарных активов).
Суммарное количество профессиональных участников - операторов фондового рынка (включая кредитные организации), по оценке БВФБ, в 2002 г. составляло немногим более сотни организаций, а действующих в настоящее время учетных институтов (депозитариев и депозитариев эмитента, в которые трансформировались существовавшие ранее специализированные регистраторы и осуществляющих, таким образом, в одном лице функции как реестродержателя, так и депозитария), по данным КЦБ РБ, было около 60 (включая банки и некредитные организации - совместители). В качестве организатора торговли (фондовой биржи) в Республике Беларусь в настоящее время представлена единственная организация - Белорусская валютно-фондовая биржа, совмещающая в одном лице функции фондовой и валютной бирж.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, по состоянию на 01.07.2003 г. на страховом рынке республики действовали 34 страховые организации, из них 3 - государственные (Белгосстрах, Белэксимгарант, РДУСП <Стравита>), и 1 страховой брокер. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 6 страховых организаций. Общая сумма страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию по состоянию на 01.07.2003 г. составила 96,2 млрд бел. руб., за аналогичный период 2002 г. - 71,0 млрд бел. руб,. т.е. прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 25,2 млрд бел. руб., или 35,5%. Сумма поступивших страховых взносов с учетом принятых в перестрахование (2,2 млрд бел. руб.) и переданных в перестрахование (8,8 млрд бел. руб.) за первое полугодие 2003 г. составила 89,6 млрд бел. руб. По сравнению с прошлым годом прирост составил 23,3 млрд бел. руб., или 35,1%. Доля Белгосстраха в общей сумме страховых взносов, собранных страховщиками республики, составила 51,7 млрд бел. руб., или 57,7%.
Такие институциональные инвесторы, как оставшиеся со времен безвозмездной раздачи приватизационных чеков СИФы (всего осталось 5 из более 50), хотя и преобразовываются постепенно в классические инвестиционные фонды, находятся фактически в зачаточном состоянии вследствие указанных выше причин и вынуждены выполнять скорее декоративные функции (по крайней мере, до начала полномасштабной приватизации госсобственности и реального, а не государственного, акционирования).
Негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Республике Беларусь, по всей видимости, пока просто нет, ввиду только начавшегося в 2002 г. процесса реформирования существующей еще с советского времени системы пенсионного обеспечения.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
В контексте международного опыта развития финансовых рынков развитых стран систему регулирования финансового рынка Республики Беларусь можно рассмотреть в виде трехуровневой системы регулирования, включающей:
уровень национального законодательства;
уровень органов государственного регулирования;
уровень саморегулирования финансового рынка.
К основным базовым документам, определяющим основы и особенности функционирования финансового рынка Республики Беларусь, относятся:
приватизационные законы (основной из которых закон РБ от № 2468-XII 06.07.1993 г. <Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь>), устанавливающие основные принципы и порядок приватизации государственной собственности;
Закон РБ№ 1512-XII от 12.03. 1992 г. <О ценных бумагах и фондовых биржах> с последующими изменениями и дополнениями, определяющий единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи;
постановление Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) № 456 от 08.05.1997 г. <О защите прав инвесторов>, устанавливающее ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг за невыполнение требований государственного регулирующего органа;
закон РБ № 280-3 от 09.07. 1999 г. <О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь>, определяющий правовые основы осуществления депозитарной деятельности и структуру депозитарной системы Республики Беларусь;
банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 г., законодательно устанавливающий основные принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирование отношений между ними, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Основными органами государственного регулирования финансового рынка Республик Беларусь являются Национальный банк Республик Беларусь (НБ РБ), Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (КЦБ РБ) и Министерство финансов Республики Беларусь.
На каждый из указанных государственных регуляторов соответствующими законами возложены определенные функции (см. таблицу).
Функции Национальный банк
Республики Беларусь Комитет по ценным бумагам
при СМ РБ Министерство Финансов Республики Беларусь
Нормативного урегулирования осуществления определенного вида деятельности - государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- установление запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- установление правил биржевой торговли иностранными валютами
- установление порядка проведения банковских операций - государственное регулирование рынка ценных бумаг
- установление единых правил заключения и исполнения сделок с ценными бумагами
- установление единых правил ведения учёта по операциям с ценными бумагами, а также единых стандартов ведения и учёта депозитарных операций - государственное управление и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга
- государственное регулирование страховой и аудиторской деятельности
- государственное регулирование деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Допуск участников или лицензирование и допуск финансовых инструментов (при их наличии) - государственная регистрация банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдача им лицензий на осуществление банковских операций
- выдача согласий на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовых организациями операций с ценными бумагами
- лицензирование биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой
- лицензирование аудиторских организаций (аудиторов) на проведение аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- регистрация ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- установление условий выпуска и порядка обращения краткосрочных облигаций НБ РБ - лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: посреднической (брокерской), коммерческой (дилерской), доверительной (трастовой), депозитарной, специализированного регистратора, биржевой, инвестиционного фонда, а также консультационной деятельности
- установление квалификационных требований, проведение аттестации руководителей и сотрудников профессиональных участников
- государственная регистрация выпусков ценных бумаг, установление правил выпуска и регистрации акций и облигаций (кроме государственных ценных бумаг и ценных бумаг НБ РБ), определение порядка регистрации векселей, выпускаемых коммерческим предприятиями (кроме банков) - лицензирование страховой деятельности
- лицензирование аудиторских организаций (аудиторов)
- установление условий выпуска и порядка обращения государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц
- согласование с местными органами власти условий выпуска и обращения местных облигационных займов
Надзор, контроль и установление отчётности - надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- установление экономических нормативов, разработка и утверждение методики бухгалтерского учёта и отчётности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - осуществление надзора за профессиональной и биржевой деятельностью на рынке ценных бумаг
- осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг
- установление требований финансовой достаточности к профессиональным участникам рынка ценных бумаг
- определение состава, содержания и порядка предоставления отчётности участниками рынка ценных бумаг - осуществление надзора в области страховой и аудиторской деятельности
- осуществление контроля в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- осуществление контроля за обращением именных приватизационных чеков "Имущество"
- установление правил бухгалтерского учёта, содержания и порядка предоставления бухгалтерской отчётности
Расследование правонарушений и правоприменение - выявление нарушений банковского законодательства
- применение мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям - проведение проверок соблюдения участниками рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумаг и вексельном обращении
- наложение штрафов и иных санкций за нарушение законодательства о ценных бумаг и вексельном обращении - проведение проверок (ревизий) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина
- применение экономических санкций и наложение административных взысканий в соответствии с законодательством
Также к органам государственного регулирования финансового рынка Республик Беларусь, помимо указанных выше государственных регуляторов, можно отнести Министерство экономики Республики Беларусь, в состав осуществляемых функций которого включены:
проведение чековых или денежных аукционов по продаже пакетов акций, находящихся в государственной собственности (в рамках деятельности Фонда государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь);
проведение антимонопольной политики в целях защиты и развития конкуренции на финансовом рынке Республики Беларусь (в рамках деятельности департамента по антимонопольной политике).
Информация о работе Развитие финансового рынка в Республике Беларусь