Развитие финансового рынка в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике финансового рынка, справочная литература, прочие актуальные источники информации.Целью исследования является изучение темы "Развитие финансового рынка в РБ" в современных условиях, а также в условиях глобального финансового кризиса в настоящее время.

Содержание

Введение
3


1. Финансовый рынок и его значение
5
1.1 Кредитный рынок и его формы
8
1.2 Рынок ценных бумаг
12
1.3 Валютный рынок
17


2. Рынок финансов в Республике Беларусь
21


3. Финансовый рынок Беларуси в условиях современного финансового кризиса
26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35

Работа содержит 1 файл

Финансовый рынок Республики Беларусь.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Весьма положительную роль в снижении риска неплатежеспособности и банкротства предприятий, развитии рынка кредитных ресурсов играет процентная политика, проводимая Национальным банком Республики Беларусь в части снижения ставки рефинансирования. Это, в свою очередь, вызывает снижение процентных ставок по кредитам, предлагаемым на денежном рынке коммерческими банками. Они в последнее время активизировали деятельность в направлении наращивания своей ресурсной базы, что способствует расширению рынка финансовых ресурсов, предлагаемых реальному сектору экономики. Так, к концу 2006 г. отношение собственных средств банков к ВВП достигло 5,6 % (4,4% на 1.01.2006г.). Тем не менее, по данному показателю банковская система республики еще отстает от экономически развитых стран, где он составляет 8-12%1. [5, с.30] Недостаток собственных средств банков ограничивает возможности удовлетворения потребности реального сектора экономики в долгосрочном кредитовании. Высокие риски, недостаточность капитала и кредитных ресурсов соответствующей срочности, характерные для банковской системы республики, создают серьезные препятствия развитию долгосрочного кредитования, которое во многом определяет инвестиционную активность субъектов хозяйствования.

Одновременно анализ ситуации на валютном рынке позволяет сделать вывод о сохраняющейся в стране тенденции отвлечения части финансовых ресурсов населения на приобретение валюты. Несмотря на то что в 2006 г. спрос на валюту рос гораздо меньшими темпами, чем предложение (21,5% против 55,4%), сальдо операций с населением по приобретению валюты составило отрицательную, величину в размере 194,4 млн. долл. США2. [14, с.76] С одной стороны, это можно объяснить ростом денежных доходов населения и снижением реальной доходности рублевых вкладов, с другой – наличием значительного объема неудовлетворенного спроса населения республики во многом потребительским позициям (жилье услуги, товары и т.д.).

При достаточно сложной ситуации с финансированием вложений в реальный сектор экономики в республике практически незадействованными в качестве источника привлечения финансовых ресурсов остаются инструменты фондового рынка. Сегодня наиболее развитым его сегментом выступает рынок государственных ценных бумаг. Динамика размещения долговых обязательств в течение ряда последних лет свидетельствует о стремлении государства повысить его значимость, расширить возможности гарантированного выполнения обязательств по погашению и обслуживанию долга. Соответственно на эти цели не отвлекаются дополнительные объемы внутренних финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.

Несмотря на это, свою основную функцию – функцию посредника перелива капиталов – фондовый рынок республики выполняет далеко не в полном объеме. Сказывается нестабильность и несовершенство нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг, неразвитость, непрозрачность вторичного рынка корпоративных ценных бумаг, ограниченность применения систем Интернет-торговли и т.д. Отсутствие полноценно функционирующего фондового рынка, в свою очередь, дестимулирует внедрение в практику отечественного бизнеса тех его инструментов, которые активно применяются в экономических системах развитых стран в качестве эффективных регуляторов индивидуальных и системных рисков (свопов, фьючерсные контракты, опционы и др.)1. [15, с.334]

Белорусский рынок ценных бумаг весьма молод, развивается неспешно и представлен в основном государственными ценными бумагами, эмитируемыми Министерством финансов, и ценными бумагами Национального банка. Это соответственно ГКО и ГДО (государственные краткосрочные и долгосрочные облигации) и КО (краткосрочные облигации). Корпоративные ценные бумаги представлены акциями акционерных обществ, которых у нас довольно много, и облигациями предприятий. Предприятий-эмитентов облигаций в Республике Беларусь мало. Крупными эмитентами как акций, так и облигаций являются коммерческие банки. Движение акций на Белорусской валютно-фондовой бирже достаточно вялое, население пока стоит от него в стороне. На международном финансовом рынке наши эмитенты не представлены. На нашем фондовом рынке нет интегрального индекса.

Таким образом, стабилизация финансово-экономических отношений, формирование и развитие инструментов денежного, кредитного, фондового, страхового рынков является важным условием снижения неопределенности ситуации на рынке, локализации масштабов негативных воздействий финансовой составляющей системных рисков, активизации финансовых механизмов в процессе их управления. Поступательное преодоление структурных деформаций на финансовом рынке республики станет весомой предпосылкой для укрепления реального сектора экономики, активизации инвестиционной деятельности, роста ее прибыльности и рентабельности, что через механизмы обратной связи сформирует дополнительные условия для укрепления национальной экономики.

В нашей стране заметна тенденция роста финансового сектора экономики при снижении удельного веса ВВП реального сектора. При реализации внешних заимствований, республика войдет во вторую группу стран, т.е. государств со средним уровнем внешних заимствований.

 


3. Финансовый рынок Беларуси в условиях современного финансового кризиса

 

Финансовый кризис охватил и держит в напряжении мировое сообщество на протяжении уже не одного столетия. За это время многие ученые и экономисты пытались разгадать тайну финансовой нестабильности, используя разнообразные эмпирические и эконометрические методы. Однако до сих пор отсутствует единое понимание сущности этого явления, что не позволяет сформировать системный механизм по его предотвращению и преодолению.

В связи с мировым финансовым кризисом тема финансового рынка особенно актуальна в нашей стране. Необходима оценка перспектив как рынков, так и макроэкономической ситуации в целом. Ведь финансовый рынок является своеобразным генератором множества показателей, по которым можно произвести оценку состояния экономики в целом.

Финансовый кризис, который изначально проявился в США в виде кризиса ипотечного кредита, набрал силу и распространился на всю мировую экономику, не оставил он в стороне и отечественный финансовый рынок. Его влияние имеет ограниченный характер и пока практически не ощущается. Достаточно отметить, что дефицита текущей рублевой ликвидности банковской системы, выходящего за привычные рамки, не наблюдается. Процентные ставки на однодневные межбанковские кредиты находятся в пределах 11-15% годовых, что является вполне приемлемым уровнем. Коммерческие банки в привычном режиме продолжают кредитование экономики. Кроме того, постепенно, но достаточно уверенно развивается рынок корпоративных долговых ценных бумаг1. [4, с. 13]

Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к белорусским условиям и возможностям. Для их активного развития в Беларуси должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В Беларуси финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства. В Беларуси рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это вполне нормальный этап в развитии экономики.

Поскольку финансовые рынки стран есть сообщающиеся сосуды, финансовый кризис перекинулся на весь мир. Нанес предсказуемые удары по реальному сектору мировой экономики.

От снижения мировых цен на нефть упали цены и на нефтепродукты, продажа которых дает треть валютных поступлений Беларуси. Значительная часть продукции белорусской промышленности, к примеру, 59% грузовых автомобилей, 61% холодильников, 54% телевизоров, большая часть тракторов, поставляется на российский рынок, емкость и платежеспособный спрос которого во многом определяется долларовыми поступлениями от продажи нефти и газа1. [1, с.8] Сужение российского рынка уже ставит в сложное финансовое положение многие крупные и не очень белорусские предприятия-экспортеры. Иссякающий поток валютной выручки создал валютный дефицит и привел к быстрому похуданию золотовалютных резервов Беларуси и России. Они были израсходованы в первую очередь на поддержание валютных курсов национальных денежных единиц. Наши валютные резервы должны покрывать трехмесячную сумму импорта и быть хотя бы сопоставимыми с нашим совокупным внешним долгом.

Экономический курс Беларуси в ближайшее время определит план первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности. План включает совершенствование административных процедур, земельных отношений, налогового и таможенного законодательства, ценового и антимонопольного регулирования, упрощение сертификации, санитарных и противопожарных норм и правил и т.д. Главное, чтобы при его реализации экономическое раскрепощение не превратилось во вседозволенное. Основанием для такого опасения стал всплеск цен, из-за чего инфляция в первую неделю января 2009 года подскочила до 2,8 %. Стабилизации финансовой ситуации нужно уделить первостепенное внимание. Здесь наблюдается тревожная тенденция. По сравнению с летом 2008 года, поступление валютной выручки сократилось примерно на 40%. Из-за этого возникли проблемы на валютном рынке страны и в сфере кредитования. В частности, банкам стало сложнее привлекать ресурсы для кредитования1. [10, c.2]

Проведенную девальвацию белорусского рубля сравнивают с «горьким лекарством», которое окажет благотворное воздействие на деятельность отечественных субъектов хозяйствования, чьи усилия будут направлены на развитие экспорта.

Номинальный валютный курс белорусского рубля отличается от реального валютного курса, котируемого на рынке нерезидентов, на 15-20%. Это требует девальвации номинального валютного курса, приведение его в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения. В этом случае станет меньше условий для оттока национального капитала в оффшорные зоны (сокрытие экспортной валютной выручки). «Перегретый» номинальный курс также обостряет проблему отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса2. [8, c.66]

От сокращения валютных поступлений страдает доходная часть белорусского бюджета, которая наполняется за счет экспортных пошлин. Одновременно обостряется проблема еще более увеличившегося отрицательного сальдо нашего платежного баланса, и этот дефицит покрывался новыми зарубежными заимствованиями. Под влиянием мирового финансового кризиса внешние заимствования белорусских банков стали дороже и в более ограниченном размере. Это отражается на валютном кредитовании белорусских предприятий-импортеров и ставит под угрозу своевременную оплату, особенно промежуточного импорта.

Для сохранения стабильности в денежной сфере очень важным является уровень обеспеченности денежными средствами сделок в реальном секторе экономики.

В некризисном режиме роль внутренних рычагов, используемых центральными банками в формировании денежного предложения, всегда преобладает. В Беларуси сложилась практика формирования денежного предложения через покупку валюты, т.е. фактически вне связи с реальным денежным спросом и стоимостью денег на внутреннем рынке. Действие механизма рефинансирования ограничено узким кругом инструментов. Это свидетельствует о том, что внешние источники финансовых ресурсов являются определяющими во внутренней экономике Республики Беларусь и подвержены угрозам. В условиях эскалации угроз огромное значение приобретает повышение эффективности использования механизмов рефинансирования (внутренних механизмов денежного предложения).

Следует определить экспортоориентированные предприятия и импортозамещающие производства. Деньги нужно привлекать, но в форме прямых инвестиций в уставные фонды предприятий, на обновление их активной части. А это ресурсы длительного характера, так называемые долгосрочные источники финансирования свыше одного календарного года. Если государство выполнит эти задачи, возможно будет создана основа для сокращения отрицательного сальдо торгового баланса.

Современный глобальный финансовый кризис доказал, что нерегулируемые финансовые рынки не могут работать эффективно, и решить проблемы финансового рынка можно только совместными международными усилиями с помощью эффективного механизма контроля над рынком. Убытки финансовых коммерческих учреждений мира, вызванные данным кризисом, могут составить до одного триллиона долларов и спровоцировать глобальную рецессию во всех экономически развитых странах. [5, с.28]

Как известно, многие наши ведущие производители-экспортеры работают на российский рынок. Ввиду подорожания российских кредитов емкость рынка РФ может сузиться, что отразится на наших экспортных доходах. От дальнейшего обрушения цен на нефть, спрос на нее еще больше уменьшится, от этого снизятся наши экспортные поступления номер один – от нефтепродуктов, которые соответственно подешевеют. В свою очередь, обострится проблема отрицательного сальдо платежного баланса страны. Наш совокупный внешний долг достиг к осени 2008 года 14,1 млрд. долларов. Причем свыше 9 млрд. приходится на корпоративные долги, т.е. долги наших предприятий1. [5, с.32] Последние в основном занимают короткие деньги на приобретение за границей комплектующих, материалов и всего другого, что не производят отечественные предприятия. На оплату импорта их кредитуют белорусские коммерческие банки. А они, в свою очередь, берут валютные займы у иностранных банков, которые повышают цены на свои оскудевшие кредитные ресурсы. Значит, на горизонте неплатежи нашим иностранным партнерам, сворачивание производства. Для решения их проблем на их опережение должны работать Правительство и Национальный банк. С одной стороны, использовать нашу неустроенность в мировую финансовую систему и изолированность, что оборачивается сегодня благом, с другой стороны – принять грамотные превентивные меры, чтобы мировой финансовый кризис меньше всего достал нас через реальный сектор экономики.

Вследствие доминирования в структуре внешнего долга Беларуси краткосрочной корпоративной задолженности резидентов национальной экономики перед нерезидентами, уполномоченные банки столкнутся с проблемой закрытия лимитов по краткосрочному внешнеторговому финансированию из-за неликвидности банков нерезидентов, а также некорректного выполнения части пролонгаций краткосрочных заимствований. Это затруднит расчеты по экспортно-импортным контрактам, то есть наши банки начнут испытывать проблему ликвидности в иностранной валюте.

Информация о работе Развитие финансового рынка в Республике Беларусь