Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка эффективной ассортиментной политики на примере ОАО " Курский металл". Для достижения цели в дипломной работе необходимо решение следующего ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективной ассортиментной политики;
- определить сущность, содержание и структуру ассортиментной политики;
-изучить методы анализа ассортиментной политики, а так же особенности управление ассортиментной политикой предприятия;
-проанализировать эффективность существующего товарного ассортимента ОАО " Курский металл";
-определить оптимальный канал сбыта для ОАО " Курский металл".
Введение 3
1.Теоретические аспекты эффективной ассортиментной политики 5
1.1.Сущность, содержание и структура ассортиментной политики предприятия 5
1.2.Сущность, разновидности и состав товарного ассортимента 8
1.2.Критерии формирования товарного ассортимента 12
2. Методы анализа и разработки эффективной ассортиментной политики 21
2.1. Методы анализа ассортиментной политики 21
2.2.Управление ассортиментной политикой предприятия 27
2.3. Управление каналами сбыта как этап ассортиментной политики 30
3. Разработка эффективной ассортиментной политики организации ОАО " Курский металл" 35
3.1 Общая характеристика ОАО "Курский металл" и его финансово хозяйственной деятельности 35
3.2. Управление эффективностью товарного ассортимента ОАО " Курский металл" 39
3.3. Определение оптимального канала сбыта ОАО "Курский металл"……42
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Для всесторонней оценки эффективности деятельности ОАО "Курский металл" необходим анализ системы показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются:
– товарооборот;
– издержки обращения;
– прибыль;
– рентабельность.
Таблица 1
Показатели эффективности хозяйственной деятельности ОАО "Курский металл"
Показатели |
2004 год |
2005год |
% выполнения 2004 к 2005г. |
2006 год |
% выполнения 2006 к 2005г. |
отклонения факт к плану 2006г. | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||||
1.Товарооборот, тыс. руб. |
12000 |
13600 |
30 000 |
33 000 |
242,6 |
6 0000 |
63 600 |
192,7 |
3600 |
2.Валовый доход, тыс. руб. |
1300 |
13691 |
2500 |
2949,6 |
21,5 |
5200 |
5389,6 |
182,7 |
189,6 |
3.Сумма издержек обращения, тыс. руб. |
1900 |
1785,5 |
3900 |
4126,3 |
231 |
8300 |
8427,2 |
204,2 |
127,2 |
4.Торговая надбавка средне- факт. % |
3000 |
3400 |
7500 |
8250 |
242,6 |
15000 |
15900 |
192,7 |
900 |
5.Уровень суммы валового дохода, % |
10 |
10,06 |
8,3 |
8,9 |
- |
8,5 |
8,6 |
- |
0,1 |
6.Уровень суммы издержек обращения, % |
15,8 |
13,1 |
13 |
12,5 |
- |
13,8 |
13,2 |
- |
0,7 |
7.Прибыль тыс. руб. |
898 |
901 |
2010 |
2121 |
235,4 |
3997 |
4001 |
188 |
41880 |
8.Рентабельность, % |
14,2 |
14,9 |
15 |
15 |
- |
16,5 |
17 |
- |
0,5 |
Именно внутренний анализ
этих показателей позволит отразить
механизм достижения ОАО "Курский
металл" максимальных результатов.
Оценка результатов хозяйственно-
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать выводы:
- за 2005 г. ОАО "Курский
металл" перевыполнил план
-за 2006г. ОАО "Курский
металл" перевыполнил план
При этом уровень валового дохода на ОАО "Курский металл" в 2005 году вырос на 21.5, а в 2006 году вырос на 182,7, причиной этого то, что металлопрокат продавался с более высокими надбавками, а также улучшилась ассортиментная группа товаров, пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую в 2005 году на 449.6, а в 2006году на 189,6 тыс. рублей.
В процессе деятельности ОАО "Курский металл" в 2006 году допущен перерасход издержек обращения в 2005 году 8.9, а в 2006 году на 13,2. Это говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения, а так же увеличивается прибыль.
Обобщающим показателем характеризующим финансовое состояние ОАО "Курский металл", является рентабельность. По данным приложения общая рентабельность в период с 2004 года по 2005год осталась неизменной, а с 2005 года по 2006 год увеличилась на 0,5. Следовательно ОАО "Курский металл" является рентабельным, в течении всей деятельности, в 2006 году рентабельность равна 17 %.
Таким образом, финансовое состояние
ОАО "Курский металл" можно
характеризовать, как финансово-устойчивое,
с положительной динамикой
3.2. Управление
эффективностью товарного
Анализ товарного ассортимента ОАО "Курский металл" следует начать с определения насыщенности, ширины и глубины товарной номенклатуры организации. Для этого рассмотрим ассортиментный перечень товаров ОАО "Курский металл" представлен в приложении Г.
Проанализировав ассортиментный
перечень товаров ОАО "Курский
металл" построим таблицу оценки
ассортимента товаров приложению Д.
Согласно данной таблице ширина ассортиментной
номенклатуры ОАО "Курский металл"
(численность различных
1.Сортовой металлопрокат;
2. Фасонный металлопрокат;
3. Листовой металлопрокат
4. Художественный металлопрокат.
Далее определим глубину ассортимента товаров ОАО "Курский металл":
- глубина сортового
- глубина фасонного
- глубина листового
- глубина художественного
металлопроката представлена
Определим насыщенность товарной номенклатуры в каждой ассортиментной группе согласно приложению Д:
- насыщенность сортового металлопроката составляет от 2-х до 69-ти позиций в каждой секции, всего 114 позиций в данной товарной группе;
- насыщенность фасонного металлопроката составляет от 9-ти до 16-ти позиций в каждой секции, всего 38 позиций в данной товарной группе;
- насыщенность листового металлопроката составляет от 3-х до 18-ти позиций в каждой секции, всего 32 позиции в данной товарной группе;
- насыщенность художественного
металлопроката представлена 20-ю
позициями в единственной
Следующий этап анализа товарного
ассортимента ОАО "Курский металл"
заключается в определении
Таблица 2
Оценка устойчивости товарного ассортимента ОАО "Курский металл"
Наименование товара |
2004 год |
2005год |
2006 год |
отклонения 2006 к 2005г. |
1. Сортовой металлопрокат |
0.961 |
0.984 |
0.994 |
0,01 |
2. Фасонный металлопрокат |
0.933 |
0.984 |
0.985 |
0,001 |
3.Листовой металлопрокат |
0.934 |
0.968 |
0.997 |
0,029 |
4. Художественный металлопрокат |
- |
0.889 |
0.992 |
0.103 |
Из полученных результатов
можно сделать следующие
- показатель устойчивости
ассортимента сортового и
- показатель устойчивости
ассортимента фасонного
- показатель устойчивости
ассортимента художественного
Далее необходимо проанализировать степень обновления товарного ассортимента ОАО "Курский металл", для чего рассмотрим количество наименований металлопроката, продаваемых в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия ОАО "Курский металл" приведены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика обновляемости продукции
Показатели |
Годы | ||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
1.Количество наименований реализуемой продукции |
143 |
150 |
153 |
185 |
204 |
2.Количество вновь |
17 |
15 |
20 |
24 |
34 |
3. Коэффициент обновляемости продукции |
0,12 |
0,1 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
Из данных таблицы можно
сделать вывод, что коэффициент
обновляемости продукции с
Для проведения полноценного анализа ассортиментной политики ОАО "Курский металл" необходимо произвести анализ ассортимента методом АВС анализа при помощи таблицы в приложении И. Группы продукции ОАО "Курский металл" разобьём на группы "А", "В" и "С" по степени влияния на обьём продаж компании. Результаты проведённого анализа необходимо занести в таблицу в приложении К.
В результате проведённого
анализа можно сделать
- необходимо жестко
- по отношению к товарным позициям класса "B"(лист холоднокатаный, швеллер, профнастил, лист оцинкованный) контроль может быть текущим;
- по отношению к позициям
класса "С" (канатка, полоса, двутавр,
квадрат, шестигранник, электроды,
сварочная сетка) контроль
Следующий этап анализа товарного ассортимента ОАО "Курский металл" заключается в построении адаптированной матрицы BCG на основании таблиц в приложениях И, Л.
Ось Х: доля в объеме продаж ОАО "Курский металл" (рассчитывается в приложении 11 как отношение объема продаж товара к объему продаж всей компании за соответствующий период);
Ось Y: темпы роста продаж товара по отношению к предыдущему периоду (отношение объема продаж данного товара за текущий период к объему продаж этого же продукта за предыдущий период).
Точку раздела товаров по темпам роста определим как средний темп роста всех продуктов ОАО "Курский металл" за оцениваемый период ( приложение М), то есть равным 0.935. Точка раздела товаров по величине доли в объеме продаж определили путем экспертной оценки, в результате проведённого на ОАО "Курский металл" экспертного опроса, после нанесения на матрицу всех товаров компании. Данное значение равно 8,5
По результатам построения матрицы BCG ( приложение М) выделим четыре группы товаров и дадим им характеристику:
- товары " звёзды", которые приносят значительную прибыль -арматура; уголок; лист грячекатанный; трубы; лист холоднокатаный;
- товары "собаки" являющиеся сопутствующими товарами, необходимыми для поддержания ассортимента -сварочная сетка и электроды;
- товары "дикие кошки"-катанка, шестигранник, полоса, квадрат, швеллер, двутавр, лист оцинкованный, профнастил.
Таким образом проблема разработки эффективной ассортиментной политики ОАО "Курский металл", преследуя своей целью повышение уровня продаж, в данном случае может трансформироваться в проблему управления сбытом готовой продукции. Одной из конечных задач в таком случае будет являться выбор оптимального канала сбыта.
3.3. Определение оптимального канала сбыта ОАО " Курский металл"
Канал распределения – это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж.
Для выбора оптимального канала сбыта ОАО "Курский металл" по результатам экспертного опроса значимыми являются следующие критерии:
- транспортные расходы;
- форма оплаты;
- максимальная партия;
- цена;
- надёжность;
- ритмичность.
Описанные выше критерии между собой не равнозначны. Для оценки их предпочтительности эксперту – начальнику отдела маркетинга ОАО "Курский металл" – было предложено воспользоваться методом Черчмена-Акоффа.
Критерии упорядочили по степени их важности в таблице 4:
Таблица 4
Ранжирование критериев по их степени важности
Критерии |
Ранг |
Оценка |
Транспортные расходы |
5 |
0,65 |
Форма оплаты |
4 |
0,7 |
Максимальная партия |
6 |
0,55 |
Цена |
3 |
0,8 |
Надёжность |
1 |
1 |
Ритмичность |
2 |
0,85 |
Сумма |
4,55 |
Оценки сравнили по методу Черчмена-Акоффа (таблица 5):
Таблица 5
Сравнение оценок методом Черчмена-Акоффа
1< 0,85 + 0,8 + 0,7 + 0,65 + 0,55 |
согласен |
1 < 0,85 + 0,8 + 0,7 + 0,65 |
согласен |
1 < 0,85 + 0,8 + 0,7 |
согласен |
1 <0,85 + 0,8 |
согласен |
0,85 < 0,8 + 0,7 + 0,65 + 0,55 |
согласен |
0,85 < 0,8 + 0,7 + 0,65 |
согласен |
0,85 < 0,8 + 0,7 |
согласен |
0,8 < 0,7 + 0,65 + 0,55 |
согласен |
0,8 < 0,7 + 0,65 |
согласен |
0,7 < 0,65 + 0,55 |
согласен |
Полученные результаты нормировали и получили следующие веса критериев: транспортные расходы – 0,14; форма оплаты – 0,15; максимальная партия – 0,12; цена – 0,18; надёжность – 0,22; ритмичность – 0,19.
Далее, эксперту было предложено оценить основные каналы сбыта по вербально-числовой шкале Харрингтона (Приложение Н), умноженной на 10 для дальнейшего удобства расчётов. В результате были получены следующие данные (таблица 6):
Информация о работе Разработка эффективной ассортиментной политики организации ОАО " Курский металл"