Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка эффективной ассортиментной политики на примере ОАО " Курский металл". Для достижения цели в дипломной работе необходимо решение следующего ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективной ассортиментной политики;
- определить сущность, содержание и структуру ассортиментной политики;
-изучить методы анализа ассортиментной политики, а так же особенности управление ассортиментной политикой предприятия;
-проанализировать эффективность существующего товарного ассортимента ОАО " Курский металл";
-определить оптимальный канал сбыта для ОАО " Курский металл".
Введение 3
1.Теоретические аспекты эффективной ассортиментной политики 5
1.1.Сущность, содержание и структура ассортиментной политики предприятия 5
1.2.Сущность, разновидности и состав товарного ассортимента 8
1.2.Критерии формирования товарного ассортимента 12
2. Методы анализа и разработки эффективной ассортиментной политики 21
2.1. Методы анализа ассортиментной политики 21
2.2.Управление ассортиментной политикой предприятия 27
2.3. Управление каналами сбыта как этап ассортиментной политики 30
3. Разработка эффективной ассортиментной политики организации ОАО " Курский металл" 35
3.1 Общая характеристика ОАО "Курский металл" и его финансово хозяйственной деятельности 35
3.2. Управление эффективностью товарного ассортимента ОАО " Курский металл" 39
3.3. Определение оптимального канала сбыта ОАО "Курский металл"……42
Заключение 48
Список использованной литературы 51
- проявляется эффект "каннибализма" [8, c.15].
По данным лишь 2% промышленных
предприятий формируют
Плоский ассортимент – представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые [7, c.3].
В зависимости от степени дифференциации товара:
Простой ассортимент – состоит из простых недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и т.д.)
Сложный ассортимент – состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и т.д.).
Смешанный ассортимент – в нём представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и т.д. [8, c.14].
1.3. Критерии
формирования товарного
Сущность формирования ассортиментом
заключается в том, чтобы товаропроизводитель
своевременно предлагал определенную
совокупность товаров, которые бы, соответствуя
в целом профилю его
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между "старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и серийного производства, "наукоемкими" и "обычными" товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и "ноу-хау". При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса.
Формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка) [8, c.18].
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей,
характеризующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:
-разнообразие видов и
разновидностей товаров (с
-уровень и частота обновления ассортимента;
-уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. [13, c.119].
Цель ассортиментных концепций – сориентировать организацию на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Подкрепленная мерами организационного
и иного характера
Достижение соответствия
между структурно-
Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
Суть проблемы формирования
ассортимента состоит в планировании
фактически всех видов деятельности,
направленных на отбор продуктов
для будущего производства и реализации
на рынке и на приведение характеристик
этих продуктов в соответствие с
требованиями потребителей. Формирование
на основе планирования ассортимента
продукции – непрерывный
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих
и перспективных потребностей
покупателей, анализ способов
использования данной
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка
выпускаемых предприятием
4. Решение вопросов, какие
продукты следует добавить в
ассортимент, а какие
5. Рассмотрение предложений
о создании новых продуктов,
усовершенствование
6. Разработка спецификаций
новых или улучшенных
7. Изучение возможностей
производства новых или
8. Проведение испытаний
(тестирование) продуктов с учетом
потенциальных потребителей в
целях выяснения их
9. Разработка специальных
рекомендаций для
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
Формирование ассортимента – неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при формировании ассортимента [7, c.9].
Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним [16, c.101].
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль [8, c.16].
Рациональное построение ассортимента товаров предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов.
Важным принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение достаточной его широты и глубины. Ширина и глубина ассортимента товаров зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер предприятия, а так же состояние предложения на потребительском рынке [16, c.102].
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. Устойчивый ассортимент позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
И, наконец, одним из принципов
правильного формирования ассортимента
товаров является обеспечение условий
рентабельной деятельности предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике
рентабельность является необходимым
условием функционирования любого предприятия.
В связи с этим, при построении
ассортимента необходимо учитывать
издержкоемкость и
Так же следует обратить внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента. Выделяют следующие стадии:
- внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
- рост – закупка больших
партий товара различных
- зрелость – снижение
закупочных цен, отказ от
- устаревание – распродажа остатков товара [5, c.31].
Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров.
2. Осуществляется распределение
отдельных групп и подгрупп
товаров в разрезе
3. Определяется количество
видов и разновидностей
4. Разрабатывается конкретный
ассортиментный перечень
Перечень основных групп и подгрупп товаров зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины.
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
Ку = 1 – On / n*a (1)
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a – количество разновидностей
товаров, предусмотренных
n – количество проверок [14, c.43].
При росте коэффициента устойчивости
из ассортиментного перечня
Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров [8, c.16].
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности предприятия наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами [18, c. 319].
Расчеты устойчивости ассортимента
позволяют судить об отсутствии перебоев
в продаже отдельных товаров.
Анализ стабильности реализации товара
с колеблющимся, неравномерным качеством
покупок, поможет не только проанализировать
эффективность организации
Анализ широты и устойчивости
ассортимента необходимо проводить
на базе оперативных данных о состоянии
текущих запасов, выделяя товары
с замедленной
Проанализировав сущность и содержание ассортиментной политики для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть основные методы управления товарным ассортиментом.
2. Методы анализа и
разработки эффективной
2.1. Методы
анализа ассортиментной
Оптимально подобранная ассортиментная политика организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия [16, c.100].
Информация о работе Разработка эффективной ассортиментной политики организации ОАО " Курский металл"