Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки бизнес-плана на предприятии на примере турфирмы ООО «Space Travel».
Структуру данной работы можно представить в виде двух частей. В первой части содержатся теоретические основы бизнес-планирования на предприятии: суть и этапы разработки бизнес-плана. Во второй части рассматривается бизнес-план туроператора ООО «Space Travel». В контексте этой главы будут рассмотрены и проанализированы следующие разделы бизнес-плана: резюме, характеристика предприятия, рынки и конкуренция, продукция, сбыт, производство, финансы, инвестиции, оценка рисков и дополнительная информация.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ............... 5
1.1. Основы разработки бизнес-плана ................................................................................. 5
1.2. Этапы разработки бизнес-плана .................................................................................... 6
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ООО «SPACE TRAVEL» ................ 9
2.1. Резюме .................................................................................................................................... 9
2.2. Характеристика турфирмы ............................................................................................ 10
2.3. Рынки и конкуренция ..................................................................................................... 15
2.4. Продукция ........................................................................................................................... 19
2.5. Сбыт ...................................................................................................................................... 22
2.6. Производство ..................................................................................................................... 26
2.7. Финансы ............................................................................................................................... 28
2.8. Инвестиции и оценка рисков ....................................................................................... 31
2.9. Дополнительная информация ...................................................................................... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................................... 40
БИБЛИОГРАФИЯ ..................................................................................................................... 41
Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой
Кафедра «Экономика и управление на предприятии ТГХ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование на предприятии туризма»
на тему: «Разработка бизнес-плана турфирмы «Space Travel».
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ............... 5
1.1. Основы разработки бизнес-плана ..............................
1.2. Этапы разработки бизнес-плана ..............................
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ООО «SPACE TRAVEL» ................ 9
2.1. Резюме ..............................
2.2. Характеристика турфирмы ..............................
2.3. Рынки и конкуренция ..............................
2.4. Продукция ..............................
2.5. Сбыт ..............................
2.6. Производство ..............................
2.7. Финансы ..............................
2.8. Инвестиции и оценка рисков ..............................
2.9. Дополнительная информация ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
БИБЛИОГРАФИЯ ..............................
ВВЕДЕНИЕ
После того как подавляющее большинство предприятий стало самостоятельными субъектами рыночной экономики, задачей каждого руководителя является сделать работу возглавляемого им предприятия экономически эффективной. А для этого необходимо уметь организовать работу в условиях рынка, на котором, с одной стороны, находятся потребители, с постоянно изменяющимися потребностями, которые необходимо учитывать; а с другой стороны, конкуренты, которых становится все больше и которые постоянно совершенствуют производимой ими продукт, пытаясь отнять занятые другими предприятиями доли рынка. Также руководитель должен уметь правильно определить потребности потребителя, определить преимущества и недостатки продуктов конкурентов, найти свою нишу на рынке, подобрать высококвалифицированный персонал, наладить производство продукта и систему сбыта, организовать эффективную рекламную кампанию выведения продукта на рынок и т.д. И для того, чтобы все вышеперечисленные мероприятия носили системный характер, существует понятие «бизнес-планирование».[1]
Бизнес-планирование на нынешнем этапе развития экономики имеет ряд особенностей, о которых предприниматель должен помнить при разработке планов развития организации:
при планировании своей деятельности предприниматели, прежде всего, должны учитывать такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйственной деятельности;
относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной, требует от предпринимателей более обоснованно учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности;
необходимо учитывать все внешние факторы и определять их влияние на все разделы бизнес-плана количественно;
российские предприниматели должны уметь сами рассчитывать количественные параметры всех разделов бизнес-плана и учитывать конкурентные возможности партнеров;
российским предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость принятий решений органами государственной власти.
Для тех, кто хочет всерьез заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбора цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов и кредитные ресурсы.[2]
Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки бизнес-плана на предприятии на примере турфирмы ООО «Space Travel».
Структуру данной работы можно представить в виде двух частей. В первой части содержатся теоретические основы бизнес-планирования на предприятии: суть и этапы разработки бизнес-плана. Во второй части рассматривается бизнес-план туроператора ООО «Space Travel». В контексте этой главы будут рассмотрены и проанализированы следующие разделы бизнес-плана: резюме, характеристика предприятия, рынки и конкуренция, продукция, сбыт, производство, финансы, инвестиции, оценка рисков и дополнительная информация.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Основы разработки бизнес-плана
Бизнес-план – план развития предприятия, определение его дальнейшего пути работы. Он создается как для вновь открывающейся организации, так и для давно существующей, когда необходима модернизация ее хозяйственной деятельности в связи с изменениями в экономике. Для компаний, давно работающих на рынке, правильно составленный бизнес-план должен показывать, что текущему развитию бизнеса уделяется должное внимание. В отношении новых компаний бизнес-план означает, что проведены достаточные исследования и есть необходимые навыки и предпосылки для достижения успеха.
Основные цели бизнес-плана включают в себя:
1. установление и разработку основного направления работы предприятия в соответствии с потребностями рынка на основе экономического обоснования;
2. определение видов деятельности и источников ресурсов;
3. прогнозирование возможных рисков, их последствий и способов их избежания.
Любая компания независимо от ее размера должна рассматривать бизнес-план как важный инструмент управления. Четыре основные функции бизнес-плана:
Помогает четко представить, расставить акценты и изучить развитие бизнеса.
Задает рамки для формирования стратегии развития бизнеса.
Может использоваться в качестве основания для ведения переговоров с третьими лицами, которые могут быть заинтересованы в данном бизнесе, например, акционерами, банками или иными инвесторами.
В нем сформулированы цели и задачи, по которым можно измерить и оценить эффективность осуществляемой деятельности.
Бизнес-план предназначен как для внутреннего пользования, так и для внешнего. Бизнес-план для внутреннего пользования – это средство управления внутри компании. В нем следует четко указать лиц, для которых он предназначен: это может быть отдельный бизнесмен, в четкой и сжатой форме излагающий для себя свои планы на будущее; или целый отдел международной компании, которому необходимо получить одобрение нового проекта со стороны руководства. Для внутреннего пользования составить проще, поскольку получатель владеет основной информацией, и, следовательно, нет необходимости в том, чтобы приводить основные сведения.
При составлении бизнес-плана для внешнего пользования преследуют обычно три главные цели:
1. привлечение инвестиций;
2. оценка бизнеса с целью продажи или покупки;
3. желание найти или сохранить делового партнера либо заключить стратегический союз с другой компанией.
Бизнес-план является постоянным документом, который систематически обновляется: в него вносятся изменения, связанные с переменами, происходящими внутри фирмы; с изменениями на рынке, где действует фирма; или в экономике в целом.
1.2. Этапы разработки бизнес-плана
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующего предприятия проходит несколько этапов.
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
─ производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
─ социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;
─ конкурент другим товаропроизводителям;
─ социальная единица, учитывающая интересы всего обществ;
─ часть рыночной многоукладной экономики.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет следующие 5 функций:
1. инициативы – сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
2. критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
3. инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
4. координации – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
5. контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.
На третьем этапе устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредите. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана не существует. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса: характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и стратегия поведения фирмы на конкретных рыночных сегментах; определяется организационная и производственная структура; формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям; описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования.[3] Может быть рекомендована следующая структура бизнес-плана:
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия.
3. Рынки и конкуренция.
4. Продукция.
5. Сбыт.
6. Производство.
7. Финансы.
8. Инвестиции.
9. Оценка рисков.
10. Дополнительная информация.
Но в любом случае надо хорошо структурировать план – весь материал разделить на главы и подразделы, четко выделить основные положения, проиллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы.
Последний, пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ООО «SPACE TRAVEL»
2.1. Резюме
Туроператор ООО «Space Travel» занимается организацией туристских поездок любой степени сложности с обширным выбором дополнительных услуг.
Целями разработки данного бизнес-плана являются:
1. представление нового маршрута европейских круизных программ компании «Space Travel», получившего название «Европейская прогулка», в состав которого входит пребывание в таких странах как Австрия, Германия, Нидерланды;
2. привлечение недостающих средств для финансирования этого проекта в данном виде деятельности.
Стоит обратить внимание на тот факт, что все речные круизы – это фрахт всего теплохода компанией «Space Travel». Все туристы на борту русскоязычные или из стран СНГ, язык общения на теплоходе – русский. Экскурсионные и развлекательные программы, познавательные лекции и навигационная информация, программы дня и меню в барах-ресторанах – все на русском языке. Круиз проходит без утомительных автобусных переездов.
Путешествие на борту речного теплохода всегда имело свои преимущества перед другими видами отдыха – уютная изысканная обстановка, свежий воздух речных долин, калейдоскоп новых впечатлений, отсутствие суеты, связанной с переездом из гостиницы в гостиницу, возможность увидеть Европу изнутри.
Новые туры и услуги в сочетании с рынком спроса позволят компании расширить свой рынок и достичь замечательных показателей в развитии турфирмы.
Информация о работе Разработка бизнес-плана турфирмы «Space Travel