Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
Целями данной работы является:
- разработка, оценка и выбор лучших и более экономичных сортов зерна;
- увеличение объёмов производства зерновых культур и повышение их эффективности;
- оценка состояния конкурентоспособности и пути ее повышения
Для реализации поставленных целей в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы экономической эффективности производства, факторы её роста, в том числе их особенности на производстве зерна;
- провести анализ показателей роста объёмов и эффективности производства зерновых;
- выявить экономический эффект от минимизации издержек производства;
- проанализировать экономическую эффективность производства и реализации зерна;
- оценка конкурентной среды.
Введение…………………………………………………………………..…........3
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкуренто -
способности…………………………………..……………………………….5
1.1. Понятие, сущность экономической эффективности и конкурен -
тоспособности. Факторы, их определяющие…………………….....5
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства
зерна на современном этапе……….………………………….…….12
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции в зерновом
производстве………………………………………………………………..17
2.1. Организационно - экономические параметры ООО «КХ Таловское».
………………………………………………………………..............17
2.2. Оценка финансового состояния ООО «КХ Таловское»…….……...26
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности зернового
производства в ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………30
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособно -
сти зернового производства………………………………...…………….38
3.1. Снижение ресурсоемкости в зерновом производстве ООО
«КХ Таловское»……………………………………………………… …...38
3.2. Обоснование производственно - технологических параметров конкурентоспособности в зерновом производстве ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………..…42
3.3. Перспективная экономическая эффективность производства и
реализации в зерновом производстве ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………………43
3.4. Оценка конкурентной среды ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………46
Выводы и предложения……………………………….…………………..49
Список использованной литературы……………………………………..52
Приложения………………………………………………………………..54
Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.
Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:
1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;
2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико - экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;
3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:
а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;
б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы[13, с. 231].
Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.
Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Из определения конкуренции следует, что покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов - производитель, сумевший снизить удельные издержки производства и обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:
- развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;
- развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;
- исключения условий для монополизации запасов и завышения цен посредническими организациями;
- проведения протекционистской государственной политики в области продукции отечественных товаропроизводителей - установления таможенных ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции, аналоги которой производятся на территории России.
На основании изложенных данных можно сделать вывод, что понятия эффективности производства и конкурентоспособности по-разному характеризуют товар, хотя между ними существует определенная взаимосвязь. Главным отличием этих показателей является то, что первое характеризует процесс производства, уровень его развития и экономичности, а второе относится непосредственно к изготовляемому товару и его свойствам. На мой взгляд, между этими показателями наблюдается прямо пропорциональная зависимость, то есть чем выше экономическая эффективность производства товара, тем он более конкурентоспособен. [8, с. 236; 7, с. 103; 10, с.198; 11, с. 85; 15, с. 300;]
Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические (или статичные), коммерческие (динамичные), нормативно-правовые факторы [12, с.151].
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско - дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. [1, с. 201]
Зерновое производство исторически является
основой устойчивого функционирования
национального агропродовольственного
сектора, носит системообразующий характер
для других отраслей экономики страны,
определяет уровень продовольственной
безопасности населения и служит своеобразным
индикатором экономического благополучия
государства.
Последние
десять лет идет устойчивый процесс восстановления
национального агропромышленного производства.
Благодаря последовательной государственной
аграрной политике, активной бюджетной
поддержке развития аграрного сектора
активизировались процессы привлечения
в сельское хозяйство частных инвестиций.
Позитивное влияние на эти процессы оказало
осуществление приоритетного национального
проекта «Развитие агропромышленного
комплекса», реализация Государственной
программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 годы, система антикризисных мер,
которые формируют предпосылки создания
«инвестиционной платформы» развития
производства и дальнейшего устойчивого
развития аграрной сферы.
Россия демонстрирует
устойчивый рост посевных площадей и объемов
производства зерна, снижается зависимость
производства от природно-климатических
условий. Отмечается явная тенденция к
увеличению урожайности зерновых культур,
что указывает на происходящие глубокие
процессы перехода на новые технологии
производства и управления в сельском
хозяйстве. Российская Федерация из крупнейшего
в прошлом импортера за последние годы
стала одним из ведущих экспортеров зерна,
и во многом благодаря поставкам российской
пшеницы в ряде стран была обеспечена
продовольственная стабильность, и снята
острота продовольственного кризиса.
Наша страна, обладая
значительным потенциалом для роста посевных
площадей и существенными водными ресурсами,
способна в кратчайшие сроки нарастить
объемы производства и экспорта зерна
до 120-125 и 30-40 млн. тонн в год соответственно.
Вместе с тем потенциал отечественного
зернового производства реализован далеко
не полностью - нынешняя доля России в
мировом производстве зерна составляет
около 5%, при этом на ее долю приходится
9% текущих посевов, в то время как ресурс
России по посевным площадям оценивается
не менее чем в 14%. Перспективы использования
этого потенциала определяются конкурентоспособностью
зерна и продуктов его переработки. Повышение
внутренней и внешней конкурентоспособности
требует снижения издержек (по всей цепочке
от производства до реализации) и повышения
качества продукции агропродовольственного
комплекса при поддержании уровня рентабельности,
обеспечивающем инвестиции для расширенного
производства. Необходимо признать,
что длительное время отрасль характеризовалась
низкими темпами структурно-технологической
модернизации и обновления основных производственных
фондов, особенно в сфере хранения и переработки
зерна. Нарастает дефицит квалифицированных
кадров, способных эффективно внедрять
новые технологические решения.
В результате
широкого использования упрощенных технологий
возделывания почвы, пассивности в сфере
внедрения инновационных технологий производства,
переработки и использования зерновых
ресурсов, несбалансированной структуры
посевных площадей сохраняется существенный
разрыв в урожайности по сравнению
со странами с развитым аграрным сектором,
далеко не всегда обеспечивается высокое
качество производимого зерна, что не
позволяет получать зернопроизводителям
дополнительную премию за качество и
повысить уровень своих доходов.
Дополнительным
фактором, сдерживающим расширение производства
зерна, является недостаточно эффективное
государственное регулирование, в частности,
сложившаяся уравнительная система
доступа сельхозпроизводителей к средствам
бюджетной поддержки, которая не увязана
с требованиями расширения посевных
площадей и роста урожайности. Несмотря
на заявляемые цели повышения конкурентоспособности
продукции сельского хозяйства, существующие
механизмы не ориентированы на стимулирование
снижения издержек производства. Значительная
часть организаций АПК по существу лишена
возможности доступа к кредитным ресурсам.
Недостаточные масштабы страхования
посевов лишают дохода сельхозпроизводителей
при возникновении неблагоприятных погодных
условий.
Важнейшим фактором
стимулирования зернового производства
является высокая ликвидность произведенной
продукции и поддержание цен на уровне,
обеспечивающем ведение расширенного
воспроизводства зерна. Государство уже
активно использует один из возможных
способов регулирования зернового рынка
- закупочные и товарные зерновые интервенции.
Интервенции доказали, что являются мощным,
но в нынешнем виде недостаточно эффективным
и высокозатратным инструментом регулирования
рынка. Это требует перехода к комплексной
системе регулирования внутреннего рынка,
предусматривающей использование более
гибких и оперативных механизмов воздействия
на рынок.
Другим барьером
на рынке сегодня стала неразвитость рыночной
инфраструктуры, затрудняющей сбыт производимой
продукции как на внутреннем, так и на
внешнем рынках. Остро стоят вопросы технического
состояния и наличия мощностей для хранения
зерна, несоответствия потребностям роста
рыночного оборота зерна уровня развития
транспортной инфраструктуры (наличие
и техническое состояние вагонов зерновозов,
подъездных путей, мощности речных портов
и речного транспорта, припортовых элеваторов
и др.).
Важнейшим фактором
развития рынка зерна в последние годы
стал его экспорт. Вместе с тем экспорт
сталкивается с рядом инфраструктурных
ограничений, например, отсутствие перевалочных
мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает
доступ на рынок Азиатско - Тихоокеанского
региона, усиление административных и
технических барьеров не только со стороны
стран импортеров, но и со стороны национальных
надзорных органов, чрезвычайно высокий
уровнь трансакционных издержек, что является
следствием неразвитости конкурентной
среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам.
В целом можно
выделить следующие факторы, ограничивающие
рост производства зерна:
- нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста произ водства зерна;
- несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и меняющейся институциональной структуре производства;
- низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и разработку новых технологий, адаптированных к условиям глобального изменения климата;
- отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки;
- «пожарные» меры в борьбе с диспаритетом цен;
- инфраструктурные ограничения, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки, ведущие к нарастанию транспортной изолированности региональных рынков;
- недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки;
- сохраняющиеся административные и технические барьеры.
Таким образом, системная проблема зернового
рынка состоит в том, что при сохранении
сложившегося уровня конкурентоспособности
отечественного зерна и продуктов его
переработки возможности развития зерновой
отрасли будут недостаточны для полного
использования агроклиматического потенциала
страны, устойчивого воспроизводства
материально-технического, кадрового
и природно-экологического потенциала
сельского хозяйства.
Следовательно,
аграрная политика, деятельность бизнес
- сообщества должны быть направлены на
преодоление этих тенденций и формирование
развитых агропродовольственных рынков,
развитие эффективного устойчивого агропромышленного
производства, повышение уровня продовольственной
безопасности. Роль государства в решении
данной системной проблемы определяется
объективной необходимостью дальнейшего
развития рыночной, производственной
и социальной инфраструктуры, смягчения
негативных социально-экономических последствий
текущего функционирования «незрелых»
рынков, а также рационализации и оптимизации
режимов природопользования. Государство
должно обеспечить:
- формирование эффективной конкурентной среды;
- поддержание конъюнктуры зернового рынка, обеспечивающей устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;
- благоприятные условия доступа всех субъектов зернового бизнеса на рынки финансовых, материально- технических, трудовых, инновационных ресурсов.
Решение этих задач невозможно без постоянного и конструктивного диалога между властью и агробизнесом в лице Российского Зернового Союза, который представляет все группы участников зернового бизнеса и, в первую очередь, производителей зерна. В этой ситуации миссией Российского Зернового Союза является: развитие и обеспечение стимулов для эффективного производства конкурентоспособных зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, формирование благоприятной экономической среды и развитие конкуренции, повышение прозрачности и прогнозируемости рынка зерна и продуктов его переработки, обеспечение продовольственной безопасности страны и усиление позиций России на мировом агропродовольственном рынке. [6, с. 34].
Предприятие
ООО «КХ Таловское » было образованно
20.09.1993 году и расположено в северной
части Еланского района. Организационная
форма- Общество с ограниченной ответственностью
"Крестьянское хозяйство Таловское"
который занимается производством и реализацией
сельскохозяйственной продукции.[3,с35]
Климат резко-континентальный. Средняя
температура наиболее холодного месяца
Января - 14°С мороза, температура самого
теплого месяца Июля - 26°С тепла. Среднегодовая
температура 6 С.
Безморозный период длится 235 дней, с температурой
выше 5°С.
По совокупности агроклиматических показателей
(сумма активных температур выше 10°С, средние
из абсолютных годовых минусов температуры
почвы и воздуха).
Почвенный покров представлен черноземными
почвами различного механического состава,
которые объединены в одну агропроизводственную
группу, пригодную под многолетние насаждения
при условии орошения.
Естественная растительность представлена
белопольной житняковой ассоциацией.
Сорная растительность представлена:
осотом рябовым и желтым, синеголовником,
щирицей, свинороем, полевым вьюнком и
другой растительностью.
Местонахождение ООО «КХ Таловское» –
403706, Волгоградская область, Еланский
район, п Таловка, ул Центральная,10.
Хозяйство является юридическим лицом
по действующему законодательству РФ,
имеет самостоятельный баланс, круглую
печать, содержащую его полное фирменное
наименование на русском языке и указание
о месте его нахождения, расчётные, валютный
и другие банковские счета, а также штампы,
бланки со своим наименованием, собственную
эмблему, зарегистрированный в установленном
порядке товарный знак и другие средства
визуальной идентификации.
Для выполнения необходимы функций в хозяйстве
создан аппарат управления, включающий
три категории работников: руководители,
специалисты и технические исполнители.
На основе состава и объема работ установлена
численность работников по каждой функции
управления, определена структура управления,
разработаны положения о структурных
подразделениях, должностные инструкции
и другие регламентирующие акты.
Под структурой управления понимают состав,
расстановку и порядок подчиненности
органов, служб и отдельных работников,
осуществляющих управленческие функции.
Конкретно они закреплены в схемах управления,
штатном расписании, положениях о структурных
подразделениях и в должностных инструкциях.
Схема структуры управления наглядно
отражает состав, подчиненность структурных
подразделений и каждого работника, ступенчатость,
уровень централизации функций управления
и т.д. В штатном расписании фиксируется
численность и профессиональный состав
работников каждого органа управления,
указывается их должностной оклад и общий
фонд заработной платы.
Решающее влияние на построение аппарата
управления оказывает организационно-