Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности в зерновом производстве в ООО «КХ Таловское» Еланского района, Волго

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является:
- разработка, оценка и выбор лучших и более экономичных сортов зерна;
- увеличение объёмов производства зерновых культур и повышение их эффективности;
- оценка состояния конкурентоспособности и пути ее повышения
Для реализации поставленных целей в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы экономической эффективности производства, факторы её роста, в том числе их особенности на производстве зерна;
- провести анализ показателей роста объёмов и эффективности производства зерновых;
- выявить экономический эффект от минимизации издержек производства;
- проанализировать экономическую эффективность производства и реализации зерна;
- оценка конкурентной среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…........3
1. Теоретические основы экономической эффективности и конкуренто -
способности…………………………………..……………………………….5
1.1. Понятие, сущность экономической эффективности и конкурен -
тоспособности. Факторы, их определяющие…………………….....5
1.2. Проблемы формирования конкурентоспособного производства
зерна на современном этапе……….………………………….…….12
2. Экономическая эффективность и конкурентные позиции в зерновом
производстве………………………………………………………………..17
2.1. Организационно - экономические параметры ООО «КХ Таловское».
………………………………………………………………..............17
2.2. Оценка финансового состояния ООО «КХ Таловское»…….……...26
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности зернового
производства в ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………30
3. Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособно -
сти зернового производства………………………………...…………….38
3.1. Снижение ресурсоемкости в зерновом производстве ООО
«КХ Таловское»……………………………………………………… …...38
3.2. Обоснование производственно - технологических параметров конкурентоспособности в зерновом производстве ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………..…42
3.3. Перспективная экономическая эффективность производства и
реализации в зерновом производстве ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………………43
3.4. Оценка конкурентной среды ООО «КХ Таловское»…………………………………………………………………46
Выводы и предложения……………………………….…………………..49
Список использованной литературы……………………………………..52
Приложения………………………………………………………………..54

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Экономика предприятия.docx

— 163.96 Кб (Скачать)

   Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.

   Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико - экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;

3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы[13, с. 231].

          Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

          Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

          Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

          Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

          Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

          Из определения конкуренции следует, что покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов - производитель, сумевший снизить удельные издержки производства и обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

         Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:

          -  развития многоукладной экономики, различных форм собственности и    организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;

          -  развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;

          -  исключения условий для монополизации запасов и завышения цен посредническими организациями;

          - ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);

         -  проведения протекционистской государственной политики в области продукции отечественных товаропроизводителей - установления таможенных ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции, аналоги которой производятся на территории России.

        На основании изложенных данных можно сделать вывод, что понятия эффективности производства и конкурентоспособности по-разному характеризуют товар, хотя между ними существует определенная взаимосвязь. Главным отличием этих показателей является то, что первое характеризует процесс производства, уровень его развития и экономичности, а второе относится непосредственно к изготовляемому товару и его свойствам. На мой взгляд, между этими показателями наблюдается прямо пропорциональная зависимость, то есть чем выше экономическая эффективность производства товара, тем он более конкурентоспособен. [8, с. 236; 7, с. 103; 10, с.198; 11, с. 85; 15, с. 300;]

         Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические (или статичные), коммерческие (динамичные), нормативно-правовые факторы [12, с.151].

          Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

         Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско - дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

          Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. [1, с. 201]

    1. Проблемы формирования конкурентоспособного производства зерна на современном этапе

 

          Зерновое производство исторически является основой устойчивого функционирования национального агропродовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной безопасности населения и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства. 
         Последние десять лет идет устойчивый процесс восстановления национального агропромышленного производства. Благодаря последовательной государственной аграрной политике, активной бюджетной поддержке развития аграрного сектора активизировались процессы привлечения в сельское хозяйство частных инвестиций. Позитивное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, система антикризисных мер, которые формируют предпосылки создания «инвестиционной платформы» развития производства и дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы.  
        Россия демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, снижается зависимость производства от природно-климатических условий. Отмечается явная тенденция к увеличению урожайности зерновых культур, что указывает на происходящие глубокие процессы перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве. Российская Федерация из крупнейшего в прошлом импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность, и снята острота продовольственного кризиса. 
        Наша страна, обладая значительным потенциалом для роста посевных площадей и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна до 120-125 и 30-40 млн. тонн в год соответственно. Вместе с тем потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью - нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, при этом на ее долю приходится 9% текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%. Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающем инвестиции для расширенного производства.  Необходимо признать, что длительное время отрасль характеризовалась низкими темпами структурно-технологической модернизации и обновления основных производственных фондов, особенно в сфере хранения и переработки зерна. Нарастает дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно внедрять новые технологические решения. 
        В результате широкого использования упрощенных технологий возделывания почвы, пассивности в сфере внедрения инновационных технологий производства, переработки и использования зерновых ресурсов, несбалансированной структуры посевных площадей сохраняется существенный разрыв в урожайности по сравнению со странами с развитым аграрным сектором, далеко не всегда обеспечивается высокое качество производимого зерна, что не позволяет получать зернопроизводителям дополнительную премию за качество и повысить уровень своих доходов.  
         Дополнительным фактором, сдерживающим расширение производства зерна, является недостаточно эффективное государственное регулирование, в частности, сложившаяся уравнительная система доступа сельхозпроизводителей к средствам бюджетной поддержки, которая не увязана с требованиями расширения посевных площадей и роста урожайности. Несмотря на заявляемые цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, существующие механизмы не ориентированы на стимулирование снижения издержек производства. Значительная часть организаций АПК по существу лишена возможности доступа к кредитным ресурсам. Недостаточные масштабы страхования посевов лишают дохода сельхозпроизводителей при возникновении неблагоприятных погодных условий.  
         Важнейшим фактором стимулирования зернового производства является высокая ликвидность произведенной продукции и поддержание цен на уровне, обеспечивающем ведение расширенного воспроизводства зерна. Государство уже активно использует один из возможных способов регулирования зернового рынка - закупочные и товарные зерновые интервенции. Интервенции доказали, что являются мощным, но в нынешнем виде недостаточно эффективным и высокозатратным инструментом регулирования рынка. Это требует перехода к комплексной системе регулирования внутреннего рынка, предусматривающей использование более гибких и оперативных механизмов воздействия на рынок. 
         Другим барьером на рынке сегодня стала неразвитость рыночной инфраструктуры, затрудняющей сбыт производимой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Остро стоят вопросы технического состояния и наличия мощностей для хранения зерна, несоответствия потребностям роста рыночного оборота зерна уровня развития транспортной инфраструктуры (наличие и техническое состояние вагонов зерновозов, подъездных путей, мощности речных портов и речного транспорта, припортовых элеваторов и др.). 
        Важнейшим фактором развития рынка зерна в последние годы стал его экспорт. Вместе с тем экспорт сталкивается с рядом инфраструктурных ограничений, например, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ на рынок Азиатско - Тихоокеанского региона, усиление административных и технических барьеров не только со стороны стран импортеров, но и со стороны национальных надзорных органов, чрезвычайно высокий уровнь трансакционных издержек, что является следствием неразвитости конкурентной среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам.  
        В целом можно выделить следующие факторы, ограничивающие рост производства зерна:

        - нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста произ        водства зерна;

        - несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и меняющейся институциональной структуре производства;

        - низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и разработку новых технологий, адаптированных к условиям глобального изменения климата;

       - отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки;

      - «пожарные» меры в борьбе с диспаритетом цен;

       - инфраструктурные ограничения, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки, ведущие к нарастанию транспортной изолированности региональных рынков;

       - недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки;

       - сохраняющиеся административные и технические барьеры.

        Таким образом, системная проблема зернового рынка состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки возможности развития зерновой отрасли будут недостаточны для полного использования агроклиматического потенциала страны, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства. 
         Следовательно, аграрная политика, деятельность бизнес - сообщества должны быть направлены на преодоление этих тенденций и формирование развитых агропродовольственных рынков, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня продовольственной безопасности. Роль государства в решении данной системной проблемы определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также рационализации и оптимизации режимов природопользования. Государство должно обеспечить:

        - формирование эффективной конкурентной среды;

         - поддержание конъюнктуры зернового рынка, обеспечивающей устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;

       - благоприятные условия доступа всех субъектов зернового бизнеса на рынки финансовых, материально- технических, трудовых, инновационных ресурсов.

          Решение этих задач невозможно без постоянного и конструктивного диалога между властью и агробизнесом в лице Российского Зернового Союза, который представляет все группы участников зернового бизнеса и, в первую очередь, производителей зерна. В этой ситуации миссией Российского Зернового Союза является: развитие и обеспечение стимулов для эффективного производства конкурентоспособных зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, формирование благоприятной экономической среды и развитие конкуренции, повышение прозрачности и прогнозируемости рынка зерна и продуктов его переработки, обеспечение продовольственной безопасности страны и усиление позиций России на мировом агропродовольственном рынке. [6, с. 34].

 

 

 

 

  1. Экономическая эффективность и конкурентные позиции зернового производства

 

    1. Организационно-экономические параметры ООО «КХ Таловское»

Предприятие ООО «КХ Таловское » было образованно 20.09.1993 году и расположено в северной части Еланского района. Организационная форма- Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Таловское" который занимается производством и реализацией сельскохозяйственной продукции.[3,с35]           
Климат резко-континентальный. Средняя температура наиболее холодного месяца Января - 14°С мороза, температура самого теплого месяца Июля - 26°С тепла. Среднегодовая температура 6 С. 
Безморозный период длится 235 дней, с температурой выше 5°С. 
По совокупности агроклиматических показателей (сумма активных температур выше 10°С, средние из абсолютных годовых минусов температуры почвы и воздуха).  
Почвенный покров представлен черноземными почвами различного механического состава, которые объединены в одну агропроизводственную группу, пригодную под многолетние насаждения при условии орошения. 
Естественная растительность представлена белопольной житняковой ассоциацией. 
Сорная растительность представлена: осотом рябовым и желтым, синеголовником, щирицей, свинороем, полевым вьюнком и другой растительностью. 
Местонахождение ООО «КХ Таловское» – 403706, Волгоградская область, Еланский район, п Таловка, ул Центральная,10. 
Хозяйство является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание о месте его нахождения, расчётные, валютный и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. 
Для выполнения необходимы функций в хозяйстве создан аппарат управления, включающий три категории работников: руководители, специалисты и технические исполнители. На основе состава и объема работ установлена численность работников по каждой функции управления, определена структура управления, разработаны положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие регламентирующие акты. 
Под структурой управления понимают состав, расстановку и порядок подчиненности органов, служб и отдельных работников, осуществляющих управленческие функции. Конкретно они закреплены в схемах управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях. Схема структуры управления наглядно отражает состав, подчиненность структурных подразделений и каждого работника, ступенчатость, уровень централизации функций управления и т.д. В штатном расписании фиксируется численность и профессиональный состав работников каждого органа управления, указывается их должностной оклад и общий фонд заработной платы. 
Решающее влияние на построение аппарата управления оказывает организационно-производственная структура. Производственная структура представляет собой количественный состав подразделений и их пропорции в главных, дополнительных и вспомогательных отраслях хозяйства и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства. Элементам производственной структуры предприятия являются отрасль растениеводства, а также отрасли подсобного и вспомогательного производства. Производственная структура непосредственно влияет на состав функциональных служб и численность работников в них. Таким образом, организационная структура, функции и структура управления находятся в диалектическом единстве, они взаимосвязаны и взаимодействуют, в результате чего обеспечивается четкое функционирование всего хозяйственного механизма предприятия.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности в зерновом производстве в ООО «КХ Таловское» Еланского района, Волго