Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теория ценообразования………………………………………………………5
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования………………………..5
1.2 Основные виды и функции цен………………………………………..10
1.3 Механизм образования цен……………………………………………19
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования…………………22
2. Производство и ценообразование в условиях совершенной
конкуренции……………………………………………………………………..25
2.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции…………………25
2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………….27
2.3 Производство в условиях совершенной конкуренции………………32
Заключение………………………………………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2...................................................................................................38
Список использованных источников……………………………………..…39
Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.
Соответственно
максимальная прибыль может быть
получена при таком выпуске продукции,
при котором валовой доход
превышает валовые издержки на максимальную
величину. Если рыночная цена опускается
настолько, что не обеспечивает желаемого
превышения валового над валовыми издержками,
то фирма несёт убытки. Однако фирма
не закроется, и будет осуществлять
производство, если сумма убытка будет
меньше на какую-то величину её совокупных
постоянных издержек. Наконец, если рыночная
цена опустится так низко, что
при всех уровнях производства убытки
будут превышать стоимость
Разница
между предельным доходом и предельными
издержками показывает, как изменяется
прибыль от продажи дополнительной
единицы продукции, т.е. как изменяется
предельная прибыль. Максимизация прибыли
на основе предельного анализа
Учитывая выше определённые валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объём производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли.
Определяя
выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо
учитывать и то, что когда цена
больше, чем средние издержки производства,
которые максимизируют прибыль,
то совершенно конкурентная фирма получает
экономическую прибыль. Получение
экономической прибыли
Выявив основные особенности поведения совершенно конкурентных фирм на краткосрочном временном интервале, можно прейти к анализу их действий на долгосрочном временном интервале.
Долгосрочный
временной интервал предполагает мобильность
всех производственных ресурсов, а
также изменение числа фирм в
отрасли. Новые фирмы будут вступать
в отрасль, если прибыль в данной
отрасли имеет отрицательное
значение, и фирмы получают прибыль
ниже нормальной прибыли, то они покидают
отрасль. Когда же экономическая
прибыль в отрасли равна нулю,
то фирмы получают стимула для
того, что входить в отрасль
или покидать её. Совершенно конкурентная
фирма производят продукцию на долгосрочном
временном интервале только в
том случае, когда цена не опускается
ниже долгосрочных средних издержек.
Соответственно при цене, изначально
меньшей долгосрочных средних издержек,
имеют место убытки и отток
фирм из отрасли. Когда же достигается
равенство цены товара и минимально
возможных в долгосрочном временном
периоде средних издержек производства,
то стимул для новых фирм вступать
в отрасль, а для функционирующих
фирм – увеличивать объём
В завершении следует заметить, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на грани полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.
Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны.
В
конкурентной рыночной системе отсутствуют
мотивы оптимального распределения
доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная
модель не допускает побочных издержек
и выгод или производства общественных
благ. Отрасль с чистой конкуренцией
может мешать применению лучшей производственной
техники и способствовать медленному
темпу технического прогресса. Совершенно
конкурентная система не обеспечивает
ни широкого диапазона выбора продуктов,
ни условий для разработки новых
продуктов.
2.3 Производство в условиях совершенной конкуренции
Рассмотрим производство в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:
Р2 = MR-MC
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.
Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):
Р=МС
Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.
Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.
Экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.
Проблема
равновесия фирмы и отрасли в
длительном периоде иная, чем в
коротком. Положение равновесия достигается
в том случае, если фирма производит
какое-то определенное количество продукции
при минимальных средних
Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.
Если
же минимум средних затрат ниже рыночной
цены, то все фирмы данной отрасли
получают сверхприбыль. Это будет
стимулом для других фирм перейти
в данную отрасль. В результате отраслевое
предложение повысится, а цена упадет.
Заключение
Рынок
совершенной конкуренции
Участники
конкурентного рынка имеют
На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.
На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.
Совершенная
конкуренция предполагает равный доступ
всех фирм к ресурсам, в том числе
и к технологической
Выбор
конкурентной стратегии для фирмы,
работающей на рынке совершенной
конкуренции (или близком к нему)
должен проводиться с учётом основных
характеристик этого рынка, выбирая
в основном из двух видов конкуренции
- ценовой и неценовой.
Приложение
1
Рис.2 Установление
цены на товар3
Приложение 2
Выручка
Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции