Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теория ценообразования………………………………………………………5
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования………………………..5
1.2 Основные виды и функции цен………………………………………..10
1.3 Механизм образования цен……………………………………………19
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования…………………22
2. Производство и ценообразование в условиях совершенной
конкуренции……………………………………………………………………..25
2.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции…………………25
2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………….27
2.3 Производство в условиях совершенной конкуренции………………32
Заключение………………………………………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2...................................................................................................38
Список использованных источников……………………………………..…39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.04 Кб (Скачать)

    4.Для  региональных филиалов добавляется  еще один фактор – необходимость  увеличения цены, по сравнению  с метрополией, по причине появления  дополнительных издержек.

    Все это вместе делает ценообразование  «издержки + наценки» достаточно гибким для реального рынка. Но стоит  отметить, что на процесс ценообразования влияют очень много факторов.

    1.4 Факторы, влияющие  на процесс ценообразования.

    Ценообразование процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее  на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное  ценообразование – формирование цен государственными органами. При  этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

    Прежде  чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень  государственного регулирования, уровень  и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных  торговцев, которые продают товар  конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется  формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические  критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской  стоимости товара. Критерии эти разделяются  на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его  руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно отнести:

  • рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товара производителя выше);
  • специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальное качество, тем цена выше);
  • особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
  • рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
  • специфику жизненного цикла продукции;
  • мобильность производственного процесса;
  • длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
  • организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;
  • объем рынка;
  • имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    К внешним критериям обычно относят  следующее:

  • политическая стабильность страны – производителя и государств, где происходит, сбыт продукции фирмы;
  • отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных финансовых);
  • характер регулирования экономики государством;
  • уровень и динамика инфляции;
  • объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;
  • наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

    Чего  хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенные подходы  в данной сфере таковы:

  • получить в полной мере запланированную прибыль;
  • увеличить объем продаж;
  • завоевать более солидную долю рынка;
  • попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;
  • ослабить конкурентов;
  • сформировать определенный имидж товара.

    Естественное  взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном  рынке. В теоретическом плане  равновесная рыночная цена формируется  при таком соотношении спроса и предложения, при котором количество товаров, которое покупатели желают приобрести, эквивалентно их объему, который  производители предлагают рынку. В  реальности это равновесие постоянно  нарушается, а это приводит в движение инструменты, способные вернуть  равновесие. Уравновешивающую функцию  между спросом и предложением выполняет цена, которая стимулирует  рост предложения при дефиците товаров  и разгружает рынок от излишков, ограничивая предложение.

    Характеристика  зависимости цены и спроса может  обозначаться следующим:

  1. спрос эластичный (при незначительных повышениях цены объем продаж возрастает в значительно больших размерах);
  2. спрос стабилен, когда имеет место равенство между изменением цены и объема продаж;
  3. спрос неэластичен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).

    Нижнюю  границу цены определяют издержки производства и обращения. Это так называемая цена выживаемости. Продавать ниже издержек на мировом рынке запрещено. Такие цены считаются демпинговыми (бросовыми). Для борьбы с ними применяются  специальные пошлины. Верхнюю границу  цены определяет спрос. Среднюю цену образует цена конкурента, складывающаяся как равнодействующая спроса и предложения. Однако учет спроса и предложения  в ценообразовании весьма трудоемок, так как связан с частыми корректировками  цен. Поэтому чаще всего цену привязывают  к издержкам плюс средняя прибыль.

    Цена  является объектом энергичной конкуренции. Конкуренция – состязательность предприятий или любых других  хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них воздействовать на общие условия  обращения товаров на данном рынке, и стимулирует производство тех  товаров, которые требуются потребителю.

    Именно  эта состязательность подталкивает предприятия и другие хозяйствующие  субъекты сокращать тем или иным способом издержки, повышать объём  производства необходимой продукции, выигрывая в конкурентной борьбе. Правила и методы ценообразования  в условиях конкуренции разберём ниже. 
 

2. Производство и  ценообразование  в условиях совершенной

конкуренции

2.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции

     Рынок совершенной конкуренции характеризуется  следующими чертами:

     Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.

     Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет  к сокращению спроса на его продукцию  до нуля. Таким образом, разница в  ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

     Количество  экономических субъектов на рынке  неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

     Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

     Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

     Данные  характеристики являются настолько  строгими, что практически нет  реальных рынков, которые полностью  бы им удовлетворяли.

     Тем не менее, модель совершенной конкуренции:

- позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;

- проясняет условия максимизации прибыли;

- является стандартом для оценки эффективности реальной экономики. 

    2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

    Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:

       1.На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.

        2.Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.

        3.Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

    Если  фирма действует в условиях совершенной  конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно  проданная единица товара будет  добавлять к суммарной выручке  фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой системе равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объём продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис. Рыночный спрос представлен также на рис:

                                      

       Р                                                                   P            S

                                                                                               

           Po                                   D                           Po                                      

                                                                                                      D

                                                         Q                                                                Q

                              а                                                                  б 

Рис.1 Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы (а) и рынка (б).

    Основная  проблема совершенно конкурентной фирмы  – поиск объема выпуска, который  максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на её продукцию является абсолютно эластичным.

    Прибыль здесь определяется разницей между  валовым доходом и совокупными  издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём  умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма  может продать. Доход от единицы  продукции представляет собой средний доход.  Дополнительный же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным.

    Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения  относительно изменений объёма производства. Не является исключением в этом плане  и совершенно конкурентная фирма.

    На  краткосрочном временном интервале  совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для  того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два  пути. Первый состоит в том, что  фирма сравнивает получаемый ею валовой  доход и валовые издержки. Второй же предполагает сравнение предельного  дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и  валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном  периоде, то сопоставление предельного  дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности.

Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции