Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теория ценообразования………………………………………………………5
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования………………………..5
1.2 Основные виды и функции цен………………………………………..10
1.3 Механизм образования цен……………………………………………19
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования…………………22
2. Производство и ценообразование в условиях совершенной
конкуренции……………………………………………………………………..25
2.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции…………………25
2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………….27
2.3 Производство в условиях совершенной конкуренции………………32
Заключение………………………………………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2...................................................................................................38
Список использованных источников……………………………………..…39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.04 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теория ценообразования………………………………………………………5

      1.1 Теоретическое обоснование ценообразования………………………..5

      1.2 Основные виды и функции цен………………………………………..10

      1.3 Механизм образования цен……………………………………………19

      1.4 Факторы, влияющие на процесс  ценообразования…………………22

2. Производство и ценообразование в условиях совершенной

конкуренции……………………………………………………………………..25

      2.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции…………………25

      2.2 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………….27

      2.3 Производство в условиях совершенной конкуренции………………32

Заключение………………………………………………………………………35

Приложение 1…………………………………………………………………….37

Приложение 2...................................................................................................38

Список  использованных источников……………………………………..…39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     На  любом рынке любой его субъект  действует в соответствии с правилами  этого рынка. Они в свою очередь  зависят от таких факторов, как  количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого  из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

     Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) - это тип структуры рынка, обусловленный  количеством независимо действующих  на нём экономических агентов. К  наиболее важным критериям выделения  разных видов конкуренции относят:

     1) степень концентрации продавцов  (покупателей) в отрасли; 

     2) степень дифференциации продукта;

     3) степень лёгкости (трудности) вхождения  новых производителей в отрасль; 

     4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

     Различают два основных вида конкуренции - совершенную  и несовершенную. Совершенная конкуренция  укрупнено представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь  рынок несовершенной конкуренции  включает несколько вариантов, при  которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при  монополии существует лишь один крупный  производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, при  чём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при  олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые  часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

   Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает  на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

    Суть  рыночных отношений - производители  и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды  и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость  товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с  его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

      Цена - один из критериев, определяющих  покупательские восприятия. Она  влияет на решение о покупке  товаров, оказывает влияние на  прибыль торгового предприятия  и находится в тесном взаимодействии  с факторами рынка. Цена в  условиях рынка выступает как  действительное средство в конкурентной  борьбе за покупателей, предопределяет  объемы производства и продажи  товаров, влияет на поведение  покупателей и их платежеспособности.

      В условиях рыночных отношений  ценообразование играет особую  роль. Торговые предприятия, переходя  на рыночное ценообразование,  нередко формируют ошибочную  ценовую политику, пытаясь продать  товар как можно дороже. При  этом многие цены назначают  без учета требований рынка  и недостаточно структурируют  их по отдельным видам товаров  и сегментам рынка. Вопросы  ценообразования иногда решаются  при отсутствии необходимых знаний  и основополагающих предпосылок. 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория  ценообразования
    1. Теоретическое обоснование ценообразования

    При обосновании «свободы» рынка  и либерализма в ценообразовании  нередко используются аргументы, связанные  с реализацией «полезностной» концепции  цены. Акцент делается на том, что возможности  маневра в изменении цен являются  очень широкими, поскольку так  же широки возможности изменения  потребительских свойств продукции. Но и стоимостная концепция цены не исключает широкой дифференциации цен: при производстве продукции  из ограниченных и не воспроизводимых  ресурсов «полезностная» концепция  цены, обслуживая интересы монополистов пользования ограниченными ресурсами, исходит опять – таки не из затрат воспроизводства, а из редкости или  ограниченности таких ресурсов и  предполагает абстрагирование от затрат их производства и воспроизводства. Важно то, что названная концепция  цены пытается оправдать отрыв ценообразования  от стоимостной основы, делая акценты  лишь на тонкостях учета потребительских  свойств продукции. Эта концепция  цены ставит под сомнение возможность  отражения общественной полезности товара в цене, строящейся на основе теории стоимости.

    В другой концепции ценообразования  – стоимостной – нередко выхолащивается содержательная характеристика двойственной природы товара, и акцент делается только на затратах, причем «общественное  свойство» затрат иногда игнорируется, затраты нередко сводятся к индивидуальным издержкам, и тем самым оправдываются  инфляционная основа динамики цен, их отрыв от условий технологического потребления ресурсов, общественно  необходимых для производства единицы  товара. Сегодня это особенно характерно для цен на энергоресурсы. В отраслях, где они добываются, средняя заработная плата работников в 4–5 раз выше заработной платы в машиностроении, что совершенно не отражает условий воспроизводства  рабочей силы в этих отраслях, а  цены на ресурсы взвинчиваются без  всяких ограничений, по цепной связи  вызывая инфляционный рост цен в  отраслях, потребляющих энергоносители, а затем в отраслях, потребляющих многопредельные ресурсы.

    В товарной организации затраты абстрактного труда полагают общественную полезность его результатов, ибо в противном  случае это был бы бесплодный труд. Поэтому, говоря о стоимости товара, всегда имеют в виду общественную потребительную стоимость каждого  экземпляра товарной массы. В оправдание нередко приводятся аргументы так  называемого стоимостного агностицизма, т.е., непознаваемости стоимости. Дело представляется так, что время, общественно  необходимое для производства и  воспроизводства товара, представляется несводимым к "общему знаменателю" на том основании, что время живого труда и время прошлого труда  измеряется разными мерами: живого – в часах живого труда, ранее  овеществленного – в ценах  потребляемых ресурсов. Правда, недооценивается  тот факт, что, и время живого труда  может быть выражено как часть  издержек на оплату труда – другое дело, что оплата труда не совпадает  со стоимостью, добавляемой живым  трудом. Но существует категория товарного  хозяйства, в которой выражены все  оплачиваемые затраты живого и ранее  овеществленного труда – издержки производства общественные, а в практике ценообразования среднеотраслевые издержки, формируемые на базе учета  динамики производительного потребления  сырья, материалов, топлива, энергии  и других ресурсов и расходов на оплату труда работников соответствующей  квалификации служат базой цен.

    Факт  существования двух концепций ценообразования  некоторые теоретически считают  основанием для попыток «синтезировать»  полезностную и стоимостную концепции  цены и получить, таким образом, третью концепцию. Такое «синтезирование» означало бы признание того, что  полезностная концепция лишена своего основания стоимости, а стоимостная  оторвана от полезности. Практически  оно вредно, поскольку оправдывает  как искусственный отрыв цены от стоимостной основы, так и произвол в определении её «полезностного»  значения.

    Цена, имея объективную основу, не может  быть продуктом искусственного конструирования. Исторически она всегда была результатом  изменения общественных условий  производства и, следовательно, затрат, общественно                                                                                                 необходимых для производства товаров. Цена производства, в частности, отразила рост органического строения капитала и рост фондоёмкости (капиталоёмкости) производства, усложнение условий диверсификации в конкурентной борьбе между товаропроизводителями. В современных условиях  в России динамика цен с неизбежностью  отражает невиданную недогрузку производственных мощностей, но не должна быть произвольной. В действительности произвол в ценообразовании  имеет место и во многом объясняется  политикой «либерализации», которая  одновременно является и политикой  утраты механизмов контроля со стороны  государства в области ценообразования.

    Одинаково опасна практика ценообразования, закладывающая  в основу только полезность или только затраты.

    Напомним, что в товарной организации общественного  хозяйства цена – денежное выражение  стоимости товара. Качественно и  количественно она – форма  стоимости. Эта форма допускает  возможность отрыва цены от стоимости  в условиях инфляции. Но поскольку  законы денежного обращения диктуют  связь выраженной в деньгах товарной массы с количеством денег, необходимых  для обращения, поскольку изменяется только «счетное» выражение стоимости, оно распространяется на всю товарную массу. Но и при этом в основе ценообразования  –динамика затрат, общественно необходимых  для производства товара, в условиях изменившихся цен. Последние определяются господствующими условиями производства основной товарной массы. Потребительная стоимость (полезность) товара не существует в отрыве от стоимости. Это форма  проявления конкретного труда.

    Конкретный  труд – реализация профессиональных способностей человека при использовании  им соответствующих средств и  предметов труда. Конкретный труд обеспечивает технологическую направленность затрат абстрактного труда, определяя тем самым общественную их полезность. Одним словом, расходование энергии мышц, мускулов, мозга человека – это не напрасный труд. Их затраты всегда являются целенаправленными, общественно – полезными. Эффективность конкретного труда выражается в количестве потребительных стоимостей, производимых в единицу времени. Вместе с тем общественная полезность того или иного товара, формируясь конкретным трудом, создаётся затратами абстрактного труда. Качественный аспект затрат интеллектуальных и физических сил человека проявляется в общественной полезности результата процесса труда.

    Общественно необходимые затраты абстрактного труда (стоимость) – мера качественной и количественной общественной полезности товара и основание его равенства  при обмене. Таким качеством и  такой количественной определённостью  не обладает полезность вне товарной её формы.

    Полезность  товара сама по себе не может быть выражена в другом товаре, как и конкретный труд, её создающий, не может быть выражен  посредством конкретного труда, воплощенного в другом товаре. Иными  словами, полезность товара не содержит условий для своего выражения  в полезности другого товара, как  и этот другой товар не содержит полезности первого (товара).

    Другими словами, полезность того или иного  товара не может быть воплощением  всеобщей полезности, как, разумеется, и её мерой, т.е., она не обладает качеством  всеобщего эквивалента.

    Полезность  товара, лишенная свойства всеобщего  эквивалента, не может выполнять  и функцию средства обращения  товаров, в ней отсутствует главное  условие универсальной ликвидности  – быть эталоном полезности всех других товаров. Естественно, она не может  выполнять и функции, посредством  которых деньги реализуют себя как  особый товар.

    Другая  сторона товара – воплощенный  в нём абстрактный труд в единстве живого и прошлого. Именно это единство делает возможным совмещение всей совокупности затрат и их выражение в стоимости  товара, как и её представление  посредством денег в цене.

    Затраты «прошлого» труда, овеществленного  в средствах производства, входят полностью или частями в затраты  на производство товара, и вместе с  тем в процессе производства живым  трудом создаётся новая стоимость. В стоимости товара, как и его  цене, затраты «прошлого» и «живого» труда выступают как затраты  общественно необходимого абстрактного труда, создающего стоимость товара.

Информация о работе Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции