Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа
По мере формирования капиталистического общества появились новые основные социально-экономические классы – предприниматели (капиталисты) и наемные работники. Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты.
Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96,4% работников предприятий, учреждений, организаций. В отраслях экономики республики по состоянию на 1 января 2010 г. заключено 17408 коллективных договоров, действие которых распространяется на 19459 предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,8 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.
Помимо Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические отношения в республике регулируют 6 областных и 1 г. Минска, 52 республиканских тарифных, 73 областных тарифных, 311 районных, городских тарифных и 100 местных соглашений.
Характерной
особенностью принимаемых в последние
годы коллективных договоров, соглашений
является то, что в них больше
стало вноситься
В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.
В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных положений, направленных на защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся. Включены гарантии профсоюзным работникам.
Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений деятельности профсоюзов. В Генеральном соглашении между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.
В 2009 году объем денежных доходов населения составил 87,6 трлн. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличился на 16,3% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,9%.
Денежные доходы в расчете на душу населения в 2009 году составили 755,3 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2008 годом в реальном выражении на 3,1%.
В целом по республике за 2009 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 998,3 тыс. рублей (356,1 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 12,6%, в том числе за декабрь 2009 г. – 1093,0 тыс. рублей (384,3 долл. США), по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на 9%. Прогнозными показателями на 2009 год предусмотрен рост номинальной заработной платы на 31%.
В бюджетной сфере номинальная среднемесячная заработная плата за 2009 год составила 773,0 тыс. рублей (275,8 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 8,3%, в том числе за декабрь 2009 г. – 840,6 тыс. рублей (295,6 долл. США), по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на 1,7%.
Данные о среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2006 – 2009 годы представлены на графике (см. Приложение Б)
Средняя заработная плата в декабре 2009 г. по отдельным отраслям экономики приведена в диаграмме (см. Приложение В)
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в декабре 2009 г. составила 1188,3 тыс. рублей (417,8 долл. США), что на 8,7% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2009 г. средняя заработная плата составила 1480,3 тыс. рублей (520,5 долл. США), или на 35,4% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта средняя заработная плата в декабре 2009 г. составила 1238,2 тыс. рублей (435,4 долл. США), что на 13,3% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2009 г. составила 681,3 тыс. рублей (239,6 долл. США) и была на 37,7% ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2009 г. была в размере 840,8 тыс. рублей (295,6 долл. США). В организациях образования заработная плата работников в декабре 2009 г. была в размере 750,7 тыс. рублей (264,0 долл. США).
Реальная начисленная заработная плата в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 0,4%, в том числе в декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 6,5%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 1%.
Реальная заработная плата работников бюджетной сферы в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 4,2%, в том числе декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 8,7%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 7,6%.
За период 2006 – 2009 годы темп роста реальной заработной платы составил 140,1%.
Динамика роста реальной заработной платы за период 2006 – 2009 годы представлена на графике (см. Приложение Г)
Соотношение
номинальной начисленной
За период 2006–2009 годы минимальная заработная плата выросла с 73,4 до 90,5 долл. США.
Динамика роста минимальной заработной платы за период 2006 – 2009 годы представлена на графике (см. Приложение Д)
Удельный
вес населения с уровнем
Данные об уровне малообеспеченности за период 2006–2009 годы представлена на графике (см. Приложение Е).
В декабре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 429,5 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 449,4 тыс. рублей, по инвалидности – 394,9 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 266,9 тыс. рублей, социальной пенсии – 187,2 тыс. рублей.
Данные
о среднем размере пенсии по возрасту
за период 2006 – 2009 годы приведены на
графике (см. Приложение Ж)
В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реализацией государственной политики в области оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.
Численность граждан, обратившихся в органы по труду занятости и социальной защите за оказанием ГАСП, в 2009 году составила 224,8 тыс. человек. Получателями ГАСП стали 205,9 тыс. человек, общая сумма назначенной помощи составила 40,2 млрд. рублей.
Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 65,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 174,0 тыс. рублей.
Основными
получателями ГАСП являются многодетные
и неполные семьи – 60,3% от общего
числа получателей, в том числе
представители многодетных
Среди получателей ГАСП численность одиноких пенсионеров и инвалидов I и II групп составляет 16,6 тыс. человек или 8%.
Реализуются
государственные программы
По
состоянию на конец 2009 года стипендии
выплачиваются в следующих
Действующая
система стипендиального
Целенаправленная
работа правительства, нанимателей
и профсоюзов в вопросах обеспечения
занятости позволили снизить
уровень безработицы с 1,5% в 2006 году
до 0,9% от экономически активного населения
республики в 2009 году, а численность
безработных зарегистрированных в
службах занятости уменьшилась
до 40,3 тыс. человек.
В
соответствии с обязательствами
включенными в Генеральное
Повышение оплаты за жилье, коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском общественном транспорте и на перевозки в пригородном транспорте осуществляется после опережающего увеличения доходов граждан.
Стоимость проживания семьи из трех человек в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров в декабре 2009 года составила 162 866 рублей (без учета отопления 106 127 рублей). Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь-декабрь 2009 года затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составил в среднем 28,3%, в том числе в отопительный сезон – 27%, в летний – 29,5%.
Удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах средней семьи, состоящей из трех человек и проживающей в двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, составил в декабре 2009 г. с учетом отопления 7,7%, а без учета отопления – 5%.
Цены на потребительские товары и услуги в 2009 году по отношению к 2008 году увеличились в целом на 13%, в том числе на продукты питания – на 14%, непродовольственные товары – на 10,4%, услуги – на 13,9%. [10]
Главная цель деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – защита трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Сегодня трудно себе представить гражданское общество в стране без профсоюзов. ФПБ насчитывает в своих рядах более 4 миллионов человек, или 96% экономически активного населения. Это самое крупное и деятельное общественное объединение, которое представляет и защищает интересы практически всего трудового населения страны и занимает существенное место в ее политической системе.
По состоянию на 1 января 2009 г. в Федерацию профсоюзов входят 28 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединения профсоюзов, 135 районных (городских) координационных советов председателей комитетов (советов) профсоюзов.
Основой
всех членских организаций ФПБ являются
первичные профсоюзные
Защитная функция профсоюзов сегодня определяется следующими направлениями их работы: нормотворческая деятельность; совершенствование системы социального партнерства; коллективно-договорное регулирование трудовых отношений; осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда; оказание правовой помощи трудящимся.
Цель нормотворческой деятельности – инициирование и поддержка принятия законов, отвечающих интересам трудящихся, и недопущение вступления в силу законодательств, ущемляющих их интересы. Интенсивность участия ФПБ в нормотворческом процессе, например, в 2008 году выразилась в 15 рассмотрении 79 проектов нормативных правовых актов (для сравнения: в 2002 году в ФПБ было направлено на согласование всего 9 проектов). Предложения и замечания профсоюзов были учтены при внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь, в проекты нормативных правовых актов, касающихся организации труда и социальной защиты работников.