Профсоюз как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

По мере формирования капиталистического общества появились новые основные социально-экономические классы – предприниматели (капиталисты) и наемные работники. Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

       Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений  охвачено 96,4% работников предприятий, учреждений, организаций. В отраслях экономики республики по состоянию  на 1 января 2010 г. заключено 17408 коллективных договоров, действие которых распространяется на 19459 предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются на 3,8 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

       Помимо  Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и  профсоюзов по инициативе профсоюзов трудовые и социально-экономические  отношения в республике регулируют 6 областных и 1 г. Минска, 52 республиканских  тарифных, 73 областных тарифных, 311 районных, городских тарифных и 100 местных  соглашений.

       Характерной особенностью принимаемых в последние  годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, положений в части материального  стимулирования, защиты трудовых и  социально-экономических прав работников.

       В отличие от предыдущих лет, когда  тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве  своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься  изменения и дополнения. И профсоюзы  этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.

       В рамках социального партнерства  по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей  и профсоюзов, в тарифные и местные  соглашения, а также в коллективные договоры годы включен ряд дополнительных положений, направленных на защиту трудовых, социально-экономических прав и  интересов трудящихся. Включены гарантии профсоюзным работникам.

  • Заработная плата

       Коллективно-договорное регулирование вопросов заработной платы – одно из основных направлений  деятельности профсоюзов. В Генеральном  соглашении между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями  нанимателей и профсоюзов закреплены общие принципы регулирования заработной платы, являющихся основой для местных, тарифных соглашений, коллективных договоров.

       В 2009 году объем денежных доходов населения  составил 87,6 трлн. рублей и по сравнению  с 2008 годом увеличился на 16,3% при  росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских  цен) увеличились на 2,9%.

       Денежные  доходы в расчете на душу населения  в 2009 году составили 755,3 тыс. рублей в  месяц и увеличились по сравнению  с 2008 годом в реальном выражении  на 3,1%.

       В целом по республике за 2009 год номинальная  среднемесячная заработная плата составила 998,3 тыс. рублей (356,1 долл. США) и увеличилась  по сравнению с 2008 годом на 12,6%, в  том числе за декабрь 2009 г. – 1093,0 тыс. рублей (384,3 долл. США), по сравнению  с декабрем 2008 г. увеличилась на 9%. Прогнозными показателями на 2009 год  предусмотрен рост номинальной заработной платы на 31%.

       В бюджетной сфере номинальная  среднемесячная заработная плата за 2009 год составила 773,0 тыс. рублей (275,8 долл. США) и увеличилась по сравнению  с 2008 годом на 8,3%, в том числе  за декабрь 2009 г. – 840,6 тыс. рублей (295,6 долл. США), по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на 1,7%.

       Данные  о среднемесячной заработной плате  работников бюджетной сферы и  в целом по Республике Беларусь за период 2006 – 2009 годы представлены на графике (см. Приложение Б)

       Средняя заработная плата в декабре 2009 г. по отдельным отраслям экономики приведена в диаграмме (см. Приложение В)

       На  промышленных предприятиях средняя  заработная плата в декабре 2009 г. составила 1188,3 тыс. рублей (417,8 долл. США), что на 8,7% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В строительных организациях в декабре 2009 г. средняя  заработная плата составила 1480,3 тыс. рублей (520,5 долл. США), или на 35,4% выше, чем в среднем по республике. В  организациях транспорта средняя заработная плата в декабре 2009 г. составила 1238,2 тыс. рублей (435,4 долл. США), что на 13,3% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в декабре 2009 г. составила 681,3 тыс. рублей (239,6 долл. США) и была на 37,7% ниже, чем в среднем по республике. В организациях здравоохранения заработная плата в декабре 2009 г. была в размере 840,8 тыс. рублей (295,6 долл. США). В организациях образования заработная плата работников в декабре 2009 г. была в размере 750,7 тыс. рублей (264,0 долл. США).

       Реальная  начисленная заработная плата в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась  на 0,4%, в том числе в декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 6,5%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 1%.

       Реальная  заработная плата работников бюджетной  сферы в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 4,2%, в том  числе декабре 2009 г. по сравнению  с ноябрем 2009 г. увеличилась на 8,7%, с декабрем 2008 г. уменьшилась на 7,6%.

       За  период 2006 – 2009 годы темп роста реальной заработной платы составил 140,1%.

       Динамика  роста реальной заработной платы  за период 2006 – 2009 годы представлена на графике (см. Приложение Г)

       Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в декабре 2009 г. составило 259,1% .

       За  период 2006–2009 годы минимальная заработная плата выросла с 73,4 до 90,5 долл. США.

       Динамика  роста минимальной заработной платы  за период 2006 – 2009 годы представлена на графике (см. Приложение Д)

       Удельный  вес населения с уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов ниже бюджета  прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 11,1% в 2006 году до 5,4% в 2009 г.

       Данные  об уровне малообеспеченности за период 2006–2009 годы представлена на графике (см. Приложение Е).

  • Пенсии

       В декабре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости  и социальной защите, составил 429,5 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 449,4 тыс. рублей, по инвалидности – 394,9 тыс. рублей, по случаю потери кормильца  – 266,9 тыс. рублей, социальной пенсии – 187,2 тыс. рублей.

       Данные  о среднем размере пенсии по возрасту за период 2006 – 2009 годы приведены на графике (см. Приложение Ж) 

 

  • Социальные  пособия

       В республике продолжается работа по координации, мониторингу и контролю за реализацией  государственной политики в области  оказания государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) малообеспеченным семьям и одиноким лицам.

       Численность граждан, обратившихся в органы по труду  занятости и социальной защите за оказанием ГАСП, в 2009 году составила 224,8 тыс. человек. Получателями ГАСП стали 205,9 тыс. человек, общая сумма назначенной  помощи составила 40,2 млрд. рублей.

       Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального  пособия составил 65,4 тыс. рублей в  месяц на одного человека, единовременного  – 174,0 тыс. рублей.

       Основными получателями ГАСП являются многодетные  и неполные семьи – 60,3% от общего числа получателей, в том числе  представители многодетных семей  составляют 58,8 тыс. человек (28,5%), неполных семей – 65,4 тыс. человек (31,8%).

       Среди получателей ГАСП численность одиноких пенсионеров и инвалидов I и II групп  составляет 16,6 тыс. человек или 8%.

       Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым  людям, инвалидам, детям. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. пособие по уходу за ребенком в  возрасте до 3-х лет с 1 января 2010 г. выплачивается в размере 100% бюджета  прожиточного минимума.

       По  состоянию на конец 2009 года стипендии  выплачиваются в следующих размерах:

  • учебная (в зависимости от успеваемости): студентам высших учебных заведений – от 97,6 до 156,3 тыс. рублей, учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, – от 82,0 до 131,1 тыс. рублей;
  • социальная: студентам высших учебных заведений – 78,6 тыс. рублей, учащимся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, – 62,9 тыс. рублей.

       Действующая система стипендиального обеспечения  позволяет выплачивать стипендии 90% студентов и учащихся дневной  формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования.

       Целенаправленная  работа правительства, нанимателей  и профсоюзов в вопросах обеспечения  занятости позволили снизить  уровень безработицы с 1,5% в 2006 году до 0,9% от экономически активного населения  республики в 2009 году, а численность  безработных зарегистрированных в  службах занятости уменьшилась  до 40,3 тыс. человек.  

       В соответствии с обязательствами  включенными в Генеральное соглашение в Беларуси сохраняется регулирование  государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания  и услуги медицинского, общеобразовательного характера, отпускаемые населению.

       Повышение оплаты за жилье, коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском  общественном транспорте и на перевозки  в пригородном транспорте осуществляется после опережающего увеличения доходов  граждан.

       Стоимость проживания семьи из трех человек  в двухкомнатной квартире общей  площадью 48 квадратных метров в декабре 2009 года составила 162 866 рублей (без учета  отопления 106 127 рублей). Уровень возмещения средневзвешенными тарифами за январь-декабрь 2009 года затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза  составил в среднем 28,3%, в том числе  в отопительный сезон – 27%, в летний – 29,5%.

       Удельный  вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах средней семьи, состоящей из трех человек и проживающей  в двухкомнатной квартире, при  двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской, составил в декабре 2009 г. с учетом отопления 7,7%, а без учета отопления  – 5%.

       Цены  на потребительские товары и услуги в 2009 году по отношению к 2008 году увеличились  в целом на 13%, в том числе  на продукты питания – на 14%, непродовольственные  товары – на 10,4%, услуги – на 13,9%. [10]

  • Федерация профсоюзов Беларуси

       Главная цель деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – защита трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Сегодня трудно себе представить гражданское общество в стране без профсоюзов. ФПБ насчитывает в своих рядах более 4 миллионов человек, или 96% экономически активного населения. Это самое крупное и деятельное общественное объединение, которое представляет и защищает интересы практически всего трудового населения страны и занимает существенное место в ее политической системе.

       По  состоянию на 1 января 2009 г. в Федерацию  профсоюзов входят 28 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское  объединения профсоюзов, 135 районных (городских) координационных советов  председателей комитетов (советов) профсоюзов.

       Основой всех членских организаций ФПБ являются первичные профсоюзные организации. На 1 января 2009 г. в отраслевых профсоюзах действовали 21 500 первичных профсоюзных  организаций.

       Защитная  функция профсоюзов сегодня определяется следующими направлениями их работы: нормотворческая деятельность; совершенствование системы социального партнерства; коллективно-договорное регулирование трудовых отношений; осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда; оказание правовой помощи трудящимся.

       Цель  нормотворческой деятельности – инициирование и поддержка принятия законов, отвечающих интересам трудящихся, и недопущение вступления в силу законодательств, ущемляющих их интересы. Интенсивность участия ФПБ в нормотворческом процессе, например, в 2008 году выразилась в 15 рассмотрении 79 проектов нормативных правовых актов (для сравнения: в 2002 году в ФПБ было направлено на согласование всего 9 проектов). Предложения и замечания профсоюзов были учтены при внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь, в проекты нормативных правовых актов, касающихся организации труда и социальной защиты работников.

Информация о работе Профсоюз как социальный институт