Проект создания имиджа региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является проект создания имиджа региона, на примере Камчатского края.

Для достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:

изучить понятие, виды, структуру и свойства образа региона
изучить понятия брендинга региона и имиджевой политики региона
проанализировать текущий имидж Камчатского края
определить основные направления имиджевой политики Правительства Камчатского края
на основе полученных данных создать проект улучшения имиджа Камчатского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….................…3

1 ОБРАЗ, ИМИДЖ И БРЕНД РЕГИОНА ……………………....………….…….…..5

1.1 Понятие, виды, структура и свойства образа региона……………..……………….5

1.2 Региональный брендинг…………………………………..………………………......9

1.3 Имиджевая политика региона.………………..…………………………………….11

2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО ИМИДЖА И ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ…………………………...………….…….…...………….....13

2.1 Анализ визуального и событийного имиджа Камчатского края.………… ……...13

2.2 Влияние социально-экономического положения, исторического и культурного наследия на имидж Камчатского края …………………………………….…………...17

2.3 Анализ имиджевой политики правительства Камчатского края………....………20

3 РАЗРАБОТКА ИМИДЖ-МОДЕЛИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ…………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..32

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА КАМЧАТСКОГО КРАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

                                                    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….................…3

1 ОБРАЗ, ИМИДЖ И  БРЕНД РЕГИОНА  ……………………....………….…….…..5

1.1 Понятие,  виды, структура и свойства образа  региона……………..……………….5

1.2 Региональный брендинг…………………………………..………………………......9

1.3 Имиджевая  политика региона.………………..…………………………………….11

2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО  ИМИДЖА И ИМИДЖЕВОЙ  ПОЛИТИКИ КАМЧАТСКОГО  КРАЯ…………………………...………….…….…...………….....13

2.1 Анализ  визуального и событийного имиджа  Камчатского края.………… ……...13

2.2 Влияние  социально-экономического положения,  исторического и культурного  наследия на имидж Камчатского  края …………………………………….…………...17

2.3 Анализ  имиджевой политики правительства Камчатского края………....………20

3 РАЗРАБОТКА ИМИДЖ-МОДЕЛИ  КАМЧАТСКОГО КРАЯ…………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………….30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..32

                         
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ 

     В наше время регионам приходится конкурировать между собой за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять. Межрегиональная конкуренция все жестче, и при этом, в выигрышном положении окажутся те из регионов, кто не только обладает востребованными региональными ресурсами, но и сумеет с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. Позиционирование в рыночном понимании – это воссоздание привлекательного образа продукта, товара или услуги, повышающего его конкурентоспособность. Любой регион, следует рассматривать, как специфический товар, потребителями полезных свойств которого выступают жители, инвесторы, предприниматели, туристы и т.д. Поэтому тема нашего курсового проекта является весьма актуальной в наши дни, особенно для Камчатского края, так как потенциал региона велик, и необходимо занять выгодную позицию в конкурентной борьбе регионов.

     К основным проблемам, связанным с имиджем региона, таким как привлечение инвестиций для экономического, экологического, а так же здорового социального развития региона, присущие не только Камчатскому краю, но и всем регионам Российской Федерации, обращаются многие авторы как российские, так и зарубежные.  Тема курсового проекта является достаточно изученной и широко освещена в научной и учебной литературе. Особо следует выделить работу Шаталова Г.Н., где подробно описываются понятия имиджа, образа, бренда региона. А так же работа Панкрухина А. П. «Маркетинг региона», в которой автор выделяет основные направления маркетинга региона, виды имиджа региона и стратегии повышения привлекательности региона, статьи Кузнецова  А. В. «Формирование и развитие региональных брендов : разработки стратегий развития»и В. Ларинова «Брендинг для региона» и Кутыркиной Л.В. «Бренд-имидж региона: методика и результаты исследований».

     Целью курсового проекта является проект создания имиджа региона, на примере Камчатского края.

     Для достижения поставленной цели был определен  круг следующих задач:

    • изучить понятие, виды, структуру и свойства образа региона
    • изучить понятия брендинга региона и имиджевой политики региона
    • проанализировать текущий имидж Камчатского края
    • определить основные направления имиджевой политики Правительства Камчатского края
    • на основе полученных данных создать проект улучшения имиджа Камчатского края.

     Объектом  исследования является региональный имидж.

     Предметом данного курсового проекта является имидж  Камчатского края.

     Методологической  основой курсового проекта послужили  следующие методы: анализ, синтез и  сравнение 

     Эмпирической  базой послужили статьи К.Р. Короткина, А.В. Кузнецовой  А. В, А.П. Панкрухина и С.Н. Проценко.

      Хронологические рамки исследования: период времени 2008-2011 год.

      Практическая  значимость разработанных в результате исследования практических мероприятий заключается в возможности их фактического использования не только в Камчатском крае, но и других регионах Российской Федерации.  
 
 

     1 ОБРАЗ, ИМИДЖ И БРЕНД РЕГИОНА 

    1. Понятие, виды, структура и свойства образа региона
 

     Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др. В самом широком смысле образ города можно определить как совокупность характеристик города, отраженных в сознании людей. Целенаправленно формируемый образ территории называется имиджем региона.

     Международное определение имиджа территории, которое было дано Всемирной организацией по туризму, таково – «это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа»[26].

        Имидж региона можно определить  как относительно устойчивую  и воспроизводящуюся в массовом  и/или индивидуальном сознании  совокупность эмоциональных, рациональных  представлений, убеждений и ощущений  людей, которые возникают по  поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений[6]. Имидж региона – очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.

        Бренд региона – совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона, и является высшим проявлением эмоциальных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных преимуществ региона, активом региональной экономики.

        Репутация региона – динамическая характеристика жизнедеятельности региона, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Это ценностные убеждения, мнение у человека (группы лиц) на основе полученной достоверной информации о регионе, личного опыта  взаимодействия в социуме региона. Репутация региона олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложения, отдыха, учебы и т.д. [26]

     Различают несколько видов образа региона  по различным основаниям:

  1. По воспринимающему образ субъекту он делится на внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего – гости региона и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ региона (имидж) по этому же основанию разделяется на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж – мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит субъекты имиджа неверно позиционируют свой регион.
  2. По числу носителей образа региона выделяют индивидуальный и групповой образ. Групповой, или общественный, образ региона создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Ряд общественных образов вырабатывается значительной группой людей. Групповые образы необходимы для того, чтобы индивид мог успешно функционировать в пределах своего окружения. Всякий индивидуальный образ уникален. Он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом.
  3. По способу восприятия образ региона делится на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ региона представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.[7]

     Выделим основные свойства региона:

    • Изменчивость. Образ региона не статичен и изменяется во времени. Образ региона складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно (вопросы формирования имиджа города будут рассмотрены ниже). Изменение образа региона зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации. Данный фактор имеет отрицательную роль в сохранении образов;
    • Историчность (вплетенность в конкретный исторический контекст). Образ региона всегда вплетен в некоторый исторический контекст и социальную ситуацию. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Образ региона имеет свою судьбу. Каждая эпоха порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняющийся — текучий образ региона и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого;
    • Относительная устойчивость. Устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов;
    • Комплексность. Все составляющие части образа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт;
    • Плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить регион как единое целое. Данное свойство, относится, прежде всего, к крупному региону;
    • Зависимость от объективных характеристик регионального развития.[7]

        Образ региона описывается через  субъективное отношение к своему  региону различных групп населения,  и представляет собой, прежде всего представление о регионе. Однако при описании образа необходимо учитывать и объективные характеристики состояния и развития региона, т. к. именно посредством отношения к ним у человека и формируется образ региона.

        Классифицировать региональные характеристики можно по-разному, но суть от этого не изменится: на образ региона влияют они все. Образ региона складывается из представления о следующих составляющих: население; экономика; образование, культура, наука; СМИ; здравоохранение, спорт; политика, властные структуры, региональные лидеры; нормативно-правовая база; быт, коммунальное и транспортное хозяйство; архитектура; географические особенности; историческое прошлое. Изменение этих характеристик, а также представления о них происходит как стихийно, так и целенаправленно в процессе имиджевой политики региона.

     Для полного определения образа региона  необходимо выделить его структуру. Образ региона состоит из следующих  составляющих:

     - статус региона.  Статус региона  – это место данного региона  в структуре и иерархии других регионов страны по различным основаниям: степени развития, роли в экономической, политической, культурной жизни страны. Статус региона определяется потенциалом и ресурсами города (информационными, финансовыми, кадровыми и т.д.), в том числе и внешними связями с другими регионами и странами;

     - облик региона. Под обликом  города понимается его внешний  вид (архитектура, достопримечательности,  природные особенности, местоположение, чистота улиц, освещенность дорог  и т.п.);

     - душа региона;

     - региональный фольклор;

     - стереотипы о регионе;

     - мифология;

     - эмоциональные связи с регионом (эмоции, чувства, ожидания, надежды,  связанные с городом и отношение  к нему);

     - региональная символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн  и т.п.).[26]

     Образ каждого региона индивидуален и  поэтому создавая его имидж необходимо учитывать особенности регионального  развития, особенности населения  и др. Образы различных регионов в разной степени насыщены каждой из выше перечисленных составляющих структуры региона, и от этого зависит их яркость. 

Информация о работе Проект создания имиджа региона