Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:40, научная работа

Описание работы

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ВТО 5
1.1 Цели и принципы работы ВТО 5
1.2 История создания ВТО 13
1.3 Условия и порядок вступления стран в ВТО 16
Глава 2. Россия и ВТО 18
2.1 История переговорного процесса 18
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО 22
Глава 3. Преимущества и перспективы вступления России в ВТО 34
3.1 Уменьшение торговых барьеров 34
3.2 Преимущества для экспортеров товаров и услуг 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А.Преимущества присоединения России
к ВТО 54

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 169.34 Кб (Скачать)

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые  импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в  производстве которой используются импортные компоненты. 
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов.

2) Более широкий выбор товаров и услуг. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

3)Увеличение экспорта отечественной продукции, что повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики  страны в целом [16]:

1) Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. 
Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

2) Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообщества. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт. Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

3) Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. 
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. С 23 августа 2012 года произошли изменения по ставкам пошлин на ввозимые товары, в связи с вступлением в ВТО, в том числе и на транспортные средства. С 1 сентября 2012 года в РФ начали взимать утилизационный сбор на отдельные виды транспортных средств. Разобрав все нововведения, сведем их в таблицы 1 и 2 соответственно с данными на часто запрашиваемые позиции [25].

 

 

Таблица 1 - Сравнительная таблица таможенных пошлин после

                    вступления РФ в ВТО

Наименование

Пошлина

До 22.08.12

После 22.08.12

Тягач 0-3 лет

5,00%

5,00%

Тягач 3-5лет

30% но не менее 2,2€  *см3 об.двиг.

15,00%

Тягач 5-7лет

30% но не менее 4,4€  *см3 об.двиг.

15% но не менее 0,6€*см3 об.двиг.

Грузовой до 5 тонн 0-3 лет

25,00%

10,00%

Грузовой до 5 тонн 3-5 лет

25,00%

15,00%

Грузовой до 5 тонн 5-7 лет

30% но не менее 2,2€  *см3 об.двиг.

15% но не менее 0,2€  * см3

Грузовой 5-20 тонн 0-3 лет

25,00%

15,00%

Грузовой 5-20 тонн 3-5 лет

30% но не менее 2,2€  *см3 об.двиг.

10,00%

Грузовой 5-20 тонн 5-7 лет

30% но не менее 4,4€  *см3 об.двиг.

10,00% но не менее 1,0€  * см3

Грузовой свыше 20 тонн 0-3 лет

25,00%

10,00%

Грузовой свыше 20 тонн 3-5 лет

30% но не менее 2,2€  *см3 об.двиг.

15,00%

Грузовой свыше 20 тонн 5-7 лет

30% но не менее 4,4€  *см3 об.двиг.

15% но не менее 1,2€  * см3

Прицепы < 13,6 метров

15,00%

15,00%

Полуприцепы >13,6 метров и 
>15тонн полной массы до 7лет

10,00%

10,00%

Полуприцепы >13,6 метров и 
>15тонн полной массы > 7лет

10% но не менее 126 €  за тонну полной массы

10% но не менее 108 €  за тонну полной массы

Полуприцепы рефрижераторы  свыше 76м3 внутр. объема до7лет

10,00%

10,00%

Полуприцепы рефрижераторы  свыше 76м3 внутр. объема старше 7 лет

10% но не менее 70 €  за 1 м3 внутр. обьема

10% но не менее 28,1 €  за 1 м3 внутр. обьема

Прицепы цистерны

15,00%

15,00%


 

Таблица 2 – Утилизационный сбор

Грузовой автомобиль (в  т.ч. Грузовой 
микроавтобус, фургон, седельный тягач)

Размер в руб.

0-3лет

>3лет

до 2,5 тонн полной массы

75000

132000

2,5т-3,5т полной массы

120000

187500

3,5т-5,0т полной массы

150000

240000

5,0т-8,0т полной массы

165000

684000

8,0т-12,0т полной массы

201000

1036500

12,0т-20,0т полной массы

220500

1509000

20,0-50,0т полной массы

435000

1770000


 

 

Следует отметить, что утилизационный сбор на легковые автомобили, ввозимые физическими лицами уплачивается в размере 2000 рублей, если прошло от 0 до 3 лет с даты выпуска и 3000 рублей, если прошло более  
3 лет [25].

Предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров  и повышают товарооборот. Недискриминационный  подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение  – все это способствует понижению  расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. 
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Выгоды  системы ВТО для взаимоотношений  между странами [16]:

1) Обеспечение равных шансов для всех участников. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

2) Эффективный механизм разрешения споров [16]. 
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Присоединение России к ВТО определяется стратегическим курсом современной  внешнеэкономической политики России, который направлен на эффективную  интеграцию страны в мировую экономику  и международную торговлю. Членство в данной влиятельной международной  организации даст возможность [23]:

- обеспечить более благоприятные, стабильные и не дискриминационные условия доступа для российских экспортеров товаров и услуг на зарубежные рынки, в том числе с помощью отлаженного механизма разрешения торговых споров;

- сохранить достаточную защищенность отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики;

- обеспечить предсказуемость, транспарентность и унифицированность правовой среды внешнеэкономической деятельности;

- влиять на формирование многосторонних торговых правил с учетом российских национальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются [24]:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются [23]:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Присоединение России к ВТО  определяется стратегическим курсом современной  внешнеэкономической политики России, который направлен на эффективную  интеграцию страны в мировую экономику  и международную торговлю. Членство в данной влиятельной международной  организации даст возможность [22]:

- обеспечить более благоприятные, стабильные и не дискриминационные условия доступа для российских экспортеров товаров и услуг на зарубежные рынки, в том числе с помощью отлаженного механизма разрешения торговых споров;

- сохранить достаточную защищенность отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики;

- обеспечить предсказуемость, транспарентность и унифицированность правовой среды внешнеэкономической деятельности;

- влиять на формирование многосторонних торговых правил с учетом российских национальных интересов.

Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. России, чтобы  стать полноправным участником такого рынка, необходимо быстрее принять  правила игры, которые определяются в большей степени Всемирной  торговой организации [20].

Рост инвестиционной привлекательности  России и его формальное признание  в виде повышения инвестиционного  рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа  крупнейших корпораций и их активные действия на российском рынке.

Безусловно, Россия сможет участвовать  в разработке правил мировой торговли. Раньше страна не могла влиять на этот процесс. Россия станет полноправным участником  переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.

Информация о работе Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию