Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:40, научная работа

Описание работы

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ВТО 5
1.1 Цели и принципы работы ВТО 5
1.2 История создания ВТО 13
1.3 Условия и порядок вступления стран в ВТО 16
Глава 2. Россия и ВТО 18
2.1 История переговорного процесса 18
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО 22
Глава 3. Преимущества и перспективы вступления России в ВТО 34
3.1 Уменьшение торговых барьеров 34
3.2 Преимущества для экспортеров товаров и услуг 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А.Преимущества присоединения России
к ВТО 54

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 169.34 Кб (Скачать)

 

Экономические науки

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

 

Девиз: «Всемирная торговая организация»

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Общая характеристика ВТО                                                                    5

              1.1 Цели и принципы работы ВТО                                                          5

              1.2 История создания ВТО                                                                     13

              1.3 Условия и порядок вступления  стран в ВТО                                  16

Глава 2. Россия и ВТО                                                                                          18

               2.1 История переговорного процесса                                                   18

               2.2 Анализ проблем вступления  России в ВТО                                   22

Глава 3. Преимущества и перспективы  вступления России в ВТО                 34

               3.1 Уменьшение торговых барьеров                                                     34

               3.2 Преимущества для экспортеров  товаров и услуг                          40

Заключение                                                                                                             49

Список использованных источников                                                                   52

Приложение А.Преимущества присоединения России

                           к ВТО                                                                                           54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может  не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей  страны и активизировать международное  сотрудничество с другими странами.

Вступление России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической  политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением  России в ВТО говорит то, что  обсуждение данного вопроса в  прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения  тарифов и субсидий по отдельным  товарам или группам товаров.

По мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО приведет к гораздо  более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков. Именно поэтому проблемам, возникшим как  до вступления России в ВТО, так и  проблемам, возникшим после вступления в ВТО, стоить уделить особое внимание.

Объектом исследования в данной работе является Всемирная торговая организация, эволюция ее деятельности, специфика функционирования, нормы и правила ВТО.

 Предмет исследования: проблемы и преимущества вступления России в ВТО.

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;

- проследить историю создания  ВТО;

- изучить порядок вступления  и основные этапы переговорного  процесса России и ВТО на  современном этапе;

- произвести анализ проблем  вступления России в ВТО;

- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика ВТО

    1. Цели и принципы работы ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением  крупнейших торговых стран мира о  снижении экспортных и импортных  барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) [8].

Всемирная торговая организация  обеспечивает общие институциональные  рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в  вопросах, относящихся к соглашениям  и связанным с ними правовым документам.

Таким образом, ВТО – это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права  и обязанности правительств в  сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют [15]:

-  Генеральное соглашение  о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994);

- Генеральное соглашение  о торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение о торговых  аспектах прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС).

Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям "уругвайского" раунда. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз. Членство в ВТО является важнейшим условием интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт [16]. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

Введение таких мер  возможно в связи с наступлением кризной ситуации в той или  иной отрасли или в связи с  нарушением торговыми партнерами принципов  ВТО. Тем не менее деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах  торговой системы ВТО. Основная причина  этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым  людям получить от нее выгоду и  осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что  эта правовая система не только коммерчески  выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет  им большие права.

Важнейшие принципы ВТО в  области регулирования международной  торговли и торговой политики следующие [15]:

1) Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I  ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.

2) Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

3) Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

4) Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

5) Принцип содействия справедливойконкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

6) Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).

7) Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

8) Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

9) Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении  текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.

Основными направлениями  деятельности ВТО являются [15]:

- контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

- выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

- урегулирование торговых споров между странами-членами;

Информация о работе Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию