Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:40, научная работа

Описание работы

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ВТО 5
1.1 Цели и принципы работы ВТО 5
1.2 История создания ВТО 13
1.3 Условия и порядок вступления стран в ВТО 16
Глава 2. Россия и ВТО 18
2.1 История переговорного процесса 18
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО 22
Глава 3. Преимущества и перспективы вступления России в ВТО 34
3.1 Уменьшение торговых барьеров 34
3.2 Преимущества для экспортеров товаров и услуг 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А.Преимущества присоединения России
к ВТО 54

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 169.34 Кб (Скачать)

В 1993 г. Россия обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ, которая  в 1994 г. была переоформлена на просьбу  о присоединении к ВТО. В соответствии с процедурами ГАТТ/ВТО была создана  Рабочая группа по присоединению  России к ВТО, в которую вошли  представители заинтересованных стран-членов этой организации. Мандат Рабочей группы (РГ) - изучить торговый режим России и выработать условия ее участия  в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению  России к ВТО начался в 1995 г. До 1998 г. его основное содержание сводилось  исключительно к изучению российского  внешнеторгового режима, проходившее  в форме представления российской стороной документов с описанием  режима в областях, охватываемых Соглашениями ВТО, и процесса вопросов-ответов  по российскому механизму регулирования  внешней торговли и экономики. В  общей сложности Россия ответила более чем на 3000 вопросов членов РГ, представила сотни законодательных  и нормативных актов.

В 1998 г. Россией были представлены первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации  по максимально допустимым с момента  присоединения к ВТО значениям  ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в  области сельского хозяйства (обязательства  Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), а в октябре 1999 г. - предложения  по торговле услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации  по торговле услугами и список изъятий  из РНБ). С этого времени (1998-1999 гг.) Россия приступила к двусторонним переговорам  по условиям доступа на рынки товаров  и услуг и обязательствам в  сфере сельского хозяйства с  заинтересованными странами-членами  Рабочей группы) по присоединению  России к ВТО.

Одновременно на этих переговорах  ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим  те или иные аспекты российского  регулирования в области торговли и экономики, что подразумевает  введение ряда изменений в положения  российской правовой системы для  ее приведения в соответствие с указанными Соглашениями.

Подведение промежуточных итогов осуществляется на заседаниях РГ по присоединению  России к ВТО в многостороннем формате. Также в многостороннем формате, но с ограниченным числом изъявивших такое желание членов Рабочей  группы, проходят переговоры по обязательствам России в сфере связывания размеров государственной поддержки сельского  хозяйства и экспортных субсидий.

Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров с начала 1999 г. российская сторона ведет углубленное обсуждение с партнерами отдельных глав ТН ВЭД  и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений  Российской Федерации.

Всего по состоянию на начало 2001 г. Россия вела тарифные переговоры с 47 странами-членами  ВТО, (с 37 странами эти переговоры находятся  в активной фазе, а с другими - на более ранней стадии).

В июле 1999 г. было завершено "первое чтение" российских тарифных предложений, и начата подготовка уточнений к  первоначальным тарифным предложениям, которые были утверждены Правительством Российской Федерации и переданы странам - членам ВТО в начале марта 2000 г.

В феврале 2001 г. Россия передала странам - членам Рабочей группы третью редакцию тарифных предложений, на основе которых  начат следующий, текущий тур  тарифных переговоров.

Наряду с тарифными переговорами частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение политики России по поддержке  аграрного сектора. Здесь имеются  значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского  хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических  низких показателей за предыдущие три  года). Правительством России одобрены изменения в первоначальные предложения  России по мерам внутренней поддержки  и экспортным субсидиям, которые  в мае 2000 г. представлены в Секретариат  ВТО.

В марте 2001 г. начался новый этап переговоров по сельскохозяйственной тематике на основе переданных Россией  в марте 2001 г. официальных документов с изложением направлений правительственной  политики и оценкой потребностей в финансировании данного сектора, положенных в основу обновленных  подходов российской стороны [16].

После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами, российская сторона приступила к двусторонним переговорам по доступу на российский рынок услуг. Всего двусторонние переговоры по услугам проведены  с делегациями примерно 30 стран, причем с большинством - по 2-4 встречи. Меньшее количество государств, участвующих в переговорах, объясняется тем, что ряд стран не представили коммерчески значимых запросов на переговоры по услугам.

В настоящее время начат очередной  раунд переговоров по услугам  на основе представленной в феврале 2001 г. второй редакции предложений в  сфере услуг.

26 - 28 июня 2000 г. состоялся визит  в Москву Председателя Рабочей  группы по присоединению России  к ВТО посла Уильяма Росье.  Данный визит был обоснован  тем, что У.Росье покидал этот  пост в связи с назначением  его с 1 сентября 2000 г. Исполнительным  секретарем ЕАСТ. Новым Председателем  РГ по присоединению России  к ВТО назначен полномочный  представитель Норвегии при ВТО  посол К.Брин, являвшийся в момент  назначения Председателем Генсовета  ВТО. В конце марта 2001 г. К.Брин  находился в России вместе  с Генеральным директором ВТО  М.Муром. Состоялась встреча М.Мура  и К.Брина с Президентом Российской  Федерации В.В.Путиным.

В соответствии с установленной  процедурой переговоры о присоединении  России ко Всемирной торговой организации  проходят в рамках специальной Рабочей  группы, состоящей из стран-членов ВТО (членами РГ являются 58 стран, включая  ЕС). Круг ведения российской Рабочей  группы является стандартным для  всех присоединяющихся стран и сформулирован  следующим образом: "Изучить заявку Правительства Российской Федерации  о присоединении к Всемирной  торговой организации на основании  Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут  включать проект Протокола о присоединении".

Россия вступила во Всемирную  торговую организацию и стала  её 156-м членом 22 августа 2012 года.

 

 

 

2.2 Анализ проблем  вступления России в ВТО

Условно можно выделить четыре проблемы, связанных  с вступлением России в ВТО:

1) проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;

2) правовые проблемы присоединения России к ВТО;

3) социально-экономические последствия вступления России в ВТО;

4) кадровые и информационные проблемы вступления России в ВТО.

1) Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО [18]. Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги [18].

Противниками  членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу.

Возможно, со временем на «расчищенную» от российских предприятий экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной напряженности в стране, который будет усиливаться по мере развала упомянутых ранее и других реальных секторов экономики [18].

Руководство страны не освещало в должной мере условия вхождения в ВТО, а также возможные позитивные и негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагались научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили бы общество в целесообразности принимаемых Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание полагать, что интересы России на переговорах с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.

Среди множества  вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.

Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют уступок на рынке других товаров.

При вступлении России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.

Нетрудно  спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

Ущемление интересов одной отрасли по принципу домино может вызвать цепную реакцию и нанести ущерб всей экономике России. Из этого следует, что в экономике существует такой принцип, как «кризис в одном секторе экономики приводит к кризису в других секторах». Его наличие и объективный характер объясняются тем, что национальная экономика представляет собой единый организм. Поэтому, во избежание кризиса, с помощью государственных экономических регуляторов необходимо формирование условий хозяйствования, приемлемых для всех отраслей.

Анализ  зарубежного, а также передового российского опыта дает основание полагать, что доля производителя в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от глубины переработки продукции [18].

Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения  паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение  или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие, не учитывающееся при вступлении России в ВТО, создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.

2) Правовые проблемы присоединения  России к ВТО [18]. В связи с присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными [7]. Поэтому Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО.

Информация о работе Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию