Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:40, научная работа

Описание работы

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ВТО 5
1.1 Цели и принципы работы ВТО 5
1.2 История создания ВТО 13
1.3 Условия и порядок вступления стран в ВТО 16
Глава 2. Россия и ВТО 18
2.1 История переговорного процесса 18
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО 22
Глава 3. Преимущества и перспективы вступления России в ВТО 34
3.1 Уменьшение торговых барьеров 34
3.2 Преимущества для экспортеров товаров и услуг 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А.Преимущества присоединения России
к ВТО 54

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 169.34 Кб (Скачать)

- наблюдение за торговой политикой стран-членов;

- сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно [15]:

- таможенно-тарифное регулирование;

- антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

- использование субсидий и компенсационных мер;

- нетарифные ограничения;

- количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

- деятельность государственных торговых предприятий;

- таможенные союзы и зоны свободной торговли;

таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

- внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

- защитные меры в торговле;

- технические барьеры в торговле;

- санитарные и фитосанитарные меры;

- правила происхождения товара;

- торговля услугами;

- торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

- торговля текстилем и одеждой;

-торговля сельскохозяйственной продукцией;

-осуществление правительственных закупок;

- торговля гражданской авиатехникой;

-торговые аспекты инвестиционных мер;

- международная торговля и защита окружающей среды.

Органы управления ВТО  имеют три иерархических уровня (рисунок 1) [17].

Рисунок 1 – Организационная структура ВТО

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций  стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных  органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные  комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует  как орган разрешения споров для  урегулирования конфликтов, возникающих  в связи с выполнением базовых  соглашений. Он обладает исключительными  полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые  представляются такими группами, а  также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО, –  Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов  ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся  Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей  поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет Генеральный  Директор ВТО. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

    1. История создания ВТО

 

Все возрастающая роль мировой  торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин [18]. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную  торговлю, возникла ещё до окончания  Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию  в Гаванской конференции, так  как отказался быть участником МВФ  и МБРР. Советское правительство  опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими  блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался  от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации  МТО, и ГАТТ, первоначально временное  соглашение, продолжало действовать  без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и  в урезанном от первоначально  задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой  средняя таможенная пошлина снизилась  с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд  переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше  было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации  будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом  ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи  со все возрастающей ролью услуг  в постиндустриальном обществе и  их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО [18].

Таким образом, спустя почти 50 лет  после неудачных попыток создания международной организации и  существования временной конструкции  ГАТТ, регулирующей вопросы внешней  торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд  переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов - либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе  снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к  несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа  к промышленному сектору развивающихся  стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м  членом 22 августа 2012 года.

 

    1. Условия и порядок вступления стран в ВТО

 

Анализируя различные  нормативно-правовые акты, а так  же научную и учебную литературу, следует отметить, что процедура  присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет [19] .

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров [21].

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет  готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а  также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется  в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с  соответствующей жалобой в Орган  по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными документами [19]:

- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав  и обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров;

- Списком обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства;

- Перечнем специфических  обязательств по услугам и  Списком изъятий из РНБ;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства и практики регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  Группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Россия и  ВТО

2.1 История переговорного  процесса

 

СССР (в 1946 г.) отклонил предложение  принять участие в ГАТТ, и стал несколько позднее учредителем  СЭВ - интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать  своего рода "заменителем" ГАТТ в  торговле между странами соцлагеря. Эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой  торговле, которые присоединились к  ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС [16].

В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло  решение о сближении с ГАТТ и о получении СССР статуса  наблюдателя. Однако, такой статус был  предоставлен СССР только в 1990 г. после  преодоления жесткого сопротивления  со стороны США и других ведущих  западных стран. Россия унаследовала этот статус с 1992г.

Информация о работе Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию