Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:40, научная работа

Описание работы

Цель работы: анализ проблем вступления России в ВТО и его последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ВТО 5
1.1 Цели и принципы работы ВТО 5
1.2 История создания ВТО 13
1.3 Условия и порядок вступления стран в ВТО 16
Глава 2. Россия и ВТО 18
2.1 История переговорного процесса 18
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО 22
Глава 3. Преимущества и перспективы вступления России в ВТО 34
3.1 Уменьшение торговых барьеров 34
3.2 Преимущества для экспортеров товаров и услуг 40
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А.Преимущества присоединения России
к ВТО 54

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 169.34 Кб (Скачать)

Наибольшее количество проблем  и претензий к российскому  законодательству у членов ВТО возникло по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих целях Правительство  РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План  мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО». Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. К ним можно отнести следующие документы [14]:

1) Таможенный Кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 28.05.03г. (введен с 01.01.2004);

2) ФЗ    "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;

3) ФЗ    "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;

4) ФЗ    "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;

5) ФЗ    "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.

Так, например, обеспечение  соответствия нормам и правилам ВТО  законодательства в области применения технических барьеров в торговле (Федеральный закон “О техническом  регулировании” от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению конкурентоспособности  российских компаний на внутреннем и  внешнем рынке. Основные последствия, которые в принципе могут возникнуть в данной области, можно суммировать  следующим образом.

Во-первых,  можно рассчитывать на упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность более жесткого контроля за соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, применение таких  принципов ВТО, как недискриминация, минимизация обременительных процедур и расходов, по всей вероятности  приведут к снижению административного  давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно больше, чем импортных, логично ожидать некоторого повышения конкурентоспособности тех российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более  последовательной унификация технических  требований в РФ и международных  стандартов, руководств и рекомендаций. Теоретически это должно привести к  повышению качества и конкурентоспособности  российских товаров. При этом обязательства  по унификации не являются безусловными. Соглашение предусматривает унификацию только тогда, когда это не противоречит национальным целям технического регулирования [20].

Общее число принятых Федеральных  законов, постановлений Правительства  РФ и указов президента РФ, связанных  с вступлением в ВТО, представлено на рисунке 2 [9]. 

Рисунок 2 – Число принятых Федеральных законов, постановлений  Правительства РФ и указов президента РФ, связанных с вступлением в  ВТО

Благодаря тому, что будет  существенно повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям  и правилам ВТО, создаются благоприятные  условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением  мер технического регулирования. В особенности это относиться к применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер.

Благодаря выравниванию условий  применения мер административного  регулирования в РФ и конкурирующих  странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом  рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные  элементы искусственного снижения конкурентоспособности  российских товаров из-за существования  элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

Помимо проблем, возникших при вступлении России в ВТО на федеральном уровне, существует ряд проблем и для каждого отдельного региона России. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства.

При вступлении в ВТО (согласно Статье XXIV ГАТТ), страны-члены ВТО  с федеративным государственным  устройством обязаны обеспечивать соблюдение правил ВТО региональными  органами власти. Значительная часть  соглашений, участие в которых  подразумевается при вступлении в ВТО, охватывает те области формирования внутренней экономической среды  в регионах, которые зачастую не воспринимаются как внешнеторговые:

- охрана окружающей среды;

- антимонопольное регулирование;

- условия регистрации;

- поддержка местных предприятий;

- стандарты.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Важно отметить то, что потребуется  не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной  власти по недопущению действий и  принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.

3) Социально-экономические  последствия вступления России  в ВТО. Произведем сопоставление отраслевого анализа плюсов и минусов присоединения России к ВТО с результатами развития регионов.

Отрасли, ориентированные  на экспорт – металлургия, часть  химической промышленности (в том  числе производство минеральных  удобрений), отрасли ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку  их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего  относят отрасли машиностроения (прежде всего автомобильную и  авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли) [21].

Специфика России в том, что  многие отрасли, попадающие в группу риска неблагоприятных последствий  при вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе  регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации автомобильной  промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей производится в двух субъектах Российской Федерации. В  текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая часть  банковских и страховых услуг  сосредоточена в Москве. Даже в  такой территориально деконцентрированной  отрасли, как животноводство, на 10 субъектов приходится более трети производства мяса в стране [22].

В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных  образованиях, где концентрируются  наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей  конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер  и отсутствии четкой переговорной позиции.

В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим  фактором. Правда преобладающая часть  субъектов Российской Федерации  образует плотную группу со средними показателями.

Необходимо обратить внимание на проблемы реформы жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) и ее последствий  для населения. С ВТО это связано  по нескольким причинам, первая среди  которых – тематика переговоров  между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен  на энергоносители. Даже если Россия согласится с минимальными изменениями в этой сфере, внутренние цены вырастут в несколько раз. Во-вторых, ВТО – катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор энергоносителей, включая электроэнергию и газ.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение реформы энергетики и ЖКХ необходимо независимо от вступления в ВТО, но социальные последствия ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного субсидирования повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на ЖКУ для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен.

4) Кадровые и информационные  проблемы при вступлении России  в ВТО. После вступления в ВТО, у России есть два пути развития: либо страна выйдет из своего глубокого экономического кризиса, либо Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента вступления России в ВТО, особое место занимает проблема кадрового характера.

Это обусловлено тем, что  специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди  молодежи, тогда как потребность  в них большая и в перспективе  будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем  национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями  ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате[11].

Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную  работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить  с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических  и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

Особого внимания требует  подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для  которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным  агентствам, службам и совместно  с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной  и долгосрочной перспективе; формы  и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

Было бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней торговли в подготовке высококвалифицированных  кадров в области ВТО. Академия внешней  торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и  на втором образовании, предлагая несколько  программ. Есть одно- и двухдневные  семинары, по восемь и шестнадцать  академических часов. Есть программа  в сто академических часов, после  чего участники получают свидетельство  о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой  большой программы в пятьсот  академических часов участники  получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще  ряд вузов, занимающихся подготовкой  по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно  было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием  «Информационно-методологический центр  по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам  и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО [8].

Прорывом и сдвигом  с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой  эксклюзивной учебной программы  подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.

Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать  росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса –  профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО[12].

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, вступивших в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

Информация о работе Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию