Проблемы внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Одной из первых форм международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы внешней торговли РФ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

20

 

страны  в ЕС товаров незначительное место, хотя ее доля постепенно выросла с 2% в 1993 г. до 3,3% в 1997 г. При этом удельный вес легковых автомобилей в этой группе экспортных товаров снизился с 2/3 до 1/5, т.е. втрое.

 

Что касается экспорта Евросоюза, Россия лидировала в закупках продовольствия, занимая  первое место в закупках мяса (доля в общем объеме экспорта 21,2%), молочных продуктов и яиц (9,7%), зерновых (7,5%), а также четвертое место, после США, Японии и Швейцарии, в приобретении напитков (5%).

 

Зависимость Евросоюза от закупок в России энергетического сырья была ощутимой, однако не могла служить причиной для беспокойства европейцев. Потребности в сырой нефти удовлетворялись за счет российских поставок на 12,4% (у РФ 3-е место после Норвегии и Саудовской Аравии), в газе - на 12,3 % (3-е, после Норвегии и Алжира), в угле - на 2,4% (9-е место).

 

Товарная  структура торговли Российской Федерации с Европейским Союзом может быть оценена, таким образом, как складывающаяся не в пользу России. Правда, соотношение обмена машинно-техническими изделиями не столь катастрофично, как принято полагать. Оно составило в 1992 г. - 7,4; в 1993 г. - 13,5; в 1994 г. - 11,7; в 1995 г. - 10,8; в 1996 г. - 7,5; в 1997г.-9,1.

 

В третьей  главе - "Будущее торговых отношений  между РФ и ЕС: новые вызовы" рассматриваются возможное влияние  углубления европейской интеграции на взаимную торговлю, а также вероятные последствия для России расширения ЕС; оцениваются возможности учреждения зоны свободной торговли между Россией и объединенной Европой и предлагаются варианты стратегии и тактики построения торговых отношений с Евросоюзом.

 

Отмечается, что вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, начало работы предусмотренных в нем Совета сотрудничества и других совместных органов безусловно обогащают потенциал взаимодействия сторон. Положительный эффект от этого может быть, между тем, во многом ограничен.

 

21

 

Дело  в том, что будущее торговых отношений  между РФ и ЕС осложняется наличием серьезных вызовов. Евросоюз вступил  в следующую стадию внутреннего  развития. Центральным мероприятием в программе создания Экономического и валютного союза является введение единой валюты. Кроме связанных с этим проблем технического порядка на начальном этапе следует ожидать спекулятивного занижения обменного курса евро, потерь от пересчета в нее российских активов и пассивов в Европе, снижения эффективности нашего экспорта и опасности сокращения импорта. В дальнейшем курс евро, вероятно, повысится, и тогда в случае сохранения нынешней степени «долларизации» экономики России продолжится ухудшение позиций российских экспортеров, повысится конкурентоспособность европейских товаров на рынке РФ, сократится приток иностранных инвестиций, относительно обесценятся валютные запасы государства и граждан.

 

Вместе  с тем, появится возможность для  постепенного вытеснения доллара из экономической жизни России. Рост производства в Европе гарантирует устойчивый сбыт там традиционных товаров российского экспорта и оставит некоторые шансы на улучшение структуры внешней торговли РФ. Если евровалюта окажется стабильной в соответствии с ожиданиями, логично выглядело бы изменение структуры валютных резервов Центрального банка России и включение в него весомого (до 1/3) "пакета" с евро. Немалые перспективы имеются у евро в качестве инвестиционной валюты, ведь к настоящему моменту не менее половины иностранных инвестиций в РФ происходят из стран Евросоюза. Евро могло бы потеснить доллар и в качестве меры стоимости. Кстати, примеры этому уже имеются - в экю, своего рода «прародителе» евро, рассчитан Таможенный тариф Российской Федерации; в экю же Центральным банком России просчитаны пороги, ниже которых не должны опускаться собственные средства (капитал) банков и кредитных организаций. Наконец, введение в обращение евроналичности способно поколебать позиции доллара как наилучшего средства накопления в глазах населения.

 

Заслуживает внимания и то, что радужные прогнозы развития европейского хозяйственного комплекса, если они сбудутся, влекут за собой 

 

22

 

некоторые позитивные перспективы для российских экспортеров. И хотя внедряемые в  производство в Европе технологии наверняка будут энерго- и ресурсосберегающими, россияне все же вправе рассчитывать на то, что с ростом производства возрастет (или, по крайней мере, не сократится) заинтересованность европотребителей в бесперебойных поставках сырья и энергоносителей.

 

Благотворным  для наращивания российскими  компаниями объемов внешнеэкономических  операций на европейском направлении  может оказаться унификация платежных  расчетов в рамках Экономического и  валютного союза. Выставление цен  в евро упростит продавцам товаров из РФ поиск покупателей, повысит мобильность внешнеторговой деятельности российских фирм в Европе.

 

Для российских банкиров и биржевиков, да и для  государства, повысившаяся прозрачность сделок на кредитном и фондовом рынках ЕС позволит активнее пополнять инвестиционные портфели европейскими ценными бумагами.

 

Наконец, немаловажно и то, что в Европейской  комиссии в принципе осознают необходимость  ведения с российской стороной переговоров  относительно предоставления ей возможной  компенсации за потери, вызванные введением евро.

 

Безусловно, намечающееся углубление европейской  интеграции не исчерпывается созданием  ЭВС. Однако последствия для российской внешней торговли прочих ее аспектов (например, продолжения единой сельскохозяйственной политики, реализации программы выравнивания в уровнях развития регионов и даже, в некоторой части, общей внешней политики и общей политики в области безопасности) видятся настолько многогранными, что заслуживают дополнительного изучения в рамках отдельного научного исследования, которое автор рассчитывает осуществить в обозримом будущем.

 

По  самым оптимистическим прогнозам, присоединения к ЕС первых новичков «новой волны» не следует ожидать  раньше 2003-2004 гг., а, скорее всего, это  произойдет не ранее 2005-2006 гг.

 

23

 

Так или  иначе, какими бы отдаленными ни казались сроки осуществления планов расширения, о последствиях связанных с этим мероприятий для российской экономики  и, в частности, внешней торговли следует задуматься уже сейчас.

 

Не  располагая объективными возможностями влиять на процесс расширения ЕС на Восток, Россия сталкивается с угрозой воспроизведения биполярной модели континентального устройства, на этот раз преимущественно по экономическим причинам. Плюсов для РФ от вступления в Евросоюз стран ИВЕ немного: некоторое снижение в странах-абитуриентах таможенных тарифов, распространение на них режима СПС, использование знакомой внешнеторговой инфраструктуры, введение в цивилизованные рамки транзита, расширение возможностей грансграничного сотрудничества, сокращение контрабанды. Зато весомы минусы. К ним относится, например, распространение на восточноевропейские государства существующих во взаимоотношениях с ЕС проблем (отсталая с точки зрения РФ структура товарообмена, антидемпинг, квотирование, в том числе из-за требований о диверсификации поставщиков, субсидирование агросектора, стандартизация и сертификация, визовой режим). Подгонка таможенных тарифов стран ЦВЕ под есовские стандарты особых выгод российским экспортерам не принесет. Например, к 2001 году Венгрия планирует полностью отменить импортные пошлины на товары евросоюзного происхождения. Сегодня они составляют при ввозе автомобилей - 13,5% (из РФ - 18%); гражданских вертолетов - 9,1% (12,1%); алюминия - 3% (9%); энергетических турбин - 2,9% (8,8%); пиломатериалов из хвойных пород дерева - 2,5% (7,6%); сельскохозяйственной техники - 0% (7,0%).

 

Аналогичная картина складывается и в торговле с Чехией. Там также намереваются с 2001 года полностью отменить импортные  пошлины по основной номенклатуре промышленных изделий из стран ЕС. Если в 1998 г. тариф на импорт легковых автомобилей есовского производства равняется 7,6%, то в 1999 г. он снижается более чем вдвое - до 3,4%. В то же время пошлины для изделий российской автомобильной промышленности установлены на уровне 19% и 17,2% соответственно.

 

24

 

Возраает  зависимость внешней торговли России от одного партнера. Усугубится сокращение потока капиталовложений из-за рубежа. Осложнятся глобальные и региональные условия для экспорта продукции  и услуг из РФ. Сглаживание негативных последствий расширения ЕС потребует от российских представителей на переговорах немалых усилий и виртуозного дипломатического искусства.

 

Справедливости  ради здесь следует отметить, что  анализ статданных не подтверждает мнения об однозначно негативных последствиях для торговли России со странами вступающими в ЕС. Так что присоединение к Евросоюзу бывших стран-членов СЭВ еще не обязательно повлечет за собой сокращение товарооборота РФ с ними.

 

В сегодняшних  условиях и в ближайшем будущем ни один из вариантов образования между РФ и ЕС зоны свободной торговли российскую сторону не устраивает. Открытие рынка в условиях кризиса положило бы конец планам экономического возрождения России. Слабо сочеталась бы ЗСТ и с желанием РФ углублять, пусть и в разноскоростном режиме, интеграцию в формате СНГ.

 

Другие  приоритеты на нынешнем этапе и у  европейцев, озабоченных распространением интеграции вширь и вглубь. Их не устроило бы сокращение доходов коммунитарного бюджета (а он пополняется и за счет таможенных сборов на внешних границах Союза). Существующая схема торговли представляется в Брюсселе не исчерпавшей себя.

 

Следовательно, условия для начала переговоров  по учреждению ЗСТ не созрели. Однако в будущем, по мере прогресса в  процессе подключения России к ГАТТ/ВТО и вызревания предпосылок для модернизации СПС, данная идея может быть востребована в качестве прообраза механизма стыковки между двумя интеграционными группировками - СНГ и ЕС, если таковая понадобится в будущем.

 

Современное состояние торговых связей между Россией и Евросоюзом таково, что оно не детерминирует ни вступления РФ в ЕС, ни ее изоляции от европейского экономического пространства. Более реальным видится развитие событий по некоему промежуточному сценарию. Во всяком случае оптимальным представляется выбор стратегической линии на сближение с

 

25

 

Евросоюзом, но не растворение в нем. В тактическом  плане наиболее разумным было бы применять "пошаговую" методику с акцентом на максимальное использование имеющегося сегодня потенциала и откладывание на будущее наиболее сложных проблем.

 

В качестве первоочередных задач тактического плана автор предлагает считать  следующее:

 

В глобальном измерении - поддержка европейцами  программ кредитования РФ международными валютно-финансовыми организациями и российских условий вступления в ГАТТ/ВТО; среди двусторонних проблем системного характера - учет российских озабоченностей по "евро" и расширению ЕС, закрепление рыночного статуса России при антидемпинге и распространение его на другие есовские установления, перенацеливание российского раздела ТАСИС на решение конкретных задач в рамках СПС, распространение операций ЕЖ на ряд проектов на территории РФ, восстановление отмененных с 1998 г. преференций для России по ОСП. Вносятся рекомендации по проблемам отраслевого сотрудничества и некоторые предложения организационного характера.

 

Кроме того, предлагается, чтобы при выработке  мероприятий по выведению экономики  РФ из кризиса предусматривалось  максимальное задействование на европейском  направлении возможностей Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

 

Укрепление  роли государства в хозяйственной  жизни страны, чего объективно требует  складывающаяся ситуация, могло бы в области внешней торговли проявиться в виде частичного восстановления механизмов организованного финансирования и кредитования сделок.

 

Думается, полезным было бы и углубленное изучение варианта «дедолларизации» хозяйственной  жизни за счет расширения условных расчетов в «евро». Кстати, всерьез необходимо отнестись и к выдвинутой Н.Я.Петраковым и Г.А.Шагаловым (Институт проблем рынка РАН) идее об использовании евровалюты как единицы межгосударственных расчетов внутри СНГ.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность исследования и обусловливается целым рядом факторов. Это полная зависимость российского экспорта от ситуаций, складывающихся на мировых рынках сырья, и от высокой амплитуды колебаний цен на этих рынках. Наметилась тенденция все усиливающегося дисбаланса между экспортом и импортом во внешней торговле России, а резкий рост положительного сальдо внешнеторгового баланса не является ее позитивным фактором. Внешнеторговый обмен России с другими государствами крайне неадекватен по своей товарной структуре. А изменения в гео-графической структуре внешних партнеров не принесло ожидаемых ре-зультатов. Сложившиеся тенденции и противоречия во внешней торговле напрямую отражаются на внутриэкономическом развитии страны.

 

Цели и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, что работа призвана заполнить те выявленные пробелы, которые образовались в общей массе исследований процесса развития внешней торговли России.

 

Для достижения этой цели автор поставил и решал следующие ос-новные задачи:

 

- проанализировать различные взгляды исследователей в данной области и обобщить их с учетом критических и положительных моментов в развитии внешней торговли;

 

- провести анализ структуры  экспорта и импорта России  с целью выявления приоритетных  направлений развития внешней  торговли РФ;

 

- проанализировать географическую  эволюцию внешнеторговой политики  России.


Информация о работе Проблемы внешней торговли России