Проблемы внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Одной из первых форм международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы внешней торговли РФ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

Активизация сотрудничества со странами Латинской  и Центральной Америки будет  осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

 

· Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

 

· Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства  объектов «под ключ» и для организации  сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг  в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;

 

· Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

 

· Создание совместных предприятий  по добыче и переработке промышленного  сырья и сельхозпродукции;

 

· Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;

 

· Развитие взаимодействия с региональными  интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским  сообществом.

 

Также одним из приоритетов внешней торговли России является использование членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.

 

Приоритетным направлением внешней  торговли России является и выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.

 

Заключение

 

Формой связи между производителями  продукции разных стран выступает  их внешнеторговая деятельность. Она  предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

 

Условия внешней торговли России в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно  ухудшились: на фоне небольшого роста  импортных цен экспортные упали  на 39,4%. В результате профицит торгового  баланса сократился с 49,9 до 19,1 млрд. долларов США. Внешнеторговый оборот уменьшился со 170,3 млрд. долларов США в I квартале 2008 года до 95,8 млрд. долларов США в отчетном периоде. Экспортировано товаров на сумму 57,4 млрд. долларов США, что в 1,9 раза меньше аналогичного показателя соответствующего периода предыдущего года. Снижение стоимостных объемов вывоза по большинству укрупненных позиций товарной номенклатуры обусловлено прежде всего ценовым фактором.

 

Импорт товаров, составивший 38,4 млрд. долларов США, относительно I квартала 2008 года уменьшился на 36,3%. Сжатие внутреннего спроса российской экономики выразилось в снижении физического объема ввоза (на 38,6%) по укрупненным товарным группам, в первую очередь инвестиционного и промежуточного назначения.

 

В настоящее время структура  российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

 

С другой стороны страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной  техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут быть решены силами одного бизнеса без поддержки государства.

 

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией.

 

Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и так далее. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынки.

 

Имеются определенные перспективы  для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано  с конверсией и коммерциализацией  предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

 

По мере развития отечественного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров -- машин и оборудования.

 

Список литературы

 

1. Авдокушев Е.Ф. Международные  экономические отношения: учебник.  М.: Экономистъ, 2004 С319-325, 343-348

 

2. Булатов А.С. Мировая экономика.  Учебник. М.: Экономистъ, 2007 С324 325

 

3. Жуков Е.Ф. Международные экономические  отношения: учебник для ВУЗов/  Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т.  Литвиненко. М.: Юнити-Дана, 2000 С104-152

 

4. Николаева И.П. Мировая экономика:  учебное пособие для ВУЗов.  М.: Юнити-Дана, 2006 С193-196

 

5. Покровская В.В. Организация и регулирование ВЭД: учебник. М.: Юритсъ, 2002 С333-368

 

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева  Е.Б. Современный экономический  словарь. -- М.: ИНФРА-М, 2009

 

7. Трухачев В.И. Международная  торговля: учебное пособие./В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, В.Л. Ерохин. М.: Финансы и статистика, АГРУС,2008 С322-341

 

8. Фомичев В.И. Международные  экономические отношения: учебник.  М.: ИНФРА-М, 2000 С222-259

 

9. Хмелев И.Б., Логинова И.Л. Мировая  экономика/ московский международный  институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003 С33-35, 46-49

 

10. К.Воронов Новый партнёрский  договор РФ-ЕС: северо-европейский  ракурс // Мировая экономика и  международные отношения №8 2007 С52-63

 

11. И. Иванов Россия на пороге  ВТО// Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С3-16

 

12. И. Пашковская Деятельность  ЕС в России по программе  ТАСИС // Мировая экономика и  международные отношения №8 2007 С  42-52

 

13. В.Н. Сумароков Расширение  ЕС и внешнеэкономические связи  России// Научное издание, 2007

 

14. ФТС России. Режим доступа: www/customs.ru/stats/

 

15. МИД России\22.07.2005\ Россия и  ЕС: перспективы стратегического  партнёрства www/mid.ru/ns-

 

16. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity

 

Для России наиболее важное значение имели гарантированное  регулярное пополнение бюджета выручкой от экспорта в ЕС; наполнение рынка  за счет импорта из ЕС; получение  кредитов, финансовой, консультативной и гуманитарной помощи из Европы; привлечение иноинвестиций; избавление от дискриминационных ограничений в торговле с ЕС; поддержка европейцев при подключении РФ к мирохозяйственным структурам; минимизация негативных для российской внешней торговли последствий расширения ЕС и углубления европейской интеграции.

 

 

Евросоюз  и его участники руководствовались  следующими целями: содействовать проведению реформ в России с целью поддержания  политической стабильности на пространстве к востоку от ЕС; установить выгодные для себя условия допуска РФ в международные экономические

 

10

 

организации, в которых она пока не участвует; снизить риски негативного влияния  российского фактора на экономическую  ситуацию в Европе, положение в  области занятости, уровень преступности (особенно наркобизнеса и терроризма); обеспечить бесперебойное поступление из России энергоносителей и сырья; затруднить проникновение эвентуальных российских конкурентов на европейские рынки; закрепить солидные заделы на потребительском рынке РФ; застолбить удобные стартовые позиции для разворачивания в дальнейшем, по необходимости, более активной инвестиционной деятельности в России.

 

Сопоставление очерченных полей интересов весьма наглядно, по нашему мнению, демонстрирует  имеющую место определенную расстыковку приоритетов сторон. Именно она, по всей видимости, и послужила объективной причиной довольно неритмичного характера взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в рассматриваемый период (отрезки ускоренного прогресса чередовались с моментами стагнации и даже движения вспять).

 

Вместе  с тем некоторые негативные явления  не воспрепятствовали формированию общей положительной тенденции  к повышению уровня взаимоотношений  РФ и ЕС. Очевидно, так произошло  потому, что существует немало точек соприкосновения интересов и факторов, работающих в пользу углубления сотрудничества и налаживания партнерства между Россией и Евросоюзом.

 

В целом  в начале и середине 90-х гг. сложились  благоприятные политические, экономические  и правовые предпосылки для поддержания и наращивания объемного и разностороннего торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и наиболее продвинутой в мире интеграционной группировкой - Европейским Союзом.

 

Сформировалась  и стала утверждаться в основном согласованная политическая воля сторон, ориентированная на выведение отношений на более высокий, по сравнению с сотрудничеством, уровень - уровень партнерства.

 

Издавна существовавшая заинтересованность в  торговых обменах была подкреплена существенным расширением спектра возможностей для

 

11

 

сотрудничества  в связи с хозяйственными преобразованиями в России, ее стремлением интегрироваться  в мировое хозяйство, в т.ч. путем  отказа от государственной монополии  во внешней торговле.

 

Договорно-правовая база была приведена в соответствие с новыми реалиями и придала взаимоотношениям определенный запас прочности на перспективу.

 

Вместе  с тем, несмотря на наличие условий, способствовавших развитию торговых связей между Россией и Евросоюзом имела место расстыковка приоритетов и интересов сторон во взаимоотношениях друг с другом. В политической сфере разногласия фокусировались вокруг стремления России играть системообразующую роль на постсоветском пространстве, тогда как европейцы негласно, а иногда и открыто поддерживали центробежные тенденции в СНГ. В торгово-экономических связях ЕС устраивала сложившаяся структура товарообмена, которую Россия, напротив, стремилась облагородить. В договорно-правовой области предпринимались попытки увязать темпы ратификации государствами ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., а также сроки вступления в силу скомпонованного на его базе Временного соглашения по торговле и связанным с торговлей вопросам (ВСТ), с выполнением -Россией ряда неприемлемых для нее требований. В результате вступление в силу упомянутых документов неоправданно, с нашей точки зрения, затянулось, а ряд положений СПС успел за время его ратификации потерять актуальность.

 

Между тем подписание Соглашения о партнерстве  и сотрудничестве вызвало к жизни немало оценок и суждений.

 

Значительное  число высказываний имеет протокольный характер, поскольку инкорпорированы  в официальные заявления и  документы сторон. Так, по словам Президента РФ, СПС "четко и ясно" обозначает "условия и этапы возвращения России в экономическую Европу, причем в качестве равноправного партнера"". На взгляд премьер-министра Греции А.Папандреу, соглашение "отразило огромную значимость, которую

 

Цит. по "Что такое Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве". М., изд.Представительства ЕС, 1994, с.13.

 

12

 

Евросоюз  придает конструктивному участию  России в мировых делах и региональных проблемах"; "краеугольным камнем на пути к большей экономической  и политической стабильности на всем континенте" назвал документ зам.председателя КЕС Л.Бритгэн3. Тональность официальных оценок сторонами СПС с незначительными вариациями сохраняется и поныне. Оно, говорится в совместных документах, подчеркивает "приоритетность развития политического и экономического сотрудничества Россия - ЕС для будущего Европы"4, позволяет "значительно быстрее продвигаться в устранении существующих в торговле и экономических связях анахронизмов и стереотипов прошлого"3, "придает отношениям новые институциональные рамки и открывает новые возможности для сотрудничества в различных областях"6 и т.д. При всей содержательности и объективном начале оценки такого рода не могут не носить мажорной эмоциональной окраски, заданной сопутствующими обстоятельствами.

 

В не меньшей (если не в большей) степени  подвержены влиянию субъективных ощущений мнения кулуарного свойства. Например, эксперты Постоянного представительства России при ЕС полагают, что Комиссия Европейских Сообществ в свое время допустила просчет в оценке подготовленности позиции России, профессионализма российской экономической дипломатии на переговорах по СПС, что и предопределило успех российской стороны. Косвенно это предположение подтверждается фактом отстранения от дальнейшего ведения дел с Россией тех чиновников аппарата КЕС, которые участвовали в разработке текста Соглашения. Впрочем, есовцы, со своей стороны, имеют, несомненно, немало возможностей для акцентирования внимания на выгодных для них положениях соглашения.

 

Наконец, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве закономерно стало предметом  научного анализа. Оценки СПС, высказанные российскими и зарубежными учеными, пока не столь многочисленны, как это было бы

 

J I ам  же.

 

"Дипломатический  вестник", 1997, № 8. с.11.

Информация о работе Проблемы внешней торговли России