Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:10, реферат
Одной из первых форм международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.
Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы
"Дипломатический вестник", 1997, № 10, с.24. 6 Пресс-бюллетень ЕС № 5273/98 (Pressel5-G), Брюссель, 27 января 1998 г.
13
необходимо.
Вместе с тем их вполне достаточно
для определения превалирующей
тенденции в отношении
Вместе с тем ряд исследователей призывают не переоценивать значение СПС. Ю.А.Борко, например, не ожидает "никаких блестящих прорывов" в российско-европейских связях, предвидит, что они будут развиваться медленно, сталкиваясь с большими трудностями и сопровождаясь время от времени паузами и острыми разногласиями10. Еще более суров в своих оценках Х.Тиммерман: Соглашение не в состоянии существенно стимулировать торговые отношения, не конституирует'самого партнерства как такового".
По мнению автора, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является необычайно масштабным и во многом новаторским по подходам документом. Главный его плюс в торговой области - приближение рамок взаимных товарообменов к общепринятым в мировой практике нормам. Основной недостаток - неполная универсальность (особый режим для так называемых чувствительных секторов и, как следствие, необходимость заключения в дальнейшем отраслевых и специальных соглашений). В целом СПС явилось документом промежуточного характера, заняв положение
Актуальные проблемы Европы: Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия (проблемно-тематический сборник), М, РАН ИНИОН, 1997, № 3. с.54. 8 Там же. с.125. 131. ' "Внешняя торговля". 1996, № 12. с. 19, 23; 1997, № 1-3, с.ЗО.
" Там же, с. 125. 131.
14
между
правилами двустороннего и
Поскольку ход развития и уровень диверсификации торговли и коммерческого сотрудничества во многом определяются степенью благоприятности торгово-политических условий, автор счел целесообразным провести постатейное сопоставление документов, устанавливавших правила торговых обменов между Советским Союзом и Европейскими Сообществами ранее и регулирующих торговлю России с Евросоюзом ныне. Сравнивались Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве (СТКЭС) от 18 декабря 1989 г., соответствующие положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. и Временного соглашения о торговле и связанных с торговлей вопросах (ВСТ) от 17 июля 1995 г.
Проведенное сопоставление показало, что на фоне сочетания позитивных факторов развития обстановки с негативными элементами торговый режим отношений между РФ и ЕС эволюционировал в направлении обогащения ранее установленного режима наибольшего благоприятствования в торговле за счет некоторых общепринятых в мировой практике положений.
Многие из изменений естественным образом проистекали из рыночной направленности проводимых в России реформ, тенденции к либерализации российской внешней торговли (отказ от количественных ограничений как системы и от распределения валюты для оплаты импорта, снятие упоминаний о бартере и рыночно ориентированных ценах и др.).
Другие явились результатом компромисса, достигнутого сторонами в ходе сложных переговорных поисков взаимоприемлемого баланса интересов (прямые отсылки к ряду статей ГАТТ, с одной стороны, сохранение протекционистских барьеров в отдельных секторах экономики и оговорки об изъятиях из РНБ с учетом переходного этапа развития национального хозяйства России, с другой).
В итоге, не достигнув полного соответствия нормам и правилам регулирования международной торговли в рамках ГАТТ/ВТО, режим
15
торговли между Россией и ЕС оказался в некоем промежуточном состоянии, что явилось отражением генеральной тенденции развития и противоборства либерализма и Протекционизма.
Во второй главе - "Анализ количественных и качественных параметров товарооборота между Россией и странами Евросоюза в 1992-1997 гг." -исследуются торгово-политическая практика сторон, динамика российско-европейской торговли, ее географическая направленность и товарная структура.
Констатируется, что при всех достижениях в создании способствующего расширению торговли климата практика торговой политики сторон, особенно ЕС, в отношении друг друга в последние годы изобиловала примерами применения экономических и административных методов сдерживания товаропотоков.
Рассматривая таможенно-тарифный компонент протекционистской системы сторон, автор отмечает, что импортные пошлины в начале и середине 90-х гг. являлись практически единственным инструментом регулирования ввоза зарубежных товаров в РФ. С момента введения Таможенного тарифа в 1992 г. средний размер ставок весьма длительное время сохранялся на уровне 14-15 %, после чего снизился до 12,5"%. Для импорта из ЕС средневзвешенная пошлина составляла 18 %.
В странах Евросоюза невзвешенный средний тариф по всем импортным товарам согласно договоренностям, достигнутым в ходе Уругвайского раунда ГАТТ, равнялся 6,6% а средневзвешенный - 4,7%, что выше, чем у других участников т.н. "четверки" (Quad) - Японии, Канады, США. Правда, по данным МВЭС России, средневзвешенная таможенная пошлина на импорт в ЕС из РФ в 1995 г. не превышала 1%; 80% российских товаров ввозилось беспошлинно; еще 10% подпадали под действие Общей системы преференций, что вдвое сокращало их таможенное обложение.
Такие данные, между тем, не должны вводить в заблуждение, ибо в российском экспорте преобладали неограничиваемые по доступу энергоносители и сырье, а на пути оставшихся 10% экспорта, как правило -промышленного (конкурентоспособного или растущего), как раз и воздвигались барьеры.
16
Иначе говоря, уровень оставался довольно высоким по международным меркам таможенно-тарифной защиты. Причем если для российских стандартных пошлин был характерен высокий средний уровень, то на таможенном пространстве Евросоюза применялся тариф, построенный по принципу избирательного повышения ставок на полуфабрикаты и готовую продукцию.
Возникшая в ходе рыночных реформ множественность субъектов российской внешней торговли в условиях все еще существовавшей диспропорции внутренних и мировых цен привела к тому, что европейцы, занимающие жесткие позиции в пользу защиты национальных производителей, не только не смягчали их для российских конкурентов, но и порой обставляли доступ на свои рынки еще более суровыми требованиями.
В отношении товаров российского экспорта в ЕС широко практиковалось выдвижение обвинений в демпинге. При этом из-за сохранения при расследованиях ставшего анахронизмом нерыночного статуса экономики России дополнительные пошлины рассчитывались без учета реально существующих конкурентных преимуществ российских товаров, что выводило их за пределы конкурентоспособности.
С 80-х
годов антидемпинговые
К примеру, в свое время при разбирательствах по российскому алюминию аналогом для установления нормальной стоимости был избран канадский алюминий, хотя разность стоимости электроэнергии в двух странах, не говоря уже о применяемой в России схеме внутреннего толлинга, приводит к существенным различиям в издержках производства.
Естественно, что за рассчитанными по предвзятой методике данными следовали неоправданно жесткие решения. Добавление антидемпинговых
17
пошлин выводило российские товары за пределы конкурентоспособности. К тому же санкции распространялись не на отдельные предприятия-нарушители, как это должно быть в рыночных условиях, а на целую отрасль российской экономики, поскольку она якобы нерыночная. Всего за 90-е гг., по данным ВНИКИ, антидемпинговые меры в ЕС предпринимались в отношении 17 видов товаров из России.
27 апреля
1998 г. Советом ЕС принято решение
о предоставлении такого
Однако
изменение антидемпинговых
Обычным для ЕС явлением было также применение нетарифных методов регулирования внешней торговли таких, как количественные ограничения в "чувствительных" секторах (прежде всего по текстилю, изделиям из стали, товарам ядерного топливного цикла, услугам в области космических запусков), технические барьеры в торговле, санитарные, фитосанитарные, экологические требования и нормы. И российская сторона, в свою очередь, пользовалась некоторыми из подобных инструментов (в частности, в целях защиты отечественных производителей ввела временную квоту на ввоз из ЕС ковров и напольных ковровых покрытий). Показательно, к примеру, что РФ настаивала на отмене квот в торговле текстилем, однако европейцы отказывались от введения бесквотного режима. И только после
Там же. с.28; "Финансовые известия", № 31, 30 апреля 1998 г.
18
того, как правительство РФ в декабре 1997 г. ввело временную (годовую) квоту импорта из ЕС ковровых изделий и текстильных напольных покрытий на сумму 100 млн.долл. (это грозило сократить импорт ковров, преимущественно из Бельгии, на 1/3), наметился прогресс в переговорах. В итоге соглашение было подписано, и с 1 мая 1998 г. все количественные ограничения в торговле текстилем и одеждой были отменены.
Динамика товарооборота между Россией и Евросоюзом предопределялась взаимодействием противоположно направленных тенденций - повышательной и понижательной. При весьма неровном развитии импорта из ЕС России удавалось за счет в целом поступательного наращивания экспорта, как правило, обеспечивать прирост положительного сальдо.
Среди партнеров Евросоюза Россия занимала в 1996 г. как по экспорту, так и по импорту довольно скромное 6-е место, уступая не только США, Швейцарии и Японии, но и Польше, Норвегии, и не намного опережая Турцию. Отметим, что СССР явился в 1980 г. третьим, а в 1990 г. -четвертым торговым партнером ЕС. Впрочем, доля России, судя по всему, стабилизировалась и имеет тенденцию к постепенному увеличению.
Несмотря на это, в настоящее время правомерным, на наш взгляд, было бы утверждение об асимметричной взаимозависимости РФ и ЕС как торговых партнеров, ведь их удельный вес во внешней торговле друг друга отличался почти в 10 раз.
В соответствии с различиями в объемах торговли с РФ страны ЕС могут быть условно классифицированы по "весовым" категориям. Главным торговым партнером Российской Федерации из числа государств Евросоюза стабильно являлась Германия. Она лидировала по объемам товарообмена с нашей страной не только среди стран ЕС, но и в сравнении со всеми государствами дальнего зарубежья. Вместе с тем сохранение высоких абсолютных показателей в российско-германской торговле сопровождалось определенным снижением относительных - доля Германии как в товарообороте с Евросоюзом, так и во внешней торговле РФ в целом сократилась с 36,7% и 11,4% в 1994 г. до 27,7% и 9,6% в 1997 г. соответственно.
19
Высокие
показатели экспортно-импортных операций
с Россией демонстрировали
В следующую группу могут быть объединены Бельгия, Ирландия, Франция и, с некоторыми оговорками, Австрия и Швеция, внешнеторговый оборот с которыми, как правило, превышал 2 млрд.долл. в год. Однако, если значение Бельгии как покупателя экспорта из России и продавца импортируемых нами товаров не изменилось, то доля Франции в обороте с ЕС снизилась с 10,6% в 1992 г. до 6,5% в 1996 г. В десятки раз за пятилетие возрос экспорт в Ирландию, а вот товаропоток в обратном направлении был не столь значительным. Товарооборот с Австрией после пика в 1993 г. в дальнейшем постоянно сокращался, а со Швецией с того же времени регулярно возрастал.
Объем торговли с Грецией, Данией и Испанией исчислялся сотнями миллионов долларов, а их удельный вес в обороте с ЕС измерялся величинами в диапазоне от 1 до 3%.
Наименьшее внешнеторговое значение из стран Евросоюза для России имели Люксембург и Португалия.
В торговле с Российской Федерацией Европейский Союз выступает как ярко выраженный импортер энергетических и сырьевых товаров. Независимо от колебаний конъюнктуры и состояния добывающих мощностей доля энергоносителей в российском экспорте в ЕС за 1992-1997 гг. ни разу не была менее половины. Другая половина состояла большей частью из черных и цветных металлов, золота и драгоценных камней. Машинно-техническая продукция занимала среди вывозимых из нашей