Проблемы внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Одной из первых форм международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы внешней торговли РФ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теория экспортно-импортных  операций

 

1.1 Внешняя торговля и её основные  понятия

 

1.2 Цель, принципы и приоритеты  ВЭД России

 

1.3 Развитие институтов обеспечения  внешнеэкономической политики

 

Глава 2. Состояние и перспективы  внешней торговли России

 

2.1 Экспорт и импорт России

 

2.2 Перспективы внешней торговли  России

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

 Введение

 

Одной из первых форм международных  отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.

 

На протяжения столетий внешняя  торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.

 

Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка  и относительная макроэкономическая стабильность. Но в настоящее время  конкурентоспособность России находится  на недостойном для такой страны уровне. Всемирный экономический форум опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009?2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51?го на 63?е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий.

 

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

 

Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

 

Целью работы является рассмотрение структуры и динамики внешней торговли Российской Федерации и определение возможных направлений её развития.

 

Исходя из цели, формируются задачи исследования:

 

1. Охарактеризовать состояние внешней  торговли РФ.

 

2. Рассмотреть цели, принципы и  приоритеты ВЭД России.

 

3. Раскрыть перспективы развития  страны.

 

Глава 1. Теория экспортно-импортных  операций

 

1.1 Внешняя торговля и её основные  понятия

 

Международная (внешняя торговля) - торговля с другими странами, экспорт  товаров из страны и импорт товаров в страну. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Современный экономический словарь. -- М.: ИНФРА-М, 2009 Это древняя и  традиционная форма международных  экономических отношений. Согласно историческим исследованиям, внешняя  торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

 

Роль внешней торговли в международных  экономических отношениях постоянно  возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.

 

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась  довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.

 

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван "Великой депрессией" и второй мировой войной.

 

После второй мировой воины внешняя  торговля возобновилась и стала  расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный "нефтяным шоком". С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, "взрывной рост" экспорта товаров.

 

Если сопоставить среднегодовые  темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темны роста  производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ - 30%, Великобритании - 30%, Норвегии - более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте. Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).

 

Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли:

 

Б = Э - И

 

Баланс внешней торговли может  иметь положительную или отрицательную  величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

 

Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов. В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

 

* определение объема и структуры  мирового производства

 

*развитие международного разделения  труда

 

* посредничество в различных  видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность  рыночных субъектов различных  стран, международный обмен технологиями и т.д.).

 

1.2 Цель, принципы и приоритеты  ВЭД России

 

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в  глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

 

Достижение этой цели предполагает:

 

· специализацию российской экономики  на производстве высокотехнологичной  продукции и товаров с высокой  степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

 

· усиление позиций России на мировом  рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции  и продовольствия;

 

· обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

 

· достижение лидирующих позиций в  осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке  правил функционирования глобальных энергетических рынков;

 

· реализацию конкурентных преимуществ  в сфере транспорта, аграрном секторе  и сфере переработки сырья;

 

· усиление роли России в решении  глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

 

· географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

 

· создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

 

· выстраивание стабильных диверсифицированных  связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

 

· укрепление торгово-экономических  отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН  и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

 

· повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной  договорно-правовой базы во внешнеэкономической  и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

 

Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице1.

 

Таблица 1. Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)

 

 

2010прогноз 

2015 прогноз 

2020 прогноз 

 

Экспорт товаров, всего 

503

 

385 

638

 

442 

903

 

477 

 

экспорт топливно-энергетических товаров 

313

 

230 

375

 

247 

484

 

232 

 

экспорт машин и оборудования 

30

 

28 

55

 

49 

122

 

94 

 

Импорт  товаров, всего 

434

 

385 

683

 

585 

943

 

703 

 

Экспорт транспортных услуг 

13,1 

23,4 

41 

 

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом 

46 

93 

216 

 

Прямые иностранные инвестиции в Россию 

64 

108 

209 

 

 

 

Здесь: числитель - в текущих ценах, знаменатель - в ценах 2006 года.

 

Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:

 

· обусловленность внешней экономической  политики целевыми ориентирами и  приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

 

· перевод экономики на инновационный  путь развития;

 

· активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

 

· открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

 

· предсказуемость условий привлечения  иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

 

· специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных  преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка  сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

 

· географическая диверсификация внешнеэкономических  связей, обеспечивающая закрепление  позиций российских экспортеров  и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

 

· активное участие в решении  глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

 

· расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

 

1.3 Развитие институтов обеспечения  внешнеэкономической политики

 

Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью  в России является необходимость воздействия на международную коммерческую деятельность отечественных предприятий в целом и повышения роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

 

Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование  доступа иностранных товаров  и инвестиций на российские рынки  и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.

 

С целью поощрения экспорта товаров  и услуг будет создана система  снижения рисков соответствующих операций. Экспортное кредитование превратится  в массовый продукт и будет  осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут законодательно закреплены условия предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.

Информация о работе Проблемы внешней торговли России