Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:10, реферат
Одной из первых форм международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит. Поэтому международная торговля дала толчок к построению целостной мировой торговли.
Введение
Глава 1. Теория экспортно-импортных операций
1.1 Внешняя торговля и её основные понятия
1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России
1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики
Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России
2.1 Экспорт и импорт России
2.2 Перспективы внешней торговли России
Заключение
Список литературы
В структуре экспорта в страны СНГ в 2009 году доля топливно-энергетических товаров составила 42,2% от всего экспорта в эти страны (в 2008 году - 41,0%). Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с 2008 годом на 33,0%. Физические объемы поставок нефти снизились на 10,8%, бензина автомобильного - на 8,1%, дизельного топлива - на 48,4%, топлива жидкого - на 61,0%, угля каменного на 39,8%. Значительно возросли стоимостные и физические объемы поставок газа природного - в 2,4 раза и на 90,1% соответственно.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,8% (в 2008 году - 13,0%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с 2008 годом на 40,6%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них снизился на 26,2%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 19,2%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 44,1%, продуктов прямого восстановления железной руды - на 69,7%, проката плоского из прочих легированных сталей - на 67,7%.
Доля машин и оборудования в 2009 году составила - 15,9% (в 2008 году - 19,3%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.
Удельный вес
Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ - 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).
Снижение стоимостных объемов
российского импорта в 2009 году было
связано с сокращением
В товарной структуре импорта из
стран дальнего зарубежья на долю
машин и оборудования в 2009 году приходилось
46,0% (в 2008 году - 55,9%). По сравнению с
прошлым годом стоимостной
Доля импорта
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции - на 5,8%, лаков и красок - на 29,4%, косметических средств - на 14,6%, мыла и моющих средств на - 14,1%, пластмасс и изделий из них - на 30,2%, каучука, резины и изделий из них - на 35,2%.
Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году - 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб - на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов - на 50,3%.
Удельный вес импорта
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году - 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования - на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования - на 75,6%, электрооборудования - на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых - на 76,9%.
Доля импорта
Доля импорта топливно-
Удельный вес продукции
Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году - 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,0% (в 2008 году - 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно.
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году - 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году - 14,5%), на страны ЕврАзЭС - 8,7% (8,2%), на страны АТЭС - 20,7% (20,3%).
По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ - 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).
Сальдо торгового баланса
2.2 Перспективы внешней торговли России
Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это - авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.
Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.
Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.
Развитие двустороннего и
Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.
Дальнейшее развитие экономического
сотрудничества и интеграционных процессов
стран СНГ будет осуществляться
в соответствии с положениями
Стратегии экономического развития
Содружества Независимых
· Совершенствование режима свободной
торговли на пространстве СНГ; создание
элементов единого
· Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
· Углубление сотрудничества в области
энергетики в целях повышения
надежности энергоснабжения и оптимизации
использования топливно-
· Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
· Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.
ЕврАзЭС является наиболее динамично
развивающимся интеграционным объединением.
В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с
Белоруссией и Казахстаном
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.
Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.
В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.
Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:
· Доступ к европейским технологиям и компетенциям;
· Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
· Стратегическое партнерство в сфере энергетики;
· Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
· Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.
Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Страны
Латинской и Центральной